8 мин.

Феттель наконец

Легендарный Интерлагос, арена Гран-при Бразилии, часто решавший судьбу чемпионства в последние годы, на этот раз был первой гонкой, на которую Льюис Хэмилтон приехал уже в статусе чемпиона мира 2017 года. Несмотря на сходу продемонстрированную скорость, этот уик-энд пошел для чемпиона по сложному сценарию. В это же время Себастьян Феттель наконец вернулся на верхнюю ступень подиума, выиграв гонку впервые с июльского Гран-при Венгрии и переломив полосу неудач, в которую он попал осенью.

Основная программа гоночного уик-энда, к которой относятся собственно квалификация и гонка, началась на этот раз, резко огорошив неожиданным событием. Льюис Хэмилтон только отправлялся на первую попытку в квалификации, когда внезапно потерял контроль над задней осью своего Mercedes в скоростном повороте Ferradura, отправившись в разворот. Льюис пытался "поймать" машину, но не успел; болид на довольно высокой скорости пересек полосу безопасности и уткнулся в отбойник. Передняя подвеска чемпионского Mercedes была разрушена, и квалификация на этом для Хэмилтона была закончена. В этом отличие старых классических трасс: за ошибку они "наказывают" строже. Там, где на современном автодроме пилот отделался бы разворотом на огромной полосе безопасности, на старых трассах просто не хватает места и, "здравствуй, стена!"

Итак, Хэмилтон сразу утратил шансы на поул, и в его отсутствие борьба за поул-позицию только разгорелась с новой силой. При отсутствии главного героя квалификаций нынешнего года много кто из его соперников получил шанс оказаться на вершине.

Квалификация на Интерлагосе проходила при перманентной угрозе начала дождя. Погода была пасмурной и приход дождевых туч ожидался. В итоге несколько капель брызнули только под самый занавес квалификационных заездов, как раз перед заключительными попытками третьего сегмента. Но это момент зачастую решающий! И в этот раз гонщики как раз выезжали на свои последние попытки.

В итоге этот момент решил судьбу квалификации. В отсутствии лидера Mercedes, Валттери Боттас защитил честь "серебряных стрел". Если после первых попыток финала лидировал Себастьян Феттель, в заключительной попытке Себ не смог улучшить время своего промежуточного поула. А Боттас рискнул, - и победил. Заключительная попытка Валттери позволила ему превзойти время Феттеля и принесла ему поул, уже третий в этом году. Это требует крепких нервов, - когда мозг понимает, что на трассу уже упали капли дождя, и есть вероятность, что где-нибудь окажется скользко, все равно атаковать как по-сухому, пользуясь тем, что трасса еще не успела намокнуть и разогретый асфальт продолжает сохранять высокое сцепление.

Так Боттас оказался на первом ряду стартового поля с Феттелем, с которым намеревался побороться за второе место по итогам чемпионата. Кими Райкконен квалифицировался третьим, и стартовал со второго ряда вместе с Максом Ферстаппеном, который вновь смог опередить напарника по итогам квалификации. Впрочем, Даниэлю Риккьярдо в любом случае предстояло стартовать в хвосте из-за очередных внеплановых замен элементов силовой установки.

Хорошо выступил Серхио Перес, показав шестой результат он фактически оказался "лучшим из остальных". Отлично квалифицировался Фернандо Алонсо, показавший седьмое время. После штрафа Риккьярдо эти двое поделили третий ряд стартового поля. С четвертого ряда стартовали две Renault, в этой паре Нико Хюлкенберг был быстрее Карлоса Сайнса. Пробился в десятку лучших Фелипе Масса, год назад трогательно прощавшийся с бразильской торсидой. На этот раз Фелипе предстояло стартовать уже действительно в последний раз в Формуле-1 перед домашней публикой.

Льюис Хэмилтон стартовал в гонке с пит-лейна, что позволило как следует поработать с машиной. Второй раз подряд по ходу этого американского турне Льюису предстояло прорываться через пелотон.

Себастьян Феттель стартовал лучше Боттаса. Себ решительно устремился в атаку в первом повороте, в ныряющих вниз влево по направлению движения трассы "эсках" Сенны. Алый болид протиснулся в узкую щель между отбойником и серебристым болидом соперника; они чуть не коснулись. Блестящая атака. Феттель вышел вперед, сходу возглавив пелотон.

Бурная борьба на старте привела к ряду столкновений и обернулась выездом автомобиля безопасности. Борьба бок о бок в Ferradura привела к контакту между Эстебаном Оконом и Романом Грожаном. Если Грожан смог продолжить гонку, для Окона столкновение обернулось проколом и поставило точку в потрясающей серии Эстебана финишей подряд; это был первый сход француза по ходу его карьеры в Ф1.

Еще раньше по ходу первого круга, в "эсках" Сенны столкнулись три болида. Red Bull Дэна Риккьярдо был отправлен в зрелищный разворот после весьма удачного для австралийца старта; он было уже отыграл несколько позиций, когда получил удар сзади. Борьба колесо в колесо между Кевином Магнуссеном и Стоффелем Вандорном привела к столкновению пилотов Haas и McLaren, далее Вандорн задел и болид Риккьярдо. Интересно, что хотя в этой троице наиболее заметный внешний эффект был произведен с машиной Риккьярдо, Дэн смог продолжить борьбу, ограничившись пит-стопом после первого круга. В то время как Магнуссен и Вандорн, просто коснувшиеся друг друга колесами, гонку продолжить не смогли. Касание оказалось жестким и привело к сильным повреждениям машин. Пока маршалы приводили в порядок трассу в районе "эсок" Сенны, пелотон пустили за пейс-каром через пит-лейн.

Риккьярдо вновь пришлось начинать прорыв сначала. Причем в этот момент Дэн, - из-за пит-стопа, уже был позади Хэмилтона. Как и в Мексике двумя неделями ранее, в этой гонке было два быстрых пилота ведущих команд, вынужденные прорываться сквозь пелотон, и это безусловно украшало гонку. Причем настройки Mercedes Хэмилтона были таковы, что Льюис порой ловил красивое скольжение своей "серебряной стрелы". К финишу гонки Хэмилтон, поднявшись на четвертое место, уже догнал Райкконена, но несмотря на несколько попыток атак и нахождение в DRS-зоне, Кими остался неприступен.

Даже не учитывая прорывы Хэмилтона и Риккьярдо, эта гонка была интересна. Хотя Феттель и лидировал, ни о каком доминировании лидера Ferrari не шло и речи. Позади Себа на ближайшем расстоянии постоянно находился Боттас. Райкконен стабильно шел третьим, но Макс Ферстаппен большую часть гонки также не выглядел лишним в борьбе за подиум, пока из-за повышенного износа шин он не был вынужден совершить второй пит-стоп. Кстати, получив свежие шины в концовке, Макс поставил лучший круг гонки с новым рекордом Интерлагоса. Любопытно здесь то, что для Ферстаппена это был второй лучший круг в карьере, а первый был установлен голландцем здесь же, на Интерлагосе, год назад.

Наиболее напряженный момент в сражении за победу произошел по ходу пит-стопов. Боттас остановился первым, в попытке "подрезать" лидера Ferrari. В боксах "Скудерии" отреагировали оперативно, на следующем круге зазвав на пит-лейн Себастьяна. Это было сделано как нельзя вовремя, потому что выезжая с пит-лейн Феттель мог почувствовать горячее дыхание преследователя. Боттас, успевший прогреть свежий комплект шин, настигал Феттеля на Reta oposta, но Себастьян отразил попытку атаки. За один круг Себ прогрел свои шины и восстановил небольшой отрыв от финского пилота Mercedes.

Кроме борьбы за победу и подиум, значительное внимание привлекала не менее красивая дуэль, в которой Фернандо Алонсо на протяжении всей гонки прессинговал Фелипе Массу. Пилоты McLaren и Williams, два ветерана, бывшие напарники по Scuderia Ferrari подарили зрителям еще одну красивую историю. По ходу гонки обоих опередили сначала Хэмилтон, а потом Риккьярдо, но Фелипе продолжал держать оборону от Фернандо. В конце гонки эту пару настиг Серхио Перес, уступивший обоим на старте, и борьба двух превратилась в сражение трех. Тем не менее, статус-кво здесь был сохранен. Масса финишировал впереди Алонсо и Переса, финишировал триумфально. Хотя год назад сцена после вылета Фелипе была крайне трогательной и запоминающейся, гонка в этом году в исполнении Массы выглядела гораздо более мощно. С домашней торсидой Фелипе попрощался на высокой ноте. Красивой была и сцена после финиша, когда заезжавшего после круга почета на пит-лейн Массу аплодисментами приветствовал Фернандо Алонсо, уже покинувший кокпит своего McLaren-Honda.

Себастьян Феттель довел-таки дело до победного. Вообще на протяжении всего уик-энда не покидало чувство, что уж на этот раз Себастьян всерьез поборется за победу. Поднявшись на подиум в окружении Валттери Боттаса и Кими Райкконена, Феттель наконец подарил этот праздник болельщикам "Скудерии". Они не побеждали с лета, это была пятая победа в сезоне, для Себастьяна 47 в карьере и третья в Интерлагосе. Какие разные были эти победы Феттеля на бразильской земле. В 2010 году победа была крайне важна в погоне за титулом, в 2013 году он в конце сезона выигрывал все подряд и на Интерлагос уже приехал выигравшим свой четвертый титул. На этот раз чемпионат уже был проигран, но эта победа стала крайне отрадной точкой. Ее в какой-то степени можно сравнить с голом престижа в футболе, но только цена такой победы гораздо значительнее. Ведь даже если чемпионат проигран, любая гонка - это отдельная история, и престиж победы в ней - это престиж победы в Гран-при.

Замкнул десятку бразильской гонки Нико Хюлкенберг, в то время как Карлос Сайнс стал первым, кто очков не набрал. Хотя Renault в конце сезона выглядит вполне солидно, демонстрируя неплохую скорость, команда так пока и не догнала Toro Rosso в Кубке конструкторов, несмотря на то, что дела "Скудерии" из Фаэнцы сейчас выглядят просто ахово. В такой ситуации даже сложно что-то требовать от Пьера Гасли и Брендона Хартли. Тем не менее, в этой группе, где близко расположен также Haas, вопрос еще открыт, в то время как с первой пятеркой команд все уже ясно.

С вступлением в права Liberty Media в прежде жестко зарегламентированном мире Ф1 стали появляться некие послабления, и проявлением такого в Сан-Паулу стало появление на подиуме после официальной церемонии награждения и интервью с первой тройкой, любимцев торсиды Фелипе Массы и Рубенса Баррикелло, да еще и с детьми. Рубенс взял импровизированное интервью у Фелипе, дав тому возможность еще раз поприветствовать домашнюю публику и сказать несколько слов в честь завершения своей карьеры в Ф1. Забавно, и в этом проявился бразильский характер, но было полное впечатление, что Масса с Баррикелло говорили дольше, чем продолжались интервью с тройкой призеров! Но и хорошо, что никого не прерывали и не торопили, в этом проявляется некая человечность и какая-то близость со зрителем.

И все-таки после этой гонки не оставляла мысль, насколько крутым был бы этот Гран-при, если бы борьба за чемпионат еще продолжалась! Вылет Хэмилтона в квалификации с последующим прорывом в гонке, победа Феттеля в напряженном сражении с Боттасом. Шикарный сюжет.