7 мин.

Fernando! Petrov is faster than you!

 

Отличная последняя гонка сезона – лучший финал чемпионата на моей памяти! Да, чемпионом стал не Веббер, за которого я стал переживать с середины сезона – чемпионом стал Себастьян Феттель, доминируя в Абу-Даби и в квалификации и в гонке… Мои мысли о Гран При Абу-Даби – в материале блога 51ЭЛЕМЕНТ.

Daily Telegraph front page

Впервые в истории на последнюю гонку чемпионата Формулы 1 приехали сразу 4 претендента: лидер сезона Фернандо Алонсо (Ferrari), Марк Веббер(RedBull), отстающий от Фернандо на 8 очков, Себастьян Феттель(RedBull) ещё в 7 очках позади, и, наконец, Льюис Хэмилтон(McLaren), сохранявший лишь математические шансы на титул – британец отставал от Алонсо на 24 очка.

На предыдущем этапе в Бразилии, когда Феттель выиграл гонку, не пропустив вперёд Марка Веббера – главного преследователя Алонсо, многие сочли это ошибкой; но теперь понятно, какой важной стала та победа для Феттеля. Но обо всём по порядку…

RedBull выиграл в Абу-Даби год назад, общественность ожидала доминирования Быков и в 2010, а если так, то для гарантированного чемпионства Вебберу предстояло победить, а Феттелю приехать вторым – даже 3-го места Алонсо для титула было бы недостаточно. Журналисты мучали Себа вопросами, пропустит ли он Веббера ради чемпионства команды или позволит Ferrari завоевать титул в личном зачёте. Мучения закончились в субботу – Феттель первенствовал в квалификации, а Марк Веббер ехал очень медленно: он стал лишь 5-м, уступив сокоманднику более полусекунды. Кстати, Алонсо квалифицировался 3-м и получал возможность спокойно доехать до финиша хоть 3-м – хоть 5-м, желательно не пропустив вперёд Марка Веббера – тогда он чемпион. Казалось, для RedBull всё кончено – но это было только начало…

На старте гонки Феттель отстоял первое место, а вот Алонсо пропустил вперёд Баттона – вообще вся нечётная сторона стартовой решётки стартовала неважно, что весьма необычно. Алонсо не хотел рисковать, а потому особо Баттону не сопротивлялся – «я 4й, а Веббер позади = чемпионская корона уже в руках» - думал испанец, но радоваться было ещё слишком рано.

Первое событие, как потом оказалось повлиявшее на исход чемпионата, произошло на первом же круге – появилась машина безопасности (SC). Повод был весьма серьёзным – Михаэль Шумахер чуть не погиб. Увлекшись борьбой со своим «бывшим оруженосцем» Рубенсом Барикелло, он развернулся на выходе из поворота (при помощи Росберга или нет - не совсем понятно, если касание между сокомандниками и было, то совсем лёгкое). Болид Шумахера развернуло поперёк трассы, причём прямо на траектории; с разных сторон проносились автомобили других участников. Что-то заставило Михаэля на секунду нажать на газ – машина дёрнулась в сторону обочины, а в то место, где мгновенье назад была голова семикратного чемпиона, влетел Витантонио Льюцци(ForceIndia)… Задняя часть Mercedes была полностью разрушена. Тем временем оба гонщика, целые и невредимые, выбрались из машин.

машина Льюци приземлилась в сантиметрах от головы Шумахера

Появлением SC воспользовались несколько гонщиков, чтобы совершить обязательную смену шин: в том числе Нико Росберг и Виталий Петров, после чего откатились в хвост пелотона. На командном мостики Скудерии об этих гонщиках как будто забыли, не воспринимая всерьёз их возможность побороться за очки – а зря.

Стратеги Ferrari пристально следили за Марком Веббером, и когда тот заехал в боксы за сменой шин, через пару кругов зазвали на pit-lane и Алонсо, чтобы гарантировать его позицию впереди австралийца. Это испанцу удалось, однако перед ним остались и Росберг и Петров, которым больше останавливаться уже не требовалось. Именно эта грубая стратегическая ошибка Ferrari и решила судьбу титула…

Алонсо быстро догнал Петрова, и стал пытаться его пройти. Однако по максимальной скорости на прямых «Рено» была чуть ли не лучшей, и держась на хвосте Виталия в поворотах, испанец нечего не мог противопоставить ему на прямых. Иногда Петров чуть хуже выходил из поворотов, позволяя Алонсо удержаться поблизости, но скорости Ferrari всё равно не хватало для обгона. Однажды Фернандо на торможении попытался обогнать, дело чуть не дошло до контакта – но оба гонщика продолжили бороться. Но время шло, а обгона так и не произошло: в итоге Феттель лидировал, пока виртуально набирая 25 очков; Алонсо должен был финишировать пятым, однако теперь обогнать Петрова было недостаточно (Кубица после пит-стопа оказался впереди их обоих) – испанец вновь активизировался за спиной россиянина, стал нервничать – в результате пылил по обочинам, однажды чуть не выбил Петрова. Андреа Стелла(гоночный инженер Алонсо) успокаивал Фернандо, но настойчиво требовал обгона, для которого Фернандо «необходимо использовать весь талант». Талант не помог – 35 кругов Петров сдерживал Алонсо, так и не допустив ошибки, вопреки ожиданиям испанца; после финиша пилот Скудерии грозно грозил Петрову кулаком, считая того виновным в потере титула – отчасти это так: даже с учётом проваленной тактики, Фернандо мог выиграть титул, если бы обогнал Петрова хотя бы за 15 кругов до финиша – Кубица тогда бы тоже остался позади. Никакой причины у Петрова пропускать Алонсо не было, так что жестикуляции Фернандо вызваны лишь розочарованием от упущенных возможностей. Командную тактику, как в случае с Массой, не применишь – Renault в любом случае хотелось, чтобы гонщик с её мотором выиграл чемпионат. Наоборот, многие зрители комментировали борьбу словами: «Fernando!_Petrov_is_faster_than_you!» …

Петров под атаками Алонсо

Тем временем Себастьян Феттель уверенно лидировал. Гийом Рокелен, гоночный инженер Феттеля, с волнением в голосе сообщал Феттелю что всё хорошо, он уверенно лидирует – но вполне разумно ничего не говорил о чемпионских шансах. Феттель «начал что-то подозревать», особенно заметив на больших экранах, как «Renault» сдерживает «Ferrari» Алонсо. Лишь после финиша как Феттеля, так и Алонсо, Рокелен радостно объявил: «Weltmeister!!! Sebastian Vettel, you are the WORLD CHAMPION, well done, enjoy it. You are the best». Себ просто рыдал, не веря своему счастью: «Ooh! Thank you boys. Unbelieveable. Thank you I love you. Unbelieveable». Феттель стал самым молодым в истории чемпионом Формулы 1 – сначала Алонсо в 2005(в 24 года), потом Хэмилтон(в 23,5 года) в 2008 году – чемпионы становятся всё моложе. Феттелю всего 23, кроме того он лишь второй, после Шумахера, немецкий чемпион в истории Королевы автоспорта.

Я считаю, победил Себастьян по делу: в последней гонке он был безупречен. У RedBull на этот раз не было того подавляющего преимущества, как в Бразилии или Японии, однако Феттель сумел, пилотируя на пределе, вырвать поул у Хэмилтона. Затем безошибочный чистый старт и спокойный пилотаж на протяжении всей дистанции гонки. Конечно, сезон получился неровным – тараны Веббера и Баттона, технические проблемы и собственные оплошности. Но Себ почти всегда был быстр и, всё же, учился на своих ошибках: после Бельгии он был стабильно быстрее Марка, и притом ошибок не допускал. Во всяком случае, титул Феттеля получился более ярким, чем прошлогоднее доезжание Баттона во второй половине сезона, сохраняя очковый запас. В Абу-Даби Феттелю было нечего терять, шансы опередить Алонсо были минимальными, но Себастьян сделал всё от него зависящее – и удача, в лице тактического просчёта Ferrari, повернулась в Феттелю лицом.

Хорнер, Феттель, Ньюи ликуют

В любом случае, выиграй Фернандо в Абу-Даби титул – всё равно сразу бы вновь вспомнилась история с «Fernando is faster than you», многие бы мысленно вычли те «нечестные» 7 очков, и получили чемпионство Феттеля…

Петров запомнился теперь по всему миру, как человек лишивший титула Фернандо Алонсо – лишь третья хорошая гонка за сезон, однако последний этап всегда запоминается, и весь сезон не кажется таким уж провальным!

P.S. Тем временем в Абу-Даби стартуют тесты молодых пилотов, где в том числе будет выступать чемпион Формулы Рено 2010 года – Михаил Алёшин, на Renault R30. Будем следить.

Ну а чуть позже я планирую более обстоятельный анализ прошедшего сезона.

ПОДПИСАТЬСЯ НА БЛОГ