12 мин.

Пятое чемпионство

То, что должно было случиться, случилось. Неделей ранее в Остине совместные усилия пилотов Ferrari и не самая удачная гонка Льюиса Хэмилтона привели к тому, что вопрос об окончательном решении судьбы чемпионского титула в Формуле-1 в 2018 году оказался отложен. Отложен ровно на неделю, до Гран-при Мексики. И в Мехико чемпионство Хэмилтона уже ждали. Потому что для того, чтобы Льюис не стал чемпионом уже в Мексике, и вопрос отложился еще на две недели до Интерлагоса, должно было произойти слишком много не очень сочетающихся друг с другом вещей. Феттель должен был по-любому выиграть гонку, а Хэмилтон при этом финишировать не выше восьмого места. То есть в нынешних реалиях Ф1 это скорее всего означало, что Льюис должен был сойти в Мехико. Но при этом с Себа оставалась еще обязанность выиграть гонку.

Хотя автодром братьев Родригес достаточно необычная трасса в календаре сезона, и расклад сил здесь также мог быть не совсем обычным. В итоге в условиях разреженного воздуха мексиканского среднегорья быстрейшими машинами с начала уик-энда оказались Red Bull, а Mercedes не имел какого-либо преимущества перед Ferrari. Но все это опять же отлично вписывалось в сюжет, что Льюис Хэмилтон становился чемпионом мира именно в Мехико.

В итоге получилась практически калька с прошлогоднего Гран-при Мексики. Макс Ферстаппен выиграл гонку, Льюис Хэмилтон завоевал чемпионство. Макс, побеждающий в Мехико второй год подряд, стал рекордсменом по количеству побед в Гран-при Мексики среди действующих гонщиков. Более того, две победы Макса в Мехико - это столько же, сколько побеждали здесь в прошлом Джим Кларк, Ален Прост и Найджел Мэнселл; таким образом, Ферстаппен-младший стал четвертым пилотом, максимальное количество раз побеждавшим в Мексике. Макс Ферстаппен - рекордсмен по победам в Гран-при Мексики: мне, право, при этом упоминании слышится голос Макса и его незабвенное "это просто смешно!" Ну действительно, при всем уважении, пока сложно представить, что младший Ферстаппен уже умудрился на каком-то Гран-при добиться рекордных показателей.

Конечно, Макс Ферстаппен и Red Bull выступили в Мехико очень здорово. Но все-таки, не это было главным событием уик-энда. Пятое чемпионство Льюиса Хэмилтона - вот, безусловно, эпохальное событие.

Калька с прошлогоднего Гран-при Мексики и, как я уже писал в одной из предыдущих статей, 2018 год в принципе выглядит калькой с сезона 2017 года. Точно также Феттель хорошо начал сезон, точно также имел к летнему перерыву высокие шансы выиграть титул, точно также в осенней части сезона Себ и Ferrari потерпели фиаско, в то время как Льюис Хэмилтон и Mercedes выдали максимум, и очень уверенно взяли чемпионство.

Точно, как и год назад, титул был проигран Феттелем и Ferrari в первых выездных гонках: Сингапур - Сочи - Сузука. Год назад это были Сингапур - Сепанг - Сузука. В этой серии гонок Хэмилтон и Mercedes выглядели очень мощно. В то время как Феттель и Ferrari теряли. В оставшихся гонках сезона оставалось только констатировать чемпионство Льюиса. Как и год назад, Феттель здесь уже мало что мог сделать.

Как и год назад, титул чемпиона мира был завоеван Льюисом Хэмилтоном в Мексике, за две гонки до окончания сезона. Как и год назад, Льюис не смог победить в Мехико, и хотя и не был отброшен в хвост пелотона, как это было в 2017-м, но за победу толком не боролся. Как и год назад, кстати, Феттель финишировал в Мехико выше Хэмилтона: тогда четвертый и девятый, в этом году второй и четвертый. В целом, Себастьян очень хорошо проехал гонку в Мексике. Просто говорить о борьбе за чемпионство было уже слишком поздно.

Но что мы все о Феттеле, да о Хэмилтоне. Не забудем и других героев мексиканской гонки. Конечно же речь в первую очередь о Red Bull и Максе Ферстаппене.

О том, что Макс теперь обладатель наибольшего количества побед в Мехико, выше уже было сказано. Ферстаппен был быстрейшим во всех тренировках, и был очень близок к тому, чтобы выиграть в Мехико свою первую поул-позицию в карьере. Если бы это удалось Максу, он бы стал самым молодым обладателем поула в истории Ф1, побив рекорд Феттеля. Однако - не удалось. Макс показал лучшее время во втором квалификационном сегменте. И уже достаточно давно гонщику, который оказывается во главе протокола во втором сегменте квалификации, никак не удается взять поул в финале. Макс казалось был очень близок, чтобы нарушить эту статистику. Ан нет! И поул взял его напарник, Даниэль Риккьярдо, в последней попытке превзошедший время Макса на 0,026 сек. Мистика просто! Макс конечно был крайне недоволен и жаловался на перебои в работе силовой установки, что влияло на стабильность на торможениях. Тем не менее, он все равно был очень близок к поулу. Что касается Дэна Риккьярдо, австралиец завоевал третий поул в карьере и второй в 2018-м, а главное - первый за пределами трассы в Монако. Первого же ряда у Red Bull не было аж с 2013 года, с Гран-при США того года.

Интересно, что в финале квалификации были в полном составе пять команд. И если относительно Mercedes, Ferrari и Red Bull это стандартная ситуация, то Renault в полном составе уже менее частое явление. Что уж говорить о Sauber, приведшем в Топ-10 своих обоих пилотов! Так что в Мехико действительно возможны сюрпризы.

В итоге Хэмилтон опередил Феттеля на втором ряду стартового поля, аналогично Боттас впереди Райкконена на третьем. Четвертый ряд остался полностью за желтыми болидами заводской команды французского концерна, где Нико Хюлкенберг опередил Карлоса Сайнса, а швейцарская команда в ливрее Alfa Romeo заняла пятый ряд, Шарль Леклер впереди Маркуса Эриксона. Быстрая по обыкновению Force India на этот раз в финал не прошла, причем герой местных трибун Серхио Перес еще и уступил напарнику, Эстебану Окону.

Старт в Мехико по обыкновению один из самых интересных в сезоне. Здесь самый длинный прямой отрезок до первого поворота, плюс очень сильный слипстрим; разреженный воздух приводит к тому, что при максимальных углах атаки антикрыльев, как в Монако, прижимной силы на деле меньше чем в Монце. Вдобавок очень скользко на торможении перед первым поворотом. Условия максимально благоволят к обгонам и ошибкам пилотов.

На этот раз Дэн Риккьярдо провалился на старте, Макс Ферстаппен стартовал хорошо, но круче всех с места взял Льюис Хэмилтон, так что, пройдя Риккьярдо, чуть не вышел сразу в лидеры. Но все-таки Максу удалось оказаться в первом повороте впереди Льюиса, возглавив гонку. В это время за их спинами отлично стартовавший Боттас вовсю атаковал Риккьярдо за третье место, но Дэну все-таки удалось удержаться впереди. Не лучшим образом стартовали гонщики Ferrari. Феттель уступил Боттасу, а Райкконен проиграл старт Карлосу Сайнсу. Правда оба вскоре продемонстрировали прогресс: Себастьян смог опередить Валттери, а Кими прошел Карлоса.

К сожалению, снова очень недолго после старта продолжалась гонка Фернандо Алонсо; его столкновение с Эстебаном Оконом вскоре привело к тому, что испанец вынужден был припарковать свой McLaren на обочине. Этот отрезок карьеры завершается для Фернандо как-то грустно.

Pirelli  привезла в Мехико три своих самых мягких компаунда: HyperSoft, UltraSoft и SuperSoft, то есть SuperSoft был самым жестким составом в Мексике. Учитывая достаточно скользкое покрытие автодрома братьев Родригес и низкий уровень прижимной силы, машины здесь сильно скользят, что приводит к повышенному износу. Таким образом, в Гран-при Мексики было практически гарантировано два пит-стопа; редкость в нынешнем сезоне. И это добавляло интереса к гонке: больше тактических маневров, больше возможностей смен позиций.

Впрочем, Макса Ферстаппена эти тактические расклады казалось не волновали: он лидировал уверенно, держал ход гонки под своим контролем. Льюис Хэмилтон вначале держался вблизи Макса, но вскоре отстал, и далее долгое время шел в плотной группе вместе с Риккьярдо и Феттелем. Интересно, что на первых пит-стопах две команды зазывали своих гонщиков на одном круге. Сначала это сделали в Mercedes на 11 круге, затем в Ferrari на 17 круге. Обе команды отработали потрясающе четко; при этом отрыв между гонщиками позволял как раз провести пит-стоп первого пилота так, чтобы второй не терял времени в ожидании.

Первые пит-стопы не изменили порядок следования в первой шестерке: когда все гонщики сменили свои шины, они оказались ровно в том же порядке, что до начала волны пит-стопов. Статус-кво. Вот на вторых пит-стопах перемены в позициях уже были, но там в принципе тактика оказалась разной.

Интересно, что несмотря на большие возможности по тактическим раскладам, в этой гонке многое решалось в непосредственной борьбе на трассе. Очевидным по ходу гонки стало то, что у Mercedes есть проблемы с износом шин. Ferrari напротив прекрасно работала с шинами в Мехико, на длинных стинтах алые болиды смотрелись превосходно.

Второй стинт Себастьяна Феттеля был великолепен. На нем как раз проявилась отличная скорость Ferrari SF71H на длинном отрезке. Себ долгое время боролся с Риккьярдо, прессинговал Дэна, причем все это происходило в плотном трафике, когда лидеры прорывались через круговых. А ведь круговые пилоты также боролись между собой. Наконец на 33 круге Себастьян нанес атаку, которую Даниэль отразить не смог - в конце длинной стартовой прямой, на торможении перед первым поворотом. Поднявшись на третье место, Феттель устремился в погоню за Хэмилтоном, который, воспользовавшись борьбой Себастьяна с Даниэлем, успел оторваться от этой пары гонщиков. Тут то и проявилось преимущество Ferrari: Себастьян стремительно догонял Хэмилтона, а догнав, атаковал его и прошел на 38 круге. После чего спокойно оторвался от Льюиса.

Райкконен также был очень хорош на своем втором стинте. В отличие от Феттеля, Кими не провел какие-то классные обгоны. Но как и в Остине неделей ранее, он решил останавливаться только один раз, в то время как его соперники останавливались как минимум дважды. Поразительно, но на трассе в Мехико, где износ шин был довольно высок, Кими держал свои шины в пригодных кондициях на столь протяженном отрезке. Поэтому когда гонщики Mercedes отправились на свои вторые пит-стопы, Райкконен вышел вперед, и далее уже не уступал пилотам "серебряных стрел" вплоть до финиша. В итоге это привело Кими на подиум.

Правда подиум Райкконена вряд ли состоялся бы, если бы не сход Риккьярдо. Дэн конечно был разочарован, проиграв старт, но вряд ли долго рефлексировал по этому поводу, так как всю гонку был в борьбе и претендовал на подиум. На 60 круге Даниэль шел вторым, преследуемый Феттелем. Возможно его еще ждал второй пит-стоп, возможно нет. Однако после того как из-под капота Red Bull начал струиться дымок, Дэн оказался вынужден припарковать свой отказавший болид на обочине. Очередной сход австралийца по ходу нынешнего сезона, где его преследует просто невероятная серия неудач. Даниэль был страшно разочарован сходом в этой гонке, где Red Bull обладал столь хорошим темпом и претендовал на многое. После схода Риккьярдо команде оставалось только молиться, чтобы с машиной Ферстаппена все было в порядке.

В отличие от Ferrari, превосходно работавшей с шинами, у Mercedes все было не столь отрадно. К концу стинтов "серебряные" явно теряли темп. Очень любопытно выглядели синхронные ошибки пилотов Mercedes. На 46 круге Хэмилтон не выдержал под атаками Риккьярдо, перетормозив перед первым поворотом и срезав связку поворотов по газону. В конце круга Льюис отправился на свой второй пит-стоп. И тут же уже Боттас совершил точно такую же ошибку, как под копирку, в свою очередь обороняясь от Райкконена. В конце круга уже Валттери отправился на свой второй пит-стоп. В случае с Боттасом с шинами вообще вышла какая-то катастрофа, когда из-за схода Риккьярдо на трассе во второй раз был объявлен режим "виртуального сейфти-кара", Mercedes зазвал финна на третий пит-стоп. Это, кстати, позволило Валттери под занавес установить лучший круг гонки, но при этом он проиграл лидеру круг.

Впрочем, остальные, начиная с Нико Хюлкенберга, уступили победителю гонки два круга или более. Это произошло во многом из-за короткого кольца в Мехико, но также стало и лишним подтверждением разделения пелотона Ф1 на две лиги.

Кроме Риккьярдо, в Мексике также сошли все три испаноговорящих гонщика - и это в крупнейшем испаноязычном мегаполисе мира. Алонсо выше уже упоминался, но также сошел его фанат и наследник Карлос Сайнс, столь хорошо начавший эту гонку, и герой трибун Серхио Перес, который до момента, когда был вынужден запарковать свою Force India в боксах, всю гонку красиво боролся с Шарлем Леклером.

Леклер в итоге финишировал седьмым, позади Хюлкенберга. Для Sauber уик-энд в Мексике получился потрясающе успешным. Маркус Эриксон, как и Леклер закончивший квалификацию в Топ-10, приехал в очки в гонке, финишировав на девятом месте. Это был второй раз в сезоне после Австрии, когда оба гонщика швейцарской команды закончили гонку в очках. Это позволило Sauber опередить в Кубке конструкторов Toro Rosso-Honda, хотя в Мехико Пьер Гасли также приехал в очках, на десятом месте.

Неожиданным успехом завершилась гонка для Стоффеля Вандорна, начиналось для которого все очень тяжело. Но по ходу дистанции бельгиец неуклонно поднимался все выше и выше, темп McLaren-Renault был хорош, в итоге Вандорн финишировал восьмым. Небольшой лучик света для McLaren, положение которого в последних гонках становилось все более пессимистичным. Это первые очки для команды из Уокинга после Сингапура, а что касается самого Стоффеля, последний раз он был в очках еще в Баку.

Неожиданно без очков в Мехико осталась Force India, а также Haas, для которого мексиканский уик-энд с точки зрения результатов сложился просто ужасно, и Williams, у которого шансов на трассе братьев Родригес просто не было.

По сути после финиша в Мексике сложилось впечатление, что сезон уже завершен. Ведь главное событие уже состоялось. Как ни твердили Маурицио Арривабене и компания, что в этом году, что год назад, что напряженная борьба будет продолжаться вплоть до финала в Абу-Даби, но оба раза чемпион определился уже в Мексике. Нас ждут еще две гонки, атмосфера в которых будет уже своего рода предотпускной. Немного жаль, что подобная участь ждет гонку на великолепном Интерлагосе. Впрочем, на этой трассе бывали захватывающие гонки даже тогда, когда с чемпионатом все было ясно.

Впрочем, есть еще вопросы, оставшиеся в этом чемпионате нерешенными. Сражение за четвертую позицию в Кубке конструкторов, к примеру, а ведь это позиция лучшей команды "второй лиги". Хотя результаты Renault в Остине и Мехико и одновременно неудачи Haas скорее всего предрешили эту борьбу. Но еще McLaren и Force India могут побороться за шестую позицию в Кубке конструкторов, а Sauber и Toro Rosso за восьмую. Впрочем, все это вопросы второстепенные.

На самом деле еще один чемпионский титул у нас до сих пор не разыгран, и речь о Кубке конструкторов, который в этом году, в отличие от прошлых сезонов, Mercedes еще не выиграл досрочно. Но по большему счету, "серебряные стрелы" должны без проблем брать и командный титул. Mercedes имеет преимущество перед Ferrari в 55 очков; чтобы "Скудерия" продлила борьбу хотя бы до финала в Абу-Даби, ей нужно отыгрывать в Интерлагосе 12 очков. Впрочем, ничего нереального в этом нет. А вот сражение за третью позицию в личном зачете выглядит весьма любопытным, и здесь точно еще ничего не решено. Борьба вторых пилотов Ferrari и Mercedes, двух финнов, Райкконена и Боттаса. Кими имеет отличный шанс опередить Валттери по итогам сезона, и это была бы небольшая локальная победа "красных" над "серебряными". Покидая Ferrari, перед переходом в Sauber, Райкконен вполне имеет возможность красиво завершить этот сезон.