6 мин.

«ПОВЫШАЕМ КАЧЕСТВО АКТИВОВ»

 

На фоне сводок о пандемии и нудного сериала о том, как и когда нужно доиграть чемпионат РФ по футболу, ленту спортивных новостей оживило сообщение о новом владельце футбольного ЦСКА. 77,63% акций клуба приобрел ВЭБ.РФ – главный государственный инвестиционный банк России.

У этой истории был совершенно понятный и простой приквел. Фактический владелец клуба, Евгений Леннорович Гинер захотел новый стадион для своего ЦСКА, а средств не было. Если нет денег, значит нужно взять их в долг. Коммерческие банки не захотели иметь дело с Евгением Ленноровичем по целому ряду причин, которые не являются темой этого поста, а в таких случаях на помощь может прийти…нет, не микрофинансовая организация – это для простых граждан РФ, «большим и очень большим россиянам» на помощь может прийти государство, если конечно у Вас есть знакомые люди, обладающие правом решать вопрос по кредитованию от государства. ВЭБ.РФ, наблюдательный совет которого возглавляется Председателем Правительства РФ, выдал кредит на строительство нового стадиона. Сумма кредита 14 мрд. рублей, что по курсу 2012г. составляет порядка 450млн.$. Примечательно, что вопрос о выдаче кредита решился в апреле 2012г. – это уже после того как В.В. Путин стал избранным Президентом РФ, но ещё до его инаугурации, поэтому кто в наблюдательном совете одобрил эту сделку – старый премьер или уже новый (Д.А. Медведев) – загадка. Между тем это вопрос важный. Уже в первых статьях федерального закона о ВЭБ.РФ сказано:

«ВЭБ.РФ действует в целях содействия в обеспечении долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и создании условий для устойчивого экономического роста, повышения эффективности инвестиционной деятельности и расширения инвестирования средств в национальную экономику посредством реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, повышение энергоэффективности, поддержку экспорта и расширение доступа российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) на зарубежные рынки, а также иных проектов и (или) сделок в рамках осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, консультационной и иной предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности» (п.1, ст.3 закона 452ФЗ)

П.2, той же статьи:

  «ВЭБ.РФ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, установленных частью 1 настоящей статьи, и соответствует этим целям. Прибыль ВЭБ.РФ, полученная по результатам его деятельности, направляется в фонды ВЭБ.РФ и используется исключительно для достижения целей, установленных частью 1 настоящей статьи».

<Председатели наблюдательного совета ВЭБ.РФ - бывшие и нынешний (без головных уборов)>

Уже даже на основании вводных статей закона понятно, что оснований для кредитования футбольного клуба у банка не было, особенно учитывая тот факт, что будущий стадион никакого отношения к программе подготовки ЧМ-18 не имел. Эта сделка имела такие размеры, что по тому же закону должна была быть одобрена главой наблюдательного совета банка (т.е. премьером РФ) и судя по всему, пусть чисто формально, одобрена была. Вопрос – «кем»…

Если Вы ознакомились с выше приведенным вторым пунктом третьей статьи закона о ВЭБ.РФ, то сможете понять, что вся прибыль от деятельности футбольного клуба ЦСКА (в размере 77,63% его акций) теперь должна идти в фонды ВЭБ (т.е. государству), но оставив руководить этим клубом прежнего владельца банк вряд ли сможет рассчитывать на какую-нибудь прибыль, а поскольку кредитная задолженность пред банком погашена, то и проценты по кредиту больше не будут выплачиваться. Понятно, что купив акции ЦСКА, ВЭБ.РФ только усугубил ситуацию, поскольку единственным законным путем в этой ситуации был бы только путь начала процедуры банкротства футбольного ЦСКА. К сожалению, сделка о покупке акций клуба завершена при новом главе наблюдательного совета банка, при Мишустине М.В. Новый премьер, если одобрит сделку покупки акций клуба, запустит новую череду беззаконий вокруг клуба ЦСКА, а сделка на четверть миллиарда долларов (хотя кажется, что на сумму существенно бОльшую) требует решения по ней главы наблюдательного совета банка. Нельзя не помнить, что происходит всё это в тяжелейший для РФ период и речь идёт о растрате 20 мрд. рублей государственных средств.

Чисто футбольная статистика такова - в этом сезоне посещаемость ВЭБ-Арены в чемпионате РФ составляет чуть более 15 тыс. зрителей за игру, что меньше на 3 тысячи чем в прошлом сезоне. Клуб ЦСКА больше не второй клуб по посещаемости домашних матчей в Москве. Локомотив имеет посещаемость более 16 тыс. за матч, что почти в 2 раза выше чем в прошлом сезоне, а Динамо только несколько сотен болельщиков (в среднем за матч) уступает ЦСКА – более 14 тысяч зрителей. К тому же ЦСКА не играет больше в Лиге Чемпионов. Всё выше приведенное - это ещё три копейки к печальным перспективам ВЭБ.РФ получить прибыль с акций клуба ЦСКА.

Не добавляют оптимизма рассуждения чиновников ВЭБ.РФ на эту тему. Так не самое последнее лицо банка, первый заместитель председателя, Максим Кузовлев сказал: «Мы конвертируем в акции весь долг ЦСКА, в результате долга не будет. Это улучшает финансовые показатели самого клуба, делает возможным привлечение в этот актив инвесторов. До этого инвесторы не хотели идти в актив с такой большой долговой нагрузкой». Как будто бы потенциальные инвесторы имбецилы и не понимают, что между сделкой покупки акций клуба и сделкой цессии по выкупу его долга разницы никакой, потому как денежная сумма не изменится (без всяких манипуляций, разумеется), но во втором случае должник имеет (уже скорее «имел») жесткие обязательства перед кредитором и поэтому сохраняются какие-то шансы на возврат хотя бы части средств государству. А скандально известный экс-министр экономического развития РФ Максим Орешкин, будучи ещё при должности, заявил, что покупка акций футбольного ЦСКА банком это «повышение качества активов ВЭБ.РФ». Не иначе нефть или газ нашли на ВЭБ-Арене и вот-вот начнут качать. Господин Орешкин теперь будет сидеть в совете директоров футбольного клуба ЦСКА, в наблюдательном совете ВЭБ.РФ, а ещё будет помощником Президента РФ и от такого коктейля должностей становится ещё тревожней за государственные средства, доверенные ВЭБ.РФ. Мне кажется, что подобные рассуждения (обоих Максимов) от вседозволенности и ощущения безнаказанности, которыми пронизаны все уровни ВЭБ.РФ. Никогда никому ничего плохого не было за подобные вещи, а значит и не будет, поэтому почему бы не пофантазировать на тему толпы инвесторов перед ВЭБ-Ареной, которых смущает только цифирка  задолженности в бухгалтерской отчетности клуба ЦСКА, а если цифирку эту перенести из дебита в кредит, то сразу инвесторы все акции и раскупят. Вне всякого сомнения, что парни научились подобной демагогии у старших товарищей-коллег.

                                                                  <ДВА МАКСИМА>

Нам уже рассказали СМИ, что на здравоохранение РФ уходит 5,3% ВВП. В Германии и Франции эта цифра выше 11%, в США выше 17%. Мы никогда не приблизимся к этим показателям, если государственный банк будет разбазаривать государственные средства, незаконно выдавая кредиты на спорт, а затем списывать долги по этим кредитам, покупая очевидных банкротов. 300 млн. $ граждане России хотят получить на социальные нужды, а «шайбу-шайбу» болельщики ЦСКА могли бы поорать и в ничейных «Лужниках». Совершенно очевидно, что в Москве один футбольный стадион лишний. «Ничейный» Уэмбли может себе позволить Великобритания, но никак не Россия. Получилось иначе, растраченные деньги уже не вернуть, но делать ситуацию ещё хуже, списывая долг – это уже патология практически медицинского характера. Председатель Правительства РФ Мишустин М.В. должен оспорить сделку по приобретению акций футбольного ЦСКА государственным ВЭБ.РФ, в том числе и как Председатель наблюдательного совета банка. Если футбольный клуб ЦСКА не в состоянии обслуживать свой долг, должна быть начата процедура его банкротства.

Это были печальные рассуждения никак не о клубе ЦСКА или о его руководителе, скорее о государственных структурах и их кадровом составе. Никто совсем ни разу не сомневается, что подобная махновщина, процветающая в ВЭБ.РФ и не только, никак не связана с «некоторой заинтересованностью», некоторых служащих. Они, ей-богу - кристально честные все, просто плохо учились и были сосланы, типа на понижение, в высшие государственные структуры – «повышать качество активов». Только вот чьих…?