7 мин.

Капитаны без плавания. Илья Казаков – о Сергее Семаке и жизни после футбола

Сергей Семак объявил о том, что больше не будет выступать в  «Зените» в качестве действующего футболиста. Пока непонятно, продолжит ли карьеру один из самых титулованных игроков российского чемпионата и где. Также неизвестно, какие клубы готовы пригласить Семака в свои тренерские штабы или руководство.

Не так много было капитанов в истории сборной России, чтобы не попробовать спроецировать их постигроцкое бытие на дальнейшую карьеру Сергея Семака. Никто не спорит: даже в футболе у сильных личностей пути разные, и подводить под общий знаменатель таких разных людей, как Онопко и Денисов, - себе дороже. Просто очень интересно задуматься после неожиданного признания зенитовца - есть ли в нашем футболе сегодня механизм, позволяющий использовать опыт, имидж, имя, да хотя бы просто замечательного человека себе и ему во благо.

Парадокс: только задумался, а сразу тянет сказать «нет». Чтобы укрепиться в первом своем мнении, начну не с национальной, а с клубных историй. Свежих историй, потому что судьба, например, Воронина (Валерия, а не Андрея) - это уже трагедия, щедро присыпанная пылью времени. Не каждый с ходу вспомнит, как он умер. И, к сожалению, не каждый с ходу скажет, кто такой Валерий Воронин.

Три фамилии навскидку: Радимов, Маминов, Титов. Каждая принадлежит если не легендарному, то, как минимум, звездному игроку. Три истории невостребованности.

Может быть, я ошибаюсь. Может быть, всего лишь эмоции. Но по мне - это все отражения одного и того же случая. Случая ненужности после карьеры. Разрыва между поколениями, между командами. Чем дольше я задумываюсь об этом, тем меньше вопросов у меня вызовет переход Денисова в «Спартак», если летом пружина его трансфера вновь начнет распрямляться.

Уверен, вы уже возражаете. Приводите контраргументы: сколько спартаковцев сейчас трудится в клубной академии, сколько армейцев работает у Гинера детскими тренерами.

Я с вами согласен. Точно так же, как вы, аплодирую двум московским клубам и всем остальным, идущим той же дорогой. Просто мы спорим о разном. Речь идет о капитанах – и только. О людях, которые были когда-то символами клубов. И понятно, что здесь тоже не может не быть приятных исключений.

Примеры невостребованности Радимова, Маминова и Титова показательны тем, что это игроки, совсем недавно выходившие на поле. Их игру еще хорошо помнят. Равно как их попытки обрести себя в новом качестве.

Наверное, «Зенит» повел себя гуманнее остальных. Просто выбор роли, кажется, изначально был неудачным. В любом большом интервью Радимова или о Радимове обязательно была история, показывающая: как любой большой талант, он был... не самым дисциплинированным и организованным человеком. Наверное, Владислав в роли начальника команды рано или поздно должен был сделать заметную ошибку. На такую должность идеально подходят бывшие хорошисты - с аккуратной прической, безупречно разложенными карандашами в пенале и неизменно внимательным взглядом на учителя или на руководство. В общем, мина была заложена не им. Неудивительно, что она рванула. Теперь он второй тренер в дубле. Мне, если честно, жаль. И я не знаю, увижу ли его прежним - озорным и с горящим взглядом. Мне хочется, чтобы он сам ответил на вопрос: что ему интересно в футболе? Кем бы он хотел по-настоящему вернуться?

История Маминова принципиально иная. Он, в отличие от Радимова, сразу знал, кем он хочет быть. И даже пробовал свои силы в тренерском ремесле. Получалось неплохо, пока его неизвестно кто не попросил на выход. Признаться, сначала даже было легкое удивление от интервью Маминова: не от факта расставания клуба с игроком, кто всю жизнь выступал только за «Локомотив», – к небрежной легкости перемен в Черкизове мы успели привыкнуть; от того, что он еще продолжал быть там. Вне какого бы то ни было информационного поля.

Человек, который своей судьбой во многом повторил историю взлета «железнодорожников»: из глухого запаса - в князи. И, главное, был политкорректен и профпригоден. И был капитаном клуба в его последние, лучшие времена.

Но куда удивительнее невостребованность Титова «Спартаком». Егор наравне с Тихоновым - олицетворение золотого века красно-белых. Но, в отличие от друга, Титов - стопроцентный спартаковец, от школы до капитанской повязки. Однако Тихонов пусть недолго, но сгодился нынешнему «Спартаку». У Титова не было даже одного сезона на скамейке запасных в качестве помощника тренера или в любой иной роли.

Я никогда не спрашивал - почему так. Не факт, что спросил бы. Слишком интимная тема. Если оттолкнуться от короткого разговора с отцом Титова на прощальном матче Евсеева, сведшегося в сухом остатке к единственному вопросу: «Почему он не в «Спартаке»?»

Не помню, пытался ли я ответить. Навряд ли. Потому что помнил, как без раздумий оставил Онопко должность спортивного директора РФС ради работы тренером-переводчиком у Рамоса. Чтобы затем оказаться вторым ассистентом у Слуцкого. Безусловно, ЦСКА - это иные деньги, иной уровень матчей, иные задачи. Но это все-таки был игрок, сыгравший за сборную рекордное число матчей. Пусть и отъезд Виктора из золотого «Спартака» в скромный «Овьедо» объяснял, почему такой выбор был возможен.

Другой многолетний капитан сборной был тоже зван в РФС, но вместо конкретики услышал разговоры о важности подъема и развития студенческой лиги. Дело важное, трудоемкое... Но Смертина логично не заинтересовавшее. Коусейру в «Локомотиве» сегодня многими вспоминается с теплотой. Однако Смертин покинул клуб вскоре за португальцем. Может быть, навредили слухи о назначении Алексея новым президентом клуба? Может быть, стороны «решили не продлевать заканчивающийся контракт». В любом случае Смертин держит сейчас паузу в публичной футбольной жизни. Новая учеба, развивающаяся школа на Алтае... Все это замечательно, только кажется, что этого слишком мало, можно было использовать потенциал с большей пользой.

***

Семак - чемпион страны с тремя клубами. Семак - капитан сборной в самом ее счастливом пока году. Семак - человек с безупречной для всего мира репутацией.

Кажется, кому, как не ему, изменить эту ситуацию. Создать новую реальность – сродни немецкой или французской, где опыт большого игрока незамедлительно и успешно используется тотчас же после окончания карьеры.

Я даже не знаю, хочется ли мне поверить в это, чтобы потом не разочароваться в своих ожиданиях.

Илья Казаков

Какой будет жизнь Сергея Семака по окончании карьеры? Что не так в российских тренерах? Зачем Кевин Кураньи взял в руки оружие на второй день пребывания в России? Что особенного в футбольной атмосфере Краснодара? За кем стоит последить в Испании, кроме Месси и Роналду? Кто они - восточные миллиардеры, возглавляющие европейские клубы? Об этом и многом другом - в новом номере еженедельника «Футбол».

Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях:

   

Подписка на еженедельник открыта: