8 мин.

Миодраг Джудович: «Если бы на Украине я вел дневник, это был бы бестселлер»

Кварцяный и бабушка-колдунья

– Когда я вам позвонил в первый раз, вы были в детском доме. Что вы там делали?

– У нас есть давняя традиция: посещаем детские дома, дома престарелых. Каждый год – посещаем три-четыре дома. Нам что-то заказывают, мы дарим подарки, в общем, стараемся помочь, чем можем. Сегодня были в детском доме. Там у нас уже все знакомые детишки. Подарили подарки, фотографировались, поговорили, посидели. Дети порадовались – нормально. Из таких встреч мне запомнилась первая, в 2007 году. На ней было много детей-инвалидов, условия у них были не лучшие. Сейчас многим из них сделали операции, они выздоровели. Но тогда смотреть на все это было очень тяжело. Хорошо, сейчас многое изменилось.

– Футболисты «Спартака» – узнаваемые люди на улицах Нальчика?

– Город небольшой, поэтому всех все знают. Подходят, подкалывают после поражений. В 2008 году играли с «Зенитом» и выиграли 4:3. Невозможно было по городу ходить – все благодарили, подходили. Приятно.

– Еще болельщики вас сильно поддержали, когда в вашу семью пришла беда.

– У меня отец умер. У нас был сбор в Кисловодске – две недели до начала второго круга. Я поехал на похороны, вернулся и смог начать играть. Вышел на поле и увидел соболезнования на баннере. Причем на сербском языке – они его написали с помощью Деяна Радича. Трогательно. Я не забуду этого никогда.

– Сейчас никто и не вспомнит, как двухметровый футболист из Черногории оказался в Нальчике. Вы помните?

– Это был декабрь 2005-го, я разорвал контракт с «Волынью». У меня была травма колена, я лечился. Позвонил агент и сказал: «Есть варианты с Нальчиком. Надо поехать на просмотр». Я до этого не играл полгода из-за травмы, поехал на просмотр и подписал контракт. Что такое Нальчик, я не знал. В 2004 году «Волынь» играла со «Спартаком», но в том матче я участия не принимал. Но когда приехал, команда полностью поменялась. Все остальное узнавал про Нальчик через интернет. И понял, что можно соглашаться.

– В «Волыни» вашим тренером был Виталий Кварцяный – самый необычный тренер Украины.

– Жалко, что я не писал дневник, пока играл в «Волыни». Это был бы бестселлер! Очень смешные истории. Что сказать? У Кварцяного совсем другие понятия футбола, не такие, как у других тренеров. Любит индивидуально сильных футболистов, которые могут обыграть. На поле позволяет все. Игра построена больше на уверенности, чем на классе или тактике. Я этому человеку очень благодарен – за поддержку, за шанс, который он мне дал. Я давно с ним не виделся. Но как только будет свободное время, поеду в Луцк. У меня там очень много друзей.

– Анатолий Тимощук, тоже поигравший в «Волыни», рассказывал, что Кварцяный заставлял игроков просматривать матчи соперника до пяти утра. Расскажите свою историю об этом замечательном человеке.

– Четвертьфинал Кубка Украины. Мы готовились, не помню в каком городе – километров 50 от Луцка. Десять дней, серьезная подготовка, Кварцяный специально взял какого-то человека по физподготовке. У него был план выйти в полуфинал, дальше – в финал и так пробиться в Европу. Мы тренировались, но тренер до последнего дня не знал, какого вратаря ставить. Был вратарь Никитенко, который стоял до этого два месяца и ему очень фартило – никто не мог забить, били по штангам и перекладинам. Но Кварцяный был в нем не уверен. И вот играем мы и после первого тайма проигрываем 0:2, тренер заходит в раздевалку и говорит вратарю: «Ты испортил мне все планы! Я не хотел тебя ставить, меня убедили из-за прошлых результатов. Я даже относил бабушке-колдунье фотографию команды, она показала на тебя и сказала – этот будет ошибаться!» Бабушке, представляешь? Я сидел возле него и не мог сдержать смех. При этом Никитенко по большому счету не был виноват. Но надо же, чтобы кто-нибудь был виноватым.

Кисенков и гол со своей половины

– «Спартак» спасся от вылета лишь в последних турах. Почему Нальчик начал играть только осенью?

– Не знаю. Знаю, что второй круг мы сыграли хорошо и успели выбраться из ямы. Может, где-то расслабились и думали: четвертый год в премьер-лиге, будет легче, не играли на полных силах, не хотели создавать больше, чем нужно. К тому же у нас всегда три-четыре футболиста травмированы были, особенно в атаке, особенно в начале чемпионата. Это и сказалось.

– Самый важный матч года – против «Кубани» (4:0)?

– Самый важный матч мог быть намного раньше. Вот ЦСКА к нам приезжал, должны были их дожимать, но не получилось. С «Кубанью» была хорошая игра, мы использовали свои моменты. Думаю, заслуженно выиграли.

– Владимир Кисенков забил «Кубани» со своей половины поля. Вы обалдели?

– Я развернулся кому-то подсказывать, куда перестраиваться. Развернулся и вижу – мяч залетает в сетку! Не понял. Сначала подумал, что нападающий мяча коснулся и подправил в ворота. Потом уже в раздевалке сказали, что Кисенков напрямую забил. Я ему потом сказал: «Попробуй в следующий раз пробить от нашей вратарской».

– Кто лучший игрок Нальчика в 2009 году?

– Лучший во второй половине чемпионата – Радич. Вернулся в состав, отстоял хорошо. Вы видите, сколько он игр сыграл «на ноль», хотя начал играть постоянно только с 14-ого тура. Здорово, команду тащил – я не ожидал сначала, потому что у него травма была, он лечился в Германии. Было пару дней подготовки, но он вышел на матч с «Динамо». Мы проиграли, но он хорошо отстоял и, видимо, матч стал переломным. Из полевых лучший – Шамиль Асильдаров, который оправдал все надежды. Забил 8 мячей, а еще и два пенальти не забил.

– Деян Радич проводит свободное время, рыбача на водоемах Кабардино-Балкарии. Какой досуг в Нальчике у вас?

– Рыбалку как таковую не люблю. Но провести время на озере – это да. В Нальчике ко мне приезжала семья, любили прогуляться в парке, по городу. Или поехать в Приэльбрусье. Я, кстати, катаюсь на горных лыжах. В Черногории я даже ходил в лыжную школу и участвовал в соревнованиях. К сожалению, в последнее время кататься не получается – так что с 2001 года я не пробовал. А в Черногории есть много мест, где это можно делать.

Коллер и стрибол

– Что вас спрашивают о Нальчике, когда вы приезжаете в сборную Черногории?

– У нас много пишут о «Спартаке», о наших достижениях. Все вспоминают, как мы «Зенит» обыграли. В сборной спрашивают: что за город, где находится? Я рассказываю: на юге, на границе с Грузией. Еще рассказываю, как он мне нравится. Первое, что понравилось, – отношение к людям. Уважение. И город сам чистенький такой, аккуратный, красивый.

– Вы знакомы с самым знаменитым черногорцем России – Миодрагом Божовичем?

– Совсем недавно познакомился. В Перми. Он приезжал смотреть «Амкар», а я остался ночевать в Перми. На следующий день летел в Москву, чтобы ехать в сборную. Вечером с Божовичем случайно встретились в гостинице, познакомились, пообщались.

– Божович когда-нибудь возглавит сборную Черногории?

– О футболе мы с ним старались не разговаривать. Но пресса в Черногории писала, чтобы он стал тренером сборной. Думаю, не станет. У него другие планы. Связаны с клубным футболом.

– Вы понимаете, что, обыграв «Москву» в прошлую субботу, почти наверняка оставили Божовича без еврокубков?

– Я хотел с ним поговорить по кое-каким вопросам после игры. Но он быстро уехал – видимо, расстроился. Но, думаю, свой шанс они упустили в Краснодаре. Настроение, наверное, на игру с нами уже было не то. И, наверное, мы больше желали победить, чем они.

– Божович говорил, что черногорцы – очень ленивые люди. Вы – тоже?

– Я не такой. Но это правда. У меня два брата старших ленивые – как и все черногорцы. Один бывший баскетболист, другой был в армейских структурах, но сейчас остался без работы. Сейчас дома сидят, отдыхают. Мы, кстати, очень любим играть в стритбол. Когда приезжаю домой, собираемся всей родней и играем.

– Вы большой парень (197 см), до появления в России Яна Коллера были одним из самых высоких игроков чемпионата. Как вам игралось против чеха из «Крыльев Советов»?

– Коллер – очень хороший футболист. Много где поигравший, видно, играет на классе. А еще высокий, сильный физически. Когда играли, мы с Амусилашвили по моментам справились с ним. Но когда играю с ним, вижу, что каждое его движение, каждый сброс – все верно. Он вообще без ошибок играет.

– У вас есть опасения, что Юрий Красножан может оставить Нальчик по окончании этого сезона?

– Слышал такой слух. Но с ним не разговаривал, останется или нет. У нас столько проблем тут было, что никто даже не думал о таких вещах. Если у него предложения будут от команды хорошего уровня, ему можно пойти. А если от клуба нашего уровня или чуть выше – уходить из Нальчика нет смысла.

– Остаетесь ли вы в Нальчике на следующий год?

– Я пока не знаю. Руководство клуба начало переговоры с агентом, чтобы я остался. Будем понимать в середине декабря. Я надеюсь, что останусь. Предложения из России? Летом было предложение, но я не стал бросать команду, пацанов и тренера, когда было трудно. Если бы уехал и команда вылетела, осадок бы остался, ведь правда? Сейчас вроде бы интерес от двух клубов из российского чемпионата, одно предложение из Румынии. Но пока ничего конкретного, только разговоры.