5 мин.

Пермь великая. Как «Амкар» дерзил чемпиону

«Амкар» похорошел за лето. Игроки почти те же, что и у Хузина, но требуют от них уже другого и по-другому. «Амкар» высоко прессингует, современно атакует флангами, не выжидает чужие ошибки, а пробует диктовать свою волю. Вы ведь тоже заметили это в игре с ЦСКА? По сути начав матч со счета 1:0, «Амкар» не отбивался, а спокойно терпел натиск ЦСКА и в ответ строил свои атаки. Те же черты отличали и черчесовский «Терек», но там состав был покруче амкаровского и выстреливать удавалось не разово, как в понедельник со «Спартаком» и в первом тайме с ЦСКА, а дистанционно – год назад «Терек» ведь несколько недель маршировал среди лидеров. Проблема вот этого, свежего «Амкара» в том, что отвечать требованиям Черчесова в матчах с топ-клубами он может от силы час – с потускневшим враз «Спартаком» этого хватает, а ЦСКА, если ты устаешь и вязнешь на своей половине, тебя, как правило, сминает.

С разминки ЦСКА первым по традиции уходит Акинфеев – минут на пять-семь раньше остальных. Об этой его особенности рассказал как-то Вячеслав Малафеев: «Игорь устроен так, что ему не нужно много тренироваться, у него хороший тонус мышц. Главное для него — отвлекаться от игры, в таком случае он очень быстро восстанавливается и физически, и психологически». Обычно Акинфеев просто уходит в раздевалку с тренером Чановым, но сегодня он подходит к Слуцкому, с полминуты говорит тому что-то на ухо, а затем эмоционально трясет кулаком. Начинаю подозревать, что речь там идет о концентрации с первых минут, которой полевым игрокам ЦСКА мучительно не хватает в летних матчах, но подозрения рассеиваются уже скоро.

ЦСКА не просто пропускает первым. Не просто в первом тайме. ЦСКА пропускает уже на 40-й секунде. И Акинфеев уже не шепчет на ухо, а орет во все горло на Щенникова. Это, кстати, интересная деталь: Акинфеев никогда (со времен Евро-08 как минимум) не повышает голос на Игнашевича и Березуцкого. Даже если пропускает из-за их очевидной ошибки – просто разводит руками и сверлит глазами. Примерно то же самое с Набабкиным. Но стоит недоглядеть или недобежать Щенникову – Акинфеев отчитывает его, словно младшего брата. И так все четыре с половиной года, что Щенников мельтешит на левом краю защиты. 

Обычно в матчах с командами слабее себя ЦСКА просыпается со скоростью Ильи Обломова, но тут на ЦСКА будто вываливают ведро колотого льда – не просто открываешь глаза, а сразу вскакиваешь. ЦСКА несется сравнивать, но на половине «Амкара» густо, как в Химкинском лесу три года назад. Две шеренги по четыре человека выстраиваются у штрафной, Якубко и Пеев караулят отскоки. ЦСКА не удается просто налечь на соперника, как в играх с «Крыльями» и «Томью», и медленно дожимать. «Амкар» не выносит мяч абы куда, а старается выходить из обороны за счет энергичных вертикальных передач. Как только Черчесов видит свободные метры перед игроком ЦСКА, тут же характерно выдвигает вперед ладони, будто отталкивает от себя воздух: «Прессинг! Прессинг!». В ЦСКА расклеивается центр обороны, образовавшееся пространство мигом заполняет Гаджиев, но теряется, опьяненный близостью ворот.

Ударенный Березуцким, мяч преодолевает полполя, призмеляется у штрафной «Амкара» и от ноги Думбия залетает в ворота. Думбия с Мусой в обнимку вытаскивают мяч из сетки и бегут к центру. Достигнув его, Думбия показывает Березуцкому большой палец, затем поднимает руки к небу и внезапно падает, упираясь в газон лбом. Оказывается, это не только от наплыва чувств, но и от боли. В следующей же атаке Думбия адресует мяч Мусе, несущемуся к воротам, а сам хватается за бедро и хромает в сторону раздевалки. Слуцкий взволнован даже сильнее, чем после гола Пеева. Он подбегает к Сейду, видит, что игру тот не продолжит, и быстро командует раздеваться Цуберу. Тот, кажется, медлит, Слуцкий срывается на крик и начинает ходить из стороны в сторону. В прошлом году Думбия тоже травмировался летом и тоже в игре с «Амкаром». Тогда спина, теперь – задняя поверхность бедра.

Цубер сразу берется за то, что пока получается у него в России лучше всего: идет в обводку и зарабатывает штрафные. За первый из них берется Хонда, но стреляет выше. У «Амкара» еще хватает сил, чтобы атаковать. Щенников неловко пасует в сторону своей штрафной, мяч цепляет Васильев и мочит в перекладину. «Жора, соберись!» – самое мягкое, что кричат вдогонку болельщики ЦСКА.  

Во втором тайме «Амкар» на глазах увядает и прилипает к своей половине. Начинает часто фолить. Якубко валит Набабкина. Набабкину больно, он злится и кричит на Якубко, за что получает локтем в грудь и тут же отмахивается. Мяч и судья уже далеко. Тренеры ЦСКА окружают четвертого судью, показывая на Якубко, но судья не обращает на них внимания.

Армейцы ежеминутно кружат у ворот Геруса, гола зычно требуют даже центральные сектора. «Амкар» уже только отбивается, ЦСКА только давит. Фанаты, стоящие за обоими воротами, начинают светить телефонными экранами и значительно, уже до максимума повышают голос. Второй гол ЦСКА загоняют всем стадионом и он все больше кажется неизбежным. Муса – 2:1.

«Каждую игру мы усложняем себе задачу, – твердит в микрофон Василий Березуцкий. – Сначала пропускаем, потом начинаем отыгрываться. Надо убирать эти пропущенные мячи и с первых минут играть нормально».

«Тяжело выдерживать давление 90 минут – не хотелось садиться в оборону, но ЦСКА нас заставил, – говорит Черчесов. – Хотели сыграть агрессивно, но немного не получилось – соперник-то, мягко говоря, не самый простой».

Желания Черчесова не совпали с возможностями его игроков. Но если его «Амкар» и дальше будет так же смело рубиться с клубами вроде «Спартака» и ЦСКА, у Черчесова точно появятся и более статусная работа, и новые возможности. Российских тренеров с устоявшейся идеологией и узнаваемой манерой игры любой руководимой ими команды сейчас у нас от силы два-три – и Черчесов один из них.