9 мин.

Над Кукушкиным гнездом или итоги SpbOpen-2010

Вот St. Petersburg Open-2010 и подошел к своему нелогичному завершению. Турнир произвел неожиданно хорошее впечатление, особенно на фоне не самых завышенных ожиданий. Конечно, на приличный уровень турнир вытянул Миша Южный: самые зрелищные матчи сыграл на турнире именно россиянин.

Прошлогодние финалисты Орасио Себальос и Сергей Стаховский проиграли уже в первом круге. Аргентинец выиграл лишь два гейма у Виктора Ганеску, а Сергей Стаховский в трех сетах проиграл Бенджамину Беккеру. Видимо, украинец не сумел оправиться от легкого испуга, полученного после выстрела из пушки Петропавловки.

В первые дни смотреть было особенно не на что. На трибунах — пустота с редкими вкраплениями людей. Одно вкрапление в первый день турнира меня особенно изумило: милая женщина великодушно согласилась комментировать матч Андреев−Рассел. Борис Боровский в юбке точно ухватил суть поединка: «Господи, как на разминке!». Максимо Гонсалес в матче против Матье рвал и метал. Сначала ругался на зрителей, а потом долго благодарил арбитра на вышке за близорукость. Расстроился.

Матье выглядел уставшим. Но даже уставший человек, заговоривший по-французски, обретает какую-то легкость.

Матч между Габашвили и Воландри начался для меня со счета 2:2 по втором сете. К тому моменту Теймураз первую партию уже проиграл. А две оставшиеся — выиграл, вернее, Воландри проиграл. Ребята сзади поражались, почему Воландри так резко сдал: «В первой партии же нормально играл!». Не знаю, не видел. Однако после матча в сети стали появляться недвусмысленные комментарии, подкрепленные котировками на бирже ставок, о характере поединка. Но это все поклеп, конечно же. Подобный сценарий пришлось наблюдать и в матче Турсунова с поляком Пшисенжны. — Молодец, Тимур!, — говорит болельщик.

— Спасибо, — скромно отвечает Габашвили.

Мастер-класс для детишек провели Сергей Стаховский и Виктор Троицки.

Страстный почитатель творчества Достоевского Янко Типсаревич мог бы задержаться в Петербурге подольше — теннис он показывал весьма приличный. Но уступил будущему победителю турнира Кукушкину.

Даниэль Брандс уступил Южному в двух сетах. У немца хорошая подача и... все, пожалуй.

До четвертьфиналов турнир протекал довольно буднично. Разве что Николай Валуев несколько разбудил зрителей. Но потолки в СКК «Петербургский» высокие, так что обошлось без эксцессов.

Лучшим, на мой взгляд, матчем стал поединок Южного с Ганеску. Румын вообще очень неплох: двигается хорошо, удары стабильны, а о подаче и говорить нечего. Трибуны к концу турнира значительно пополнели: начиная с этого матча свободных мест было меньше четверти. А матч был великолепен: и по содержанию игры, и особенно — по накалу эмоций. У румына был матчбол, но Миша не без поддержки местной публики матч вытянул.

Полуфинальный матч против Турсунова был чем-то похож на предыдущий матч Миши, с той лишь разницей, что Южный двигался чуть хуже. Трибуны опять вопили от восторга, поддерживая обоих. Но Митя сам отдал матч: имел три матчбола, да и просто играл лучше.

Юный болельщик на трибуне.

Румынский болельщик на трибуне.

Мальчик читает автобиографию Андре Агасси.

В другом полуфинале Михаил Кукушкин обыграл Илью Марченко. Перед финалом интрига заключалась лишь в том, начнут ли трибуны скандировать «Миша, Миша» — все-таки ситуация пикантная. Не хочется строить из себя оракула, но и перед финалом можно было предположить, что Кукушкин победит: все-таки Южный провел два трехчасовых матча за два дня и выглядел не лучшим образом. Но Южный, конечно, сражался до последнего, за что ему огромное спасибо. Но ясно было, что Кукушкин свое не упустит. Болели очень горячо. Порой доносились единичные выкрики «Давай, Мишааа!», после чего неизменно следовало дополнение — «Южный». Но и у Кукушкина была поддержка: один болельщик с флагом Казахстана на вип-трибуне очень активно поддерживал любимца. Долго ломал голову, на кого же похож Кукушкин. Меня осенило — на похудевшего Шарикова.

«Кукушкин, Кукушкин! Повернись к «Спорт-экспрессу» задом, а ко мне передом».

Южный присел, пока Кукушкин о чем-то спорил с арбитром. Кукушкин вообще много спорил.

Южный прилег.

Настоящим украшением финального матча стал, конечно, Мохаммед Лайани. Надо сказать, что он невероятно обаятелен и обходител не только на корте, но и за его пределами. Наблюдал за тем, как он ожидал своего матча: всем улыбнулся и подложил под спинку стула какой-то футляр — за осанкой следит, видимо. В финале же он срывал аплодисменты публики. То за русский язык почти без акцента, то за трогательно произнесенную просьбу «Ньэт флеш». А временами в него, видимо, вселялся дух Сергея Доренко, и Лайани произносил: «Ррррррррровно». Мастер-класс от Моххамеда Лайани.

Свой среди чужих.

Что ж, неожиданным победителем турнира стал Михаил Кукушкин. До этого его лучшим достижением был полуфинал Кубка Кремля в 2009 году. Тогда в полуфинале он уступил Михаилу Южному. Из других любопытных матчей Кукушкина можно отметить победу над Марином Чиличем на СпбОупен-2008. Кстати, тогда же Михаил обыграл Филиппа Давыденко с двумя баранками.

На церемонии награждения Михаил Южный поблагодарил болельщиков, свою команду и линейных судей, отметив, что они тоже иногда очень помогали.

Кукушкин разделяет радостные минуты со своей девушкой и тренером Анастасией Улихиной. Не самое типичное сочетание ролей, прямо скажем.

Михаила Кукушкина поздравил Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Казахстан в Российской Федерации Заутбек Турисбеков (я записал). Он очень страстно что-то говорил про сотрудничество России и Казахстана, про Единый таможенный союз. А переводчик, молодой человек — перед началом турнира, видимо, купивший книгу «Английский за семь дней» — произнес «Together we can make all», чем и ограничился. Затем директор турнира Михаил Рыдник объявил турнир закрытым и удавшимся. В общем-то, так оно и было. Турнир действительно получился.

Ну и напоследок — немного о личном. Никогда прежде не было желания ни у кого взять автограф, хотя возможностей была уйма. Но Виктор Ганеску меня почему-то зацепил. Игрок он хороший и человек скромный, а это незатейливое сочетание меня всегда почему-то покоряет. После матча с Южным подхожу к стенду, где должна начаться автограф-сессия с румыном. Милые девушки говорят мне, что я первый и могу занимать очередь. «Первый и… последний» — в шутку добавляет девушка и оказывается неправа. Желающие были. Ганеску очень милый и учтивый. Прошу считать это официальным заявлением о вступлении в ряды ганескианцев.