5 мин.

Английская среда

Ну что ж, никакой а капелла у сборной Англии пока не получается – получается а вувузела, нечто монотонное и бессмысленно плохо реагирующее на происходящее. Самое интересное в ЮАР с командой Фабио Капелло, похоже, происходит не на футбольном поле и на то, чтобы что-то изменить, у нее остается полтора дня.

Забудьте о Джо Коуле – из всех небесспорных кадровых решений тренерского штаба сборной Англии на чемпионате мира самым неудачным, похоже, стало решение отправить на воскресную пресс-конференцию Джона Терри. Выступление экс-капитана уже назвали революцией (путчем, бунтом), а самого экс-капитана уже назвали Робеспьером (героем-правдорубом, идиотом). История найдет достойное определение случившемуся, если оно вдруг кого еще будет к тому времени интересовать, но сейчас англичанам не до нее – у них осталось полтора дня, чтобы глобальным неразрешимым вопросам предпочесть локальные разрешимые.

По сути, Терри не самым ловким (как у него заведено, когда дело не касается непосредственно игры) образом выразил то, что внутри сборной, очевидно, кипит уже давно. Романтический налет игры в железную дисциплину смыт, а сама игра ее участникам наскучила, лишившись былого символизма. Отношения Фабио Капелло с командой, похоже, дошли до предкритического состояния, которое только масштаб личности итальянца не позволяет назвать преддоменековским. Игроки недовольны отшельнической жизнью на базе, манерой тренера оглашать состав за два часа до игры, жесткой тактикой и тактической жесткостью Капелло.

Нетрудно догадаться, почему то, что здорово работало раньше, перестало работать сейчас. С самого начала подход Капелло резко контрастировал с подходом Макларена, а уж тем более Эрикссона. При этом от результатов работы с Эрикссоном, а уж тем более с Маклареном у игроков остался скверный осадок. Иные методы Дона Фабио психологически прочно ассоциировались с иными результатами, тем более что иные результаты в отборочной кампании быстро последовали. Однако с некоторых пор все пошло сначала не совсем так, потом не так, а вот теперь совсем не так.

Точную дату «некоторых пор» назвать сложно, да наверное прямо сейчас и не так важно (все та же история разберется, когда ей будем нечем заняться). Возможно, началось все с лишения Терри капитанской повязки – вполне вероятно, что Капелло поступил правильно, но сама ситуация была безвыигрышной. Затем последовали неуместная история с Capello Index, которую не поняли ни болельщики, ни, вернее всего, игроки, запутанный, противоречивый и уж точно затянутый процесс выбора 23-х, которые поедут в ЮАР, и, наконец, уже в ЮАР гадания на вратаря.

Всегда сложно говорить о том, чего не видишь своими глазами, но тут с очень большой уверенностью можно предположить, что Капелло утратил репутацию непогрешимого в глазах собственных игроков. Дальше вполне естественным образом одно пристыковалось к другому, а футбольные просчеты бросили тень на нефутбольные методы. Сначала выразил недовольство Джеймс, затем сорвался Руни, потом дело усугубил Терри. В итоге ко всем внутренним проблемам и традиционным внешним добавилась совершенно ненужная в данных условиях публичность.

До матча с Алжиром напряжение с трудом, но еще удерживалось внутри. Тогда казалось, что из двух проблем – психология и физическая готовность – основной причиной неудач является вторая. Сейчас так уже не кажется. Для начала Капелло заявил, что на тренировках его команда выглядит совсем по-другому, а в играх ее сковывает ответственность (страх) и она испытывает проблемы с настроем. При этом именно Капелло оказался первым, кто по-серьезному вынес внутренние противоречия наружу, позволив себе ряд заявлений, которые тренерам обычно делать не рекомендуют. Ну а дальше был Терри, который своей пресс-конференцией не только подбросил дров в костер пересудов об отношениях тренера с игроками, но и развел пару дополнительных костров (в частности, теперь уже вовсю говорят об отношениях Терри с другими игроками сборной и даже заложены основы будущих неловкостей в отношениях Джона с «Челси» по мотивам ухода Джо Коула).

Эти костры вполне могут спалить сборную Англии в ЮАР – очевидный вывод. И очень возможно, что парадоксальным образом неверный. Вялой, потухшей, безынициативной, аморфной (словарь вам в помощь для поиска дальнейших синонимов) команде, которой англичане предстали во встрече с Алжиром, кажется, не помешает уже ничего – непросто представить, что можно играть еще хуже. Зато теперь, когда вспыхнул и прорвался наружу внутренний огонь, появился пусть небольшой, но шанс, что эта сборная оживет. По крайней мере, публика получила доказательства, что она, во-первых, еще вообще жива, а во-вторых, ей не безразлично, что с ней происходит. Ну и в самом крайнем случае, если и уходить, то со скандалом, вылетать, так с треском, а гореть, так с пламенем, а не одним дымом.

Для того, чтобы реализовался не самый мрачный сценарий, Фабио Капелло и его англичанам за оставшееся до среды время нужно попробовать успеть сделать всего одну вещь. Проблема, сложившаяся внутри сборной, уникальна тем, что ее не надо решать глобально – в том смысле, что общего решения тут, вернее всего, найти в принципе невозможно. Зато возможно найти решение частное. Многое уже сошлось на том, что этот ЧМ – последний совместный шанс для этой группы игроков. Вряд ли столь яркому и талантливому поколению, трагически мало выигравшему на международном уровне, имеет смысл уходить таким образом. В известной степени его коллективная судьба решается в эти несколько недель, на которые ради такого дела вполне можно пойти на взаимные уступки. Примитивно говоря, Капелло и лидеры сборной Англии должны просто договориться – не раз и навсегда, а конкретно на сейчас и, если надо, поступиться частью своих принципов. В конце концов в экстремальной ситуации ради общего спасения и враги становятся союзниками, а здесь речь идет всего-то о нескольких разногласиях. Не очень верится, например, что Капелло так трудно изменить своей привычке оглашать состав за 2 часа до матча, если это так не нравится его подопечным, или таки выпустить Джо Коула вместо Хески, если все равно ничего не получается.

Турнир, подобный чемпионату мира, и вправду чрезвычайная ситуация. В его специфических условиях привычные повседневные модели нуждаются в корректировке. Гибкость взаимодействия тренера с игроками – ключевой вопрос для многих сборных. Капелло в этом отношении пока показывает себя человеком весьма неповоротливым, хотя, вообще говоря, это никогда не было для него характерно. Еще есть время доказать, что не характерно и сейчас.

В турнире, в котором пока ни одна сборная не выглядит беспроблемной и радикально более сильной, чем остальные, кажется, что коротким может оказаться не только путь от надежд до разочарования, но и наоборот. У англичан, на самом деле, есть шанс одним матчем снова радикально изменить свой курс на мундиале. В среду их ждет Словения – команда, которая совершенно не комплексует по поводу того, что в матчах с ней соперники регулярно играют сами с собой.