7 мин.

Осень патриарха. Каково сейчас болеть за «Арсенал»

Рассуждения о будущем «Арсенала» – в блоге «Англия, Англия».

alt

Однажды в Праге я встретился с одним старым болельщиком «Арсенала» по имени Ли. Он рассказал мне о временах Мартина Киоуна и Тони Адамса, хотя я не помню в «Арсенале» защитника старше, чем Сол Кэмпбелл. Ли вдовец и производил впечатление одинокого человека, которому матчи любимой команды приносят искреннюю радость. И я решил написать об «Арсенале» в его честь, словно авторский взгляд, положенный на его слова.

Сегодня может показаться, что число ноль нигде не имеет большего философского смысла, чем в «Арсенале». Ли рассказал мне, что так было не всегда. Лидирующие позиции «Арсенал» стал терять лишь в середине нулевых, когда английский футбол превратился в финансовую империю, которая расширялась не по дням, а по часам: во-первых, в премьер-лигу пришли российские нефтяные деньги – и много денег, а во-вторых, Фергюсон предпринимал последние шаги, чтобы навеки сохранить за собой культ личности и звание императора АПЛ.

Тогда была эпоха империй. Да и сейчас тоже, если поразмыслить. В Англии титул патриарха унаследовал главный конкурент сэра Алекса – Арсен Венгер.

Сейчас Арсену шестьдесят шесть. Желторотым птенцом не назовёшь, но для политика, коим Венгер, безусловно, является, это довольно юный старикан, которому рано садиться за написание мемуаров. Его имя по-прежнему чтит большая часть болельщиков «Арсенала». Разбухает и пенсионный счёт.

Однако что-то изменилось в 2016. Арсена нет-нет, да и критикуют в прессе, под напором «Лестера» непоколебимый образ аристократа с пустыми карманами, но богатого душой, дал трещину. Разговоры об отставке становятся всё громче, и кажется, что Венгер вот-вот предстанет у райских врат перед Святым Петром, сказав нечто вроде: «Как я рад наконец-то вас встретить». Траурный кортеж остановится перед «Эмирейтс»: «Спасибо, Арсен, но ты должен покинуть клуб; «Арсенал» же никуда не сгинет, просто у него начнётся новая жизнь, в которой наверняка будет много трофеев».

Как бы не так! Надеетесь, Венгер уйдёт через два месяца? Ну же, не будьте такими наивными. Бог существует, пока жив хоть один из его почитателей, а религии умирают лишь когда их вытесняют другие религии. Вы же не верите, что в следующем сезоне «Барселона» переедет в Лондон? Сейчас на Туманном Альбионе нет более грозной паломнической силы, чем Арсен Венгер.

Мир держится почти полностью на вере, причём неважно, основана она на истине или заблуждении, и в «Арсенале» верят, что лишь продолжая идти по собственному пути, можно оставаться на виду в безумной гонке капиталов премьер-лиги. Вечный конкурент «МЮ» ментально погрузился в середину таблицы, показывает невнятную игру и продолжает сорить деньгами на покупки непонятных футболистов, вызывая усмешку у футбольного сообщества. Нужно было добраться до позора, чтобы выяснить, что в клубе всё может пойти прахом, стоит отправиться на пенсию всего одному человеку – пускай очень умному и важному.

И всё было бы хорошо в «Арсенале», если бы болельщики наивно не доверились коварному соблазнителю, против чар которого они беззащитны. И так далеко они зашли, что слишком поздно давать задний ход.

Этот соблазнитель – настоящий романтик, способный пробуждать свет даже в тёмной душе. Прямо или косвенно ему верят все без исключения болельщики «Арсенала». Арсен Венгер тоже ему верит.

Соблазнителя зовут «Красивый футбол». «Арсенал» слагает в его имя легенды.

Неудивительно, что главный противник красивого футбола в АПЛ стал заодно и главным врагом Венгера. Не то чтобы Арсен и Жозе Моуринью соперничали так, чтобы друг без друга жить не могли. Но всё же бывало, что развязный португалец загорался в попытках доказать своё превосходство. Венгер же одолел врага, даже не вступая в прямую конфронтацию: он терпеливо ждал, пока Моуринью сам себя не погубит. Ему даже не пришлось побеждать «Челси» на футбольном поле.

alt

Моуринью – рок-звезда, которая гремит своим скелетом по сцене, впитывая любовь публики. Отсутствие внимания вызывает у него ломку. Жозе готов уминать славу двойными порциями, лишь бы приносили добавку. Тщеславие любимый из его грехов, прямо как у дьявола в известном фильме.

Во время первого пришествия в Англию опьяневший от новых чувств Жозе бульдогом напал на Венгера: «Я думаю, что он вуайерист. Есть парни, у которых дома стоит телескоп, и они любят подглядывать за тем, что творится в других семьях. Он всё говорит и говорит о «Челси». Пресса называет это играми разума, но Арсен благополучно сторонится их, поскольку его собственные цели находятся гораздо выше. В интервью он не атакует соперника, а подчёркивает с изяществом свою мудрость.

Что же видел Венгер в неуемном стремлении своего соперника задеть его? Ни больше, ни меньше, чем шалости ребёнка, который не может найти себе занятие и потому крушит всё вокруг. Слишком уж чуждо человеку высоких материй, который занят сохранением и преумножением своего наследия, отвлекаться на сиюминутные переживания. Арсен строит организацию, ему ни к чему сантименты, не нужно питаться восхищением репортёров. И когда Венгер впивался пристальным взглядом в самовлюблённую португальскую фигуру, он передавал молчаливый посыл: «Что, Жозе, разыгрался аппетит?»

И пока титулованного Моуринью во второй раз выгоняют из «Челси», притом, что в ряде других грандов он давно стал персоной нон-грата, Арсен продолжает гнуть свою линию, сохраняя могущество. Ни титулы, ни деньги не сравнятся с влиянием, которого Венгер добился в «Арсенале». Руководство, игроки и болельщики – к каждому он нашёл ключи, все пляшут под его дудку. Говоря об «Арсенале», мало кто вспоминает о канонирском прошлом клуба.Теперь это команда Арсена.

После первых сезонов Венгер поставил себе почти недостижимую цель, которая прежде не покорялась менеджерам на топ-уровне – продолжать работать в клубе независимо от результата. Грандиозные планы Венгера требовали решения хитроумных задач: как захватить абсолютную власть в организации, за которой следят миллионы поклонников, не вложив ни копейки в её акции. Многое было принесено в жертву, в том числе и футбол. Когда началась трансформация, харизматичные парни вроде Анри и Виейра покинули команду, к вящей радости Арсена, чтобы он мог начать строить империю, в которой всё было устроено ради его бессмертного правления.

Диего Косту никогда не позовут в Арсенал по той же причине, почему в Древнем Риме наилучшей судьбой, уготованной варварам, было участие в гладиаторских боях на потеху публике. Арсен прекрасно знает, что для укрепления своего авторитета «Арсеналу» нужны в первую очередь собственные воспитанники, лояльные и безоговорочно преданные. Но чтобы будущие поколения, повинуясь законам природы, не легли под ударом генетических болезней, время от времени «Арсенал» зовёт чужаков, которым удаётся не только впитать «гуннерскую» культуру, но и привнести в неё свой дух. Что же остаётся неизменным – непоколебимая вера в Венгера, который за короткое время становится для игроков духовным наставником и вторым отцом.

«Arsene knows». От этих слов становится тепло, будто вспоминаешь о близком друге. Старый преданный гуннер Ли пожимает плечами: «Венгер и есть «Арсенал». Но хотя я благодарен ему за прошедшие годы, я больше не уверен в том, что он способен выиграть премьер-лигу»

Если не считать сражений и крови, то история единоличных правлений сводится к одному: потерявший разум старый монарх до последнего борется за свою власть, пока молодой и сильный конкурент пинком не скинет его с трона. Можете сказать, что до этого ещё далеко. Но если зерно сомнения появилось даже в такой преданной фанатской душе, как у Ли, можно только представить, что происходит с теми, кто не в состоянии разделить «Арсенал» и Венгера. Но когда-нибудь они попытаются.

По большому счёту, Ли пытался не меньше других и заплатил самую высокую цену, если не считать тех, кто сбился с пути и перестал чувствовать «Арсенал» в своём сердце. И чем старше он становится, тем сильнее ему кажется, что мечты и воспоминания одно и то же. Он уже давно забыл слова, которые говорил друзьям в чемпионские времена, но иногда, пересматривая старые матчи, он чувствует, как пальцем по его спине скользит ледяная дрожь. Прошлое утекло в стремительном потоке времени, но иногда что-то возвращается.

Сегодня он рад заплакать из-за нахлынувших на него чувств, но не может – уже не может. Глубоко в душе он понимает, что в «Арсенале» слишком многое испорчено, чтобы в один миг вернуться на вершину. Но пока память с ним, он верит, что надежды на чемпионство ещё живы – а вместе с ними жив молодой человек, который был когда-то достаточно глуп, чтобы верить в Арсена Венгера – и он был очень счастлив.

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK