5 мин.

C «волками» жить

Деньги

Конкуренты наверняка назовут обильные денежные инъекции среди первых причин взлета «волков». С тех пор как автогигант «Фольксваген» – в буквальном смысле градообразующее предприятие города: Вольфсбург был основан в 1938 году специально для рабочих местного автозавода – выкупил 100 % акций клуба в 2007 году, совокупные расходы «Вольфсбурга» превысили сумму 53 млн евро. В них вошли и приглашение Феликса Магата, и сенсационная покупка итальянских защитников и чемпионов мира-2006 Андреа Бардзальи и Кристиана Дзаккардо у «Палермо», и еще около дюжины менее громких трансферов. Более именитым клубам, глядя на такое изобилие, приходилось лишь облизываться («Проблема нашей лиги – это клубы безо всякой харизмы, клубы, которые не вызывают особых эмоций, но обладают огромными деньгами», – вздыхал исполнительный директор дортмундской «Боруссии» Ханс-Йоахим Вацке) да пенять на неравенство и несправедливость.

В последнем есть резон: лишь трем клубам бундеслиги (кроме «Вольфсбурга», это еще и «Хоффенхайм» с «Байером») удалось обойти строгое правило, согласно которому футбольные клубы могут быть подконтрольны лишь собственным органам управления. За «волков», как и за других счастливцев, сыграла поправка Немецкого футбольного союза: компании, которые основали команды или поддерживали их не менее 20 лет по состоянию на 1999 год, могут быть единственными владельцами.

Магат

Получив полный контроль над клубом, этот единственный владелец резонно решил, что тратить его деньги и отвечать за результат тоже должен кто-то один. Им оказался Феликс Магат. Сын немки и американского солдата из Пуэрто-Рико, знаменитый футболист и один из самых успешных клубных тренеров Германии последних лет обрел такое количество полномочий, что позавидовали бы не только Алекс Фергюсон и Арсен Венгер, но и Олег Романцев середины 90-х. Железный Феликс – и главный тренер клуба, и спортивный директор, и президент. «При таком подходе клуб двигается четко в одном направлении, и мне не надо попусту тратить время на бесконечные дискуссии», – спокойно заявляет один из главных диктаторов современного клубного футбола.

Феликс прославился драконовской системой тренировок и жесткой дисциплиной, за что был награжден прозвищами Саддам и Qualix (от немецкого qualen – «истязать»). Тем не менее его метод приносит блестящий результат: в 7 матчах после зимнего перерыва Магат-тренер одержал шесть побед (включая домашнюю 2:1 над лидером «Гертой» и гостевую над конкурентом «Гамбургом» со счетом 3:1) и лишь раз сыграл вничью.

Магат-спортивный директор тратит деньги не только на приглашение опытных и титулованных итальянцев, но и молодых талантливых немцев: за два сезона работы с Магатом Кристиан Гентнер и Марсель Шефер из безусых юнцов превратились в кандидатов в сборную Юргена Клинсманна, а последний уже дебютировал за бундестим в ноябрьском товарищеском матче с англичанами.

При этом Магат-президент отличается похвальной скромностью, заявляя, что до чемпионства далеко и пятое место станет большой удачей. Впрочем, тот же Магат-тренер не дает расслабляться не то что игрокам, но даже судьям. В ноябрьской игре против «Штутгарта», своего бывшего клуба, Феликс идиоматическим оборотом объяснил судье, что его работа была «ниже всякой критики» (буквально – «хуже всех свиней»), за что заработал штраф в 10 000 евро (к слову, «Штутгарт» был разгромлен со счетом 4:1). Что интересно, после этого Магат не сдался, подав три апелляции и снизив сумму штрафа на 25 процентов. Со словами «Если ты говоришь жене, что ее стряпня хуже всякой критики, она имеет право оскорбиться, но ведь и стряпня станет лучше» неутомимый тренер, президент и спортивный директор в одном лице собирается подавать четвертую апелляцию.

Лидеры

Ожидать, что лидерами в столь необычной команде будут игроки с обыкновенной карьерой и судьбой было бы, наверное, наивно. Элементы атакующей связки «Вольфсбурга» не похожи друг на друга: худой 22-летний босниец Эдин Дзеко, который поражает элегантностью движений, и 29-летний крепко сбитый брутальный бразилец Графите –  в нынешнем сезоне их усилия и взаимодействие принесли команде уже 30 мячей.

Семнадцать из них на счету Графите, который еще восемь лет назад был более известен не как футболист одной из команд пятого дивизиона чемпионата Бразилии, а как продавец мешков для мусора в родном Кампо Лимбо. «Мы конкурировали с ужасного качества дешевыми мусорными пакетами из супермаркетов, но в итоге мы все же убеждали покупателей, что наши лучше», – с увлечением рассказывал Deutsche Welle о начале своей карьеры бразилец. Первый вояж за границу не был для него удачным: в 2003-м он уехал в Южную Корею и сыграл в тамошней K-league всего 9 матчей за «Аньян Читас». Впрочем, по возвращении домой последовал прорыв: 12 голов за «Гойяс» и приглашеине в «Сан-Паулу». Но светлая глава биографии вновь сменилась темной: его мать стала жертвой похитителей, и Графите решил вновь переехать в страну поспокойней, выбрав в итоге Францию и «Ле Ман». Там его бомбардирские качества (12 голов в 24 матчах Лиги 1) заприметил Магат. Перед тем как выйти на новый уровень, Графите пришлось пережить все тяжести функциональной подготовки по Феликсу: история о том, что восхождение на гору двухкилометровой высоты закончилось для бразильца спуском на носилках, весьма популярна среди немецких журналистов.

Партнер Графите Дзеко не торговал пакетами для мусора, но успел хлебнуть горя балканской войны. В Сараево он начал карьеру в «Железничаре», где играл полузащитником. Когда же семья в статусе беженцев переехала в Чехию, 18-летний Эдин подписал первый профессиональный контракт с «Теплице», согласно которому ему причиталась месячная зарплата в 80 евро. Прошло всего пару лет, и Дзеко летом 2007-го покинул Чехию в ранге лучшего иностранного игрока лиги и ее второго бомбардира: за 21-летнего боснийца, который стоил «Теплице» не более 100 тысяч евро, Магат выложил уже 4 млн и, судя по последним успехам (13 голов и 8 голевых пасов в 22 матчах), эти деньги были потрачены не зря.

Конечно, до конца сезона далеко и случиться может всякое, но что-то подсказывает, что Магат-тренер сохранит свое место и уж точно выполнит (а то и перевыполнит) задачу Магата-президента – занять пятое место.