7 мин.

Английская среда. Вокруг круга

Дмитрий Долгих в колонке для Sports.ru анонсирует возвращение в дело английской сборной, всматриваясь в абстрактную картину ее очередного тупика, не находя слишком много аргументов в пользу сохранившего пост тренера Фабио Капелло и отмечая ограниченные возможности «трех львов» к обновлению.

Никогда не задумывались о том, что выражение «замкнутый круг» как-то излишне депрессивно? Круг и без того штуковина не особенно разомкнутая, а пристегнутое к нему определение лишает последних надежд, удваивая столь печальный эффект. Не Фабио Капелло, впрочем, жаловаться – с его увлечением творчеством Кандинского поиски в кругах скрытых смыслов и в смыслах скрытых кругов наверняка давно вошли в привычку.

Абстрактная картина, совместно написанная два месяца назад в Блумфонтейне англичанами и немцами, итальянскому тренеру при всем желании понравиться не могла. Прямоугольники, прямые линии и незаметные глазу простого лайнсмена пересечения остались на втором плане, а первый размашисто заляпали черно-красно-желтые мазки германского доминирования. Многочисленные подтеки, царапины, нецензурные буквы в устах фанов и послания с завуалированным и не очень сексуальным мотивом в общем хаосе рушащегося английского футбольного мира – это уже скорее территория не Кандинского, а Сая Твомбли, также безмерно уважаемого Капелло.

Василий Кандинский «Вокруг круга». Фото:

Абстракционизм в концепции очередного английского нетриумфа хорош тем, что каждый в нем увидел то, что хотел увидеть, эмоционально собрав в кучу все свои предубеждения, стереотипы и комплексы, всплывающие при упоминании такого явления, как сборная Англии по футболу. Этот каждый останется жить со своими представлениями, а вот истинный смысл картины снова придется постигать Капелло.

Главный и самый интересный на данный момент вопрос – почему именно ему – уже неактуален. Английская федерация, чуть поколебавшись, приняла решение, и итальянец сохранил свой пост. Однако ж пока не начались новые игры и новые попытки отыскать верный смысл все в той же окружности, почему бы, собственно, им не задаться.

Логику федерации понять несложно. Во-первых, ей не очень хотелось платить итальянцу солидную компенсацию, а во-вторых и, видимо, в главных, не хотелось начинать мучительные поиски нового тренера. Очевидно же, что найти подходящего тренера даже (а, быть может, и тем более) для топ-сборной совсем непросто. Центр футбольной жизни все равно смещен в клубную сторону, передовая мысль концентрируется вокруг него, а со сборными по большей части работают люди, для которых это или первый профессиональный опыт или последний. Капелло из таковых едва ли не лучший выбор, а потому упускать редкую находку после первого же, пусть и неудачно закончившегося цикла все равно не хотелось. Проще говоря, английские боссы решили не заморачиваться.

Меж тем в проекте сборной Англии образца чемпионата мира в ЮАР не было ничего незавершенного, ничего недосказанного, в нем не было никаких обещаний на будущее. Команда была нарочито и показательно выстроена по принципу «здесь и сейчас». Капелло словно специально лишил себя шанса на оправдание перспективами – он собрал предельно возрастную сборную, вытащил из архивов Каррагера и попытался вытащить Скоулза и отказался от любых мостов, канатов и просто веревочек в будущее. Единственное, к чему в ЮАР было безоговорочно применимо слово «завтра», получило номер 23 и весь турнир просидело на лавке без шансов стать «сегодня».

За все это Капелло никто не должен винить – это его выбор, на который он имел полное право. Однако когда все деньги бросаешь на одну ставку и проигрываешь, дальше играть обычно не на что. Причем поражение англичан получилось не случайным, не обуславливалось недружественным стечением обстоятельств, а вышло полным, однотонным и системным. Капелло этого не отрицает, но делает акцент на том, что команда изначально была уставшей и неготовой физически: «Я был доволен отборочными матчами. Когда мы играли в марте, игроки были в хороших кондициях. Однако к товарищеским матчам накануне ЧМ ситуация изменилась… Мы пытались сделать все, что могли. Я разговаривал с доктором и с физиотерапевтом, но улучшить ситуацию не представлялось возможным».

Более того, Капелло не исключает повторения той же истории на следующих крупных турнирах, связывает хорошую готовность немцев с зимней паузой в бундеслиге и сетует на перегруженность английского клубного календаря. Тут с тренером трудно спорить или не соглашаться – ему определенно виднее. Вызывает опасения только то, что непосредственная подготовка и ведение команды по чемпионату мира, при всех оговорках, имеет больше общего с работой клубного тренера, чем тренера сборной, а потому сослаться на нехватку опыта итальянца здесь вряд ли получится, а потому вряд ли имеет смысл ждать в этой области существенного прогресса.

Замечаниями о физике, впрочем, объяснения причин английской неудачи по Капелло не ограничиваются. Тренер кое-что сказал и про психологию, а накануне недавнего товарищеского матча с венграми и вовсе признался: «Я не знаю, что нужно сделать, чтобы изменить психологию игроков». В общем, это явно не те слова, которые хочется услышать от тренера в такой ситуации.

Психология долгое время считалась одним из главных козырей Капелло, однако в Южной Африке этому пришел конец. Дело не только в знаменитом выступлении Джона Терри, но и в общем недовольстве английских сборников режимом, который на чемпионате мира предложил итальянец. Авторитарный режим крепок ровно до тех пора, пока авторитет лидера находится вне подозрений. После ЮАР подозрения появились: публику разочаровал результат, игроков – внутренние сложности.

Время, когда большинство охотно поддерживало любое решение Капелло, ушло, вернее всего – безвозвратно. Тренеру, словно однажды совравшему, уже не верят на слово и любое его действие теперь по умолчанию встречается не одобрением, а сомнением. Англии нужно было во что-то верить, и она два с лишним года верила, что Капелло знает путь к успеху. Больше этой магии нет – и итальянца уже вовсю критикуют из-за каждой мелочи. Неуклюжее прощание с Дэвидом Бекхэмом посредством ТВ-интервью раньше бы приняли за решительный и волевой шаг, а теперь считают образцом бестактности. В отказе играть за сборную Пола Робинсона и Уэса Брауна сейчас видят очередные признаки проблем коммуникации тренера со своими подопечными и даже отсутствие Пола Скоулза, которому Капелло накануне ЧМ не позвонил лично, многие всерьез ставят в вину тренеру. Дополнительный абстрактный мазок, вроде бы ни с чем не связанный, на этой мрачной картине – странная история с испанцем Микелем Артетой, который якобы не прочь поиграть за английскую сборную.

Враждебность публики, безусловно, осложнит работу Капелло, но не сделает ее невозможной. В конце концов, несмотря на всю свою могущественность, английские фаны довольно предсказуемы и если результаты к сборной вернутся, светлые тона снова начнут вытеснять темные, а надежды – разочарование. Невозможной работа может стать, если вслед за болельщиками контакт с тренером потеряют (или уже потеряли) его подопечные. Об этом догадаться сложно, хотя косвенные признаки для итальянца не слишком оптимистичны. Если конструктивные рабочие отношения действительно утрачены, то английской федерации уже придется выслушивать обвинения не в конформизме, а в халатности и непрофессионализме.

У англичан сложная отборочная группа. Швейцария, Болгария, Уэльс и Черногория в статусном смысле, конечно, ровней «трем львам» не являются, однако они все достаточно крепки, чтобы каждый в стиле Алжира при случае воспользовался слабостью фаворита. Матчей при этом мало, и каждую ошибку придется долго исправлять.

Существенного обновления сборной тем временем не произошло – за исключением Кирона Гиббса, который особенной роли за спиной Эшли Коула все равно играть не будет, первый список Капелло в новом цикле целиком состоит из тех, кто ездил на ЧМ, или кто был отбракован перед ним. Отсутствие из-за травм лидеров «Челси» лишь на время откладывает возвращение нестыковочной проблемы Джеррарда и Лэмпарда, а в остальном все тот же невформенный Апсон, Кэррик, Райт-Филлипс да Питер Крауч. Начался очередной цикл превосходства в готовности Тео Уолкотта над Аароном Ленноном, но и тут нет ничего нового. Снова в команде Адам Джонсон, Джолеон Лескотт, Эшли Янг, Даррен Бент – преимущественно в том же состоянии, что и до чемпионата мира, только лишенные опыта участия в нем.

Капелло очень сложно в этом винить – круг претендентов в его команду по-прежнему не очень широк и, что важнее, не очень юн. Радикальное омоложение в этих условиях можно провести, только потеряв контакт с разумом: ни Джек Уилшер, снова оказавшийся в запасе «Арсенала», ни Энди Кэрролл с Марком Олбрайтоном, которые пока провели только по паре убедительных матчей на уровне премьер-лиги, не являются игроками, но которых можно положиться прямо сейчас, в важных матчах европейской квалификации (структура группы такова, что неважных не будет). Все это не играет на руку поклонникам Капелло – в отсутствие свежих людей ему придется генерировать свежие идеи, что с потенциальным новым тренером априори было бы сделать попроще.

В многогранной карьере Капелло, впрочем, отыщутся обнадеживающие примеры на все случаи жизни. Итальянца сильно критиковали и накануне большого успеха (в «Роме» в 2000-м, например), и сразу после него («Реал»-2007). Замкнутый круг английского футбола при Фабио Капелло все еще может стать менее депрессивным. В противном случае слова тренера «я доволен тем, что его выбрали, он молод, и определенные изменения явно назрели, я надеюсь, что он примет правильные решения» многие будут рады услышать в адрес его преемника. Они меж тем пару лет назад сказаны о Бараке Обаме.