7 мин.

Что нам стоит чемпионат построить

Сегодня просто какой-то день исполнения желаний. Многие болельщики хотели услышать объявление о создании альтернативного чемпионата и прямо с утра его получили. Берни Экклстоун как-то сказал, что если команды пришли угрожать, они должны быть готовы «спустить чертов курок» – пожалуйста! Окей, пуля еще далека от своей цели, но это уже хоть что-то. Макс Мосли вообще может лицезреть воплощение всех своих самых смелых фантазий: «Формулу-1» со стандартными двигателями – ибо кроме «Косуорта» на данном этапе поставлять моторы некому, и со всеми командами, принявшими бюджетное ограничение – ибо нет сейчас никого, кто мог бы себе позволить выступать без него. Ах да, еще он хотел попробовать без «Феррари» и иметь два чемпионата. Тут, правда, неувязочка вышла, Макс желал объединить два первенства в одно, с одним призом на всех, ну да ладно – ему и так много перепало сегодня…

Но шутки в сторону, ибо положение серьезное, и команды шутить не настроены. Однажды, четыре года назад, они почти тем же составом уже упустили возможность создать альтернативный чемпионат, и урок (а состоит он не только в том, что где «Феррари», там и все, но и в том, что Берни так и не выплатил им оговоренные в 2005-м 50 процентов доходов от телевизионных прав) усвоили. Сегодня они знают, что нужно, во-первых, держаться всем вместе, даже несмотря на то, что в такой разношерстной компании соперничающих команд не может быть единого мнения кроме компромисса, и, во-вторых, научились не поддаваться на сомнительные увещевания со стороны власть имущих.

Если вам интересно, какой конкретно вопрос стал камнем преткновения в переговорах ФОТА с ФИА, посмотрите ответы руководителей команд на последний вопрос сегодняшней пресс-конференции. Все присутствовавшие – Хорнер, Браун, Уитмарш – отметили один ключевой момент. Отсутствие гарантий, что все будет именно так, как предлагает Макс Мосли. «Подавайте безусловные заявки, а там обсудим регламент», – приглашал президент ФИА. Но ведь если даже мы, обычные болельщики, видим ловушку и опасаемся, что никакого пересмотра правил не будет хотя бы потому, что на этот раз, по мнению Макса, это действо должно пройти с согласия всех подтвердивших участие команд, то почему ФОТА должна добровольно ступить в это болото? И то же самое по Договору Согласия – вы подпишите продление старого, а мы потом обсудим с вами новый! И это при том, что «новый» обсуждается уже не один год, а воз, как известно, и ныне там. Тем временем, получайте свои 25 процентов доходов, а еще 25 потом как-нибудь, ну вы же знаете. И Приложение 5 к спортивному регламенту, спорный какой-то пункт, давайте его совсем отменим, и забудем про Комиссию «Ф-1» и то, что именно она должна предлагать Совету ФИА все поправки к регламенту…

Итого: намерение ФОТА организовать свой чемпионат, такой, каким хотели бы его видеть команды и, постоянно подчеркивает Ассоциация, болельщики. Стабильный, демократичный и не погрязший по самые уши в алчности. Но от того, что слово прозвучало вслух, что сочетание «альтернативный чемпионат» появилось в пресс-релизе, более реальным он не стал. ФОТА приняла решение в четверг поздно вечером и, естественно, в пятницу у них нет ничего, кроме намерения – ни четкого плана, ни структуры. Джеймс Аллен пишет, что в паддоке пошел слух о том, что кто-то из руководителей повис на телефоне, обзванивая потенциальных организаторов этапов на автодромах, которые были раскиданы во все стороны во время погони Берни за восточными бабками. Далеко звонить-то, наверное, пришлось не всегда: вот он свободный от обязательств «Сильверстоун», прощаться с которым не хочет никто, так что даже Мосли, чувствуя настроения, начал тянуть его в свою «Формулу».

Можно ли создать чемпионат за девять месяцев? Мне было бы очень интересно узнать не теоретический, а практический ответ на этот вопрос. Мосли считает, что все это блеф, что к марту 2010-го все образумятся и займут свои боксы на пит-лейн «Альберт-Парка». А ведь сам обещал, что к марту (да что там к марту – уже сегодня!) для долго думающих мест на стартовой решетке не останется.

Оказывается, места полно. В «Формуле-1» образца 2010 года всего пять команд: «Уильямс» (точно), «Форс-Индия» (сейчас в раздумьях), «Кампос» (под вопросом), «Манор» и USF1. Еще был список запасных, на случай ухода по принципиальным причинам «Рено» и «Тойоты», но он начал редеть, как только стала ясна неизбежность сегодняшнего заявления об альтернативном чемпионате. «Лола», подумать только, после семи недель планирования, уже поставила модель болида на продув в аэродинамической трубе – стадия, до которой, наверное, еще USF1 не дошла, хотя и объявила о себе в феврале. Так вот «Лола» на этом этапе от «Ф-1» отказалась, как и N.Technology, которой не понравилось отсутствие в будущем пелотоне автопроизводителей. И даже забавно думать о том, что та палка, которой пытался загнать команды в «Формулу», Мосли, оставив вне заявочного листа «Продрайв» и «Лолу» – по общему согласию, самых сильных дебютантов, – эта палка способна своим вторым концом хорошенько треснуть президента по лбу, когда тот же Ричардс поинтересуется (а, возможно, уже сделал это) условиями вступления в альтернативный чемпионат.

Максу просто нечего публиковать в своем заявочном листе, нечего показывать и утверждать на Совете ФИА в среду, ведь не может же он во второй раз совершить такой ляп, как условные команды и участники, подтвержденные против их воли. Отсюда – судебный иск против всей восьмерки ФОТА, который позволит выиграть время и сделать вид, что это они сами во всем виноваты. А ведь так стремился побыстрее все объявить, чтобы дать новичкам возможность спокойно подготовиться к вступлению в чемпионат. И к чему им теперь готовиться?

Судебное разбирательство потенциально может стать главным препятствием на пути к альтернативной серии. Хотя, пятеро из членов ФОТА вообще ничего ФИА не должны – ну, не думает же Макс, честное слово, что после того, как Еврокомиссия разбиралась с той монополией, что устроила Федерация, она будет защищать «Формулу-1» от конкурирующей серии!? Проблемы могут возникнуть лишь у «Феррари» и двух команд «Ред Булл», причем главной целью ФИА, естественно, станет Скудерия. Итальянцы тоже времени даром не теряли, в понедельник в Лозанне запустили арбитраж по нарушению контрактных обязательств со стороны Международной федерации автоспорта. Так что можно запасаться юридическими словарями: нам предстоит услышать много интересного и не всегда понятного. Впрочем, чем бы ни закончилась эта сторона конфликта, уже сейчас ясно, что ФИА просто не может заставить «Феррари» выступать у себя в чемпионате, ежели конюшня того не хочет. Некий денежный штраф, который теоретически может быть наложен на Скудерию, нужно всегда воспринимать в сравнении с тем, что получит команда, покинув чемпионат.

Но все эти рассуждения – альтернативный чемпионат, «Формула-1» с непонятно какими командами, судебные тяжбы, – пока только одна из возможных моделей будущего. На самом деле, ФОТА выложила свой последний козырь, и надеется, что он сработает, что компромисс все же будет найден. Нет, нельзя сказать, что команды блефуют, но они как и раньше хотят выступать в «Ф-1». Отлученный от встреч и обсуждений ФОТА Адам Парр, исполнительный директор «Уильямса», присутствовавший на пресс-конференции в пятницу, был искренне удивлен тем, что команды удержало упомянутое отсутствие гарантий на изменение регламента: «Надеюсь, это слышат те, кто должен, потому что, если все так и есть, то решение может быть найдено». Действительно, вот он Всемирный совет ФИА в среду, возможность еще раз переписать регламент. Если за фигурой Мосли, конечно, эта организация еще не превратилась во что-то совершенно невидимое и бессловесное – на письма ФОТА она как раз ответила молчанием.

Конечно, самым простым решением был бы не альтернативный чемпионат, и не альтернативный регламент, а альтернативный Мосли. Казалось бы, доведенная до абсурда ситуация с «Формулой-1», созданная на абсолютно ровном месте, должна была бы запустить процесс его смещения с поста президента. Но нет, как обычно, Макс все видит в совершенно другом свете. Он говорил, что в июне примет решение о собственных перевыборах, и, можно считать, он это уже сделал. А как же, ведь у него миссия, он не может ее прервать! И не важно, что цель всего этого не ясна, а может и вовсе состоит в том, чтобы оправдать собственный не уход вопреки обещаниям…

Интересно было бы узнать, что по поводу происходящего думает третья сторона – Берни. Как сказал сегодня Фернандо Алонсо, теряют все: команды, пилоты, болельщики. Все, кроме ФИА, потому что денег в чемпионат она не вкладывает. Но Экклстоун и еще одна невидимая организация – CVC – теряют больше всех. Представить, что Макс орудует без ведома Берни, сложно, но и понять, как владельцы коммерческих прав могут одобрять все это, не проще. Так что, на мой взгляд, прав Джеки Стюарт – притихший в последние дни Экклстоун еще скажет свое веское слово в этой истории.