9 мин.

Анализ динамики игры «Арсенала» на флангах при Арсене Венгере

Собственные сторонники часто называют Арсена Венгера упрямым главным тренером. Его метод принес огромный успех лондонскому клубу, но некоторые, похоже, считают, что тактический прогресс затормозился. Одной из таких областей является ширина атакующей зоны; Адисия Сури дает нам некоторое представление об этом.

Презрение Арсена Венгера к традиционным фланговым игрокам было очевидно с самого начала его пребывания в должности главного тренера. Марк Овермарс, Робер Пирес, Фредди Юнгберг – все они использовались лишь на флангах, чтобы найти голевую позицию вблизи или внутри штрафной площади. Венгер предпочитал, чтобы его правые фланговые игроки забивали голы, а левые полузащитники были умелыми атакующими футболистами.

Если вы взглянете на состав "Арсенала" с 1996 года, то обнаружите, что команда редко использовала фланговых игроков, чья работа заключалась в подаче навесов, а также они не использовали таргетмена, который должен был получать эти навесы. Венгер имеет веру во владение с высоким темпом игры, где креативные полузащитники оказываются на фланге, чтобы помочь наладить связь с линией нападения. Этот аспект игры на фланге стал опорой на многие годы в клубе, и игроки, которые пришли, были куплены по тому же принципу.

Смерть схемы 4-4-2, которую Арсен использовал на протяжении многих славных лет, случилась из-за внедрения командами третьего человека в центр полузащиты. Два человека в полузащите, независимо от того, насколько хороши эти двое, не могли достойно конкурировать с оппонентами. Изменение произошло не только в "Арсенале", но и в менталитете мирового футбола, основанном на владении мячом полузащитой, что стало новым стандартом.

"Арсенал" переключился в полузащите на треугольник, построенный вокруг творческого таланта Сеска Фабрегаса. Передачи стали еще более заметными с изменением стиля игры. Однако Арсен Венгер застрял с "канонирами" против традиционных взглядов даже в новой системе. В связи с медленной перестройкой команды "Непобедимых" и трофейной засухой, которая последовала за этим, болельщики и эксперты начали находить некоторую закономерность в игре "Арсенала" на флангах. Центральные атакующие полузащитники были перемещены Венгером на фланги, что по-прежнему продолжает вызывать недовольство многих фанатов.

Проблема с таким составом состоит в следующем. Вингеров учат с самого раннего возраста помогать своим защитникам, отходя в оборону. Атакующие полузащитники не должны были выполнять большие оборонительные обязанности. Но это то, что Венгер ожидал от своих полузащитников, когда ставил их на фланг. Болельщики ругали француза за то, что Венгер не знал, что он делает; эксперты осудили Венгера за сковывание атакующих талантов некоторых игроков.

От большого количества №10, которые не научились отходить обратно, нельзя было ожидать хорошей формы на фланге. Необходим другой уровень тактического понимания, чтобы довести эту роль до совершенства. Даже в современном оборонительном футболе, очень малое количество №10 обременены защитой. Оборону "Арсенала" часто критикуют за частое отсутствие помощи от своих "крыльев" в полузащите, которые должны обеспечивать прикрытие.

Жесткая игра таких талантов, как Виейра и Жилберто, за несколько лет была принесена в жертву во благо более изменчивого футбола Рэмзи и Уилшера. Уход Фламини, в прошлом обладателя "темных искусств" в полузащите "Арсенала", совпал с пресловутой плохой игрой "канониров" в защите. Когда левый полузащитник смещается в центр, а левый защитник посылает мяч вперед, никто не заполняет пространство сзади. Отсюда и пропущенные мячи, отсюда и крики возмущения.

Когда Андрей Аршавин был куплен, Венгер, представлял игрока, который мог бы пасовать и мог бы врываться в штрафную с фланга для удара. Хотя Аршавин никогда по-настоящему не играл в этой роли, это лишь подтвердило тот факт, что "Арсенал" наигрывал эту тактику до потери пульса.

Насри стал глотком свежего воздуха для Венгера в сезоне, где Самир предстал тем игроком, которым может быть. Он был быстр, тактически умен и имел отличное видение поля. Он также развил в себе способность находить голевую позицию. Самир Насри был как никто близок к находке Арсеном истинного наследника Робера Пиреса.

Вот почему Венгер деформирует систему игры на флангах. Сочетание отличного атакующего защитника и тактически креативного полузащитника - это то, что Венгер пытается заново создать с момента потери связки Эшли Коул - Пирес. Арсен потратил годы и миллионы, желая воссоздать такую связку, которая ранее принесла ему столько успеха, и это остается причиной, почему "Арсенал" редко играет с чистыми фланговыми игроками на левом краю.

Явным свидетельством этой идеологии является то, как похожи Гаэль Клиши и Киран Гиббс на молодого Эшли Коула. Гиббс и Клиши прошли через систему, как настоящие наследники нацеленного на атаку левого защитника, каким являлся Коул во времена "Непобедимых".

Но почему Венгер настаивает на этой системе? Почему он так непреклонен в тактике и идеологии, в которых он отказывается рассматривать вингеров слева?

Ответ понятен, когда мы посмотрим на то, каким сильным когда-то было сочетание на левом фланге Пиреса, Коула и Анри. Робер Пирес был отличным центральным полузащитником, который начинал слева, но смещался в центр, чтобы раздавать разрезающие передачи. Он был одарен отличным видением поля и техникой, большинство его передач были направлены на Анри. Тьерри Анри использовал свою высокую скорость и чутье, чтобы делать забеги между защитников, создавая хаос своей способностью забивать или выманивать бегунков с другой стороны поля. Эшли Коул был быстрым атакующим защитником, который чаще, чем Пирес, находился в более выгодном положении. Он растягивал оборону и давал Пиресу возможность для передачи.

Этот триумвират был ответственным за 60 процентов голов "Арсенала" в сезоне 2003/04. Имейте в виду, что это была команда, которая имела неуступчивые качества Виейра и класс Бергкампа – и это только несколько имен.

Глядя на всех подписанных и воспитанных футболистов "Арсенала" для левого фланга на протяжении многих лет, только Лукаса Подольски можно отметить в качестве вингера, но также он может сыграть и как центральный нападающий. Жервиньо, Чемберлен, Мияити, Гнабри - количество фланговых игроков, которые воспитаны и куплены клубом, показывает философию игры на флангах Венгера.

Еще один наглядный пример мышления - разница в стиле игры Чемберлена, когда он находится слева. В качестве правого вингера, Чемберлен ожидает обойти противников благодаря скорости, мастерству и хитрости, и ринуться к линии ворот, чтобы сделать низкий навес. Слева, однако, вы редко увидите его бегущим к линии, он ворвется в штрафную на ее углу для удара или тонкой передачи. Последний матч с "Андерлехтом", где он играл на обоих флангах, подкрепляет теорию. Санти Касорла, а в последнее время и Месут Озил, стали жертвами одной и той же политики  все для восстановления былой динамики.

Со смертью схемы 4-4-2 и необходимостью играть только с одним нападающим, можно утверждать, что становится невозможным воссоздать эту левофланговую связку, и в этом есть некая доля правды. Без левофлангового нападающего никто не будет делать забегания по этому флангу. От одного футболиста на острие невозможно ожидать дерзкой игры, также как и поддержки или игры лишь с одной стороны. Это было бы слишком однобоко.

Но то, что некоторые не могут осознать, это то, что "Арсеналу" полностью подходит игра с двумя нападающими. Один начинает матч на фланге и зовется Тео Уолкоттом. Его значение для игры "Арсенала" является первостепенным и крайне важным.

Нападающий - это тот, кто получает мячи позади обороны противника, тот, кто играет позади плеча последнего защитника и забивает голы для своей команды. Уолкотт в сегодняшнем "Арсенале" выполняет все эти роли, с той лишь разницей, что он начинает на фланге. В то время как Анри работал на левом фланге динамично делая забегания между левым центральным защитником и левым защитником, Уолкотт забегает между правым центральным защитником и правым защитником.

С центральным атакующим полузащитником, играющим слева и смещающимся в центр, чтобы быть псевдо №10, "Арсенал" превосходит все остальные команды в полузащите. Это создает перегруженность 4 на 2 или 4 на 3, соотношение, которое даже становится еще большим в ходе контратак. С противниками, находящимися в смятении, справляясь с большим количеством умелых распасовщиков в центре поля, Уолкотт прорывается между центральными полузащитниками и защитниками, и находит диагональные или разрезающие передачи, которые проходят через оборону соперника. По крайней мере, такова идея этого стиля. Тео является в некотором смысле преемником Анри в этой системе Венгера, основанной на постоянном создании моментов.

Сезон 2012/13, с Касорлой слева, показал, наконец, что эта тактика приносит дивиденды. С очень быстрыми ногами и видением поля Касорлы, Уолкотт стал потенциально мощной голевой угрозой. Голевые передачи не всегда шли от маленького испанца, но его смещения в центр и создание пространства для полузащитников "Арсенала", предоставили место для забегов Уолкотта. Это показывают цифры: 21 гол с правого фланга. Это также дает объяснение, почему Уолкотт остался в "Арсенале", в то время как главной проблемой с его контрактом было то, что он хотел играть на позиции нападающего.

Длительные травмы ключевых игроков означали, что Венгер никогда не был в состоянии выставить оптимальный состав. Команде всегда есть куда стремиться.

С приходом Алексиса Санчеса и Дэнни Уэлбека, Венгер нашел двух нападающих, которые готовы делать постоянные забегания и прессинговать защитников. Уэлбек особенно блестяще работает на левом фланге и последние несколько недель показали, что "Арсенал" вернулся к 4-4-2. В той или иной форме, эта динамика будет по-прежнему сохраняться в команде Арсена Венгера. Будет интересно посмотреть на то, куда Венгер сможет поставить вернувшегося Уолкотта.