5 мин.

Последнее дело Адвоката

Если вы уже приготовили рот, чтобы художественно свистнуть вдогонку Адвокату и обозвать его напоследок жадиной – погодите, не спешите. Давайте попробуем сейчас не осуждать, а рассуждать, не пенять, а понять, почему он решил уйти из сборной России.

Причина отставки известна. У Дика в середине мая заканчивался «обязательный» срок контракта, составленного весной 2010-го по схеме «2+2». Голландец хотел перезаключить договор на новых финансовых условиях, независимо от итогов чемпионата Европы. РФС ему отказал, предложив либо подписать бумагу сразу, но за те же деньги, либо вернуться к разговору где-нибудь в конце июня – например, после победного четвертьфинала. Голландца такой расклад не устроил, и он добровольно, по своему хотению отправился на рынок труда с корзинкой для свежих предложений.

С этого ракурса Адвокат действительно выглядит сквалыгой. Ему более чем прилично платят за работу с неплохой, но далеко не самой сильной на свете и бледновато играющей сборной, перспективы которой на Евро туманны и непредсказуемы; его просьбы и пожелания выполняются футбольным начальством вроде бы безоговорочно. Зная и видя это, болельщики, само собой, вежливо интересуются, с каких щей он вдруг, ничего еще толком не добившись, досрочно затребовал себе оклад размером в полцарства? Неужели почуял, что в Польше команду ничего хорошего не ждет, и заранее страхуется?

А что, если сменить точку зрения и рассмотреть сопутствующие обстоятельства? Непременно учитывая, что Дик Адвокат – не робот конструкции «тренер» и не серый функционер без эмоций и собственного достоинства, а обыкновенный человек, как мы с вами, с такими же мыслями, чувствами, склонностями, слабостями. В общем, один из нас.

Теперь скажите: вам нравится, как работает РФС, как устроено российское футбольное хозяйство, каков его президент? Только честно. То-то и оно. Вряд ли кому-то может нравиться, что футболом владеют и правят нефутбольные люди, да с присущими им методами и подходами.

Логично допустить, что Адвокату, футбольному профессионалу, все это тоже жутко не нравится. Он, конечно, человек сдержанный, деликатный, но отношение к «господам из РФС» и лично к Сергею Фурсенко сквозь его высказывания, оценки, комментарии иногда все же проскальзывает. Несговорчивость, нежелание идти на компромисс при обсуждении контракта подтверждают эту догадку. Очевидно, антипатия слишком велика и терпение лопнуло.

Это ведь на самом деле типичная житейская история. Человек работает в известной компании, получает хорошую зарплату, считает себя (а то и считается другими) нужным и ценным сотрудником, но при этом в конторе бардак, начальник глуп, некоторые коллеги попали в фирму по объявлению, случайно проходя мимо, а ее репутация на уровне половой тряпки. Если он не робот и не функционер, а человек, обремененный разумом, у него есть два пути: выбить себе такие условия труда и вознаграждения, за счет которых на некоторое время удастся унять пульсирующий зуд в мозгах – или выйти вон. Прежние условия или минимальные поправки уже неприемлемы.

Важный пункт в этой конструкции – ценность сотрудника. Очевидно, Адвокат выбивал себе повышенный гонорар еще и из обыкновенного честолюбия, желая убедиться, что в российском футболе его ценят и чтят. Свою позицию он не раз озвучивал: сборная квалифицировалась на Евро победителем отборочной группы, и это само по себе повод поднять ему зарплату. Потому хотя бы, что Гусу Хиддинку четыре года назад кардинально улучшили контракт как раз таки накануне Евро, а ведь он туда пробился кое-как, со второго места, благодаря счастливым случайностям.

Зависть? Наверное. Дик всегда ревновал российский футбол к Гусу – и когда работал в «Зените», и сейчас, в сборной. Считал, что Хиддинка здесь слишком превозносят, а его заслуги принижают. Но зависть – один из реактивных двигателей этого мира, на ее тяге очень многие люди стремятся добиться большего, чем они имеют. И если мы начнем презирать Адвоката за зависть, то тогда уж придется презреть и самих себя.

А поводы для этого нехорошего чувства голландцу то и дело подкидывают заграничные футбольные союзы. Сводки новостей то и дело оповещают, как еще один тренер – победитель отборочной группы продлил контракт со сборной. В прошлом марте, загодя выиграв предварительный турнир, переподписался до окончания ЧМ-2014 Йоахим Лев. Осенью до той же поры прояснил свое будущее Мортен Ольсен. В декабре – Джованни Трапаттони, чью Ирландию Дик обставил в отборе, и земляк Адвоката Берт ван Маарвейк, которому вообще предложено работать со сборной до 2016-го. Только что новые – естественно, улучшенные – трудовые соглашения оформили Фернанду Сантуш (Греция, если кто не помнит) и Висенте дель Боске. У Чезаре Пранделли контракт изначально рассчитан до Бразилии. Темнят пока только французы, торгующиеся с Лораном Бланом, да англичане, которые запутались в самих себе, – но какие они авторитеты?

Ну да, большинство из них даже сейчас не имеют таких финансовых условий, как Адвокат. Только давайте не будем забывать, что за меньшие деньги он нашу сборную тренировать отказывался, а кое-кто так страстно желал его назначить, что даже выкупил контракт у бельгийской федерации и предусмотрел возможность повышения ставок в неурочный час. Дик не виноват в том, что два года назад его так лихо оценили, и вполне даже прав в своих нынешних требованиях. Почему нет? В цивилизованно устроенной конторе ему изначально никто бы столько не предложил, и сейчас не пришлось бы охать, слыша его новые запросы. Подняли бы сумму с двух миллионов до трех и в ус себе не дули.

Ну и третий важный момент: Адвокату просто-напросто хочется ясности. В способностях сборной России он не сомневается – иначе давно бы бил тревогу и звонил в колокола, да и с контрактом, наверное, носился бы зимой, чтобы, если не срастется, заранее подготовить себе другой аэродром. Ему и сейчас есть куда приземлиться после Евро: зовет к себе ПСВ. Но вовсе не возможное фиаско сборной на польских полях надоумило его поставить вопрос ребром. Это здесь, я уверен, ни при чем. Ультиматум Дика, повторюсь, выглядит всего лишь поводом расстаться с теми, кто ему изрядно поднадоел, или терпеть их дальше, но за очень большие деньги. По-моему, так.

Вот теперь можете свистеть.

* Автор – редактор журнала «PROспорт»