7 мин.

Организационная трагикомедия

«Дакар» продолжает собирать страшную дань. Но на сей раз жизнь забрала не скорость, а, скорее всего, организационная безалаберность. Отек легких, из-за которого ушел из жизни Паскаль Терри, является следствием сердечной недостаточности. И кто может объяснить, каким образом спортсмен с таким недомоганием вообще попал на старт? Одно дело, настоящий «Дакар» двадцатилетней выдержки, когда люди покоряли пустыню, а не рекламировали мотоциклы или энергетические напитки, и совсем другое дело – хорошо раскрученное шоу с аудиторией по всему миру…

Автомобили

Главная новость рейда внедорожников – катарцу Насеру Аль-Аттия милосердные судьи не позволили сойти самому. Не дождавшись вполне предсказуемого досрочного финиша из-за перегрева двигателя, блюстители спортивного порядка исключили экипаж за пропуск скрытых контрольных пунктов. Таким образом, уверенному лидерству трех «Фольксвагенов» теперь ничего не угрожает, и единственное, что сейчас омрачает думы поклонников «Туарегов» – очередные технические проблему у Дитера Деппинга…

Пятый день Дакара – 506 километров спецучастка и первые настоящие дюны. Маршрут выдался настолько сложным, что большинство экипажей просто не успело добраться до финиша, а самым невезучим даже пришлось ставить палатки прямо на дюнах при весьма низких температурах. Всем, кого смогли собрать на контрольном пункте, начислили одинаковые штрафы в обмен на возможность продолжить испытание.

Этот этап и ознаменовался серьезными проблемами для тех, кого до старта причисляли к фаворитам. «Туарег» Сайнса зацепил спрятанный в траве камень, что привело к частичному отказу усилителя рулевого управления. Видимо, насос продолжал качать жидкость, а золотник заело в крайнем положении, из-за чего машина постоянно пыталась повернуть. На беду испанцу, как раз в этот момент пошли дюны, гребни которых проходить нужно строго под 45 градусов, – немудрено, что на одной из них «Матадор» и кувыркнул свою машину.

Как объяснил после финиша этапа де Виллерс, дюны на спецучастке скорее походили на марокканские – небольшие и хитро расположенные относительно друг друга. Но самое главное – местная растительность. Сухая трава не только забивала радиаторы, но и накапливалась под защитой картера двигателя, что чуть было не привело к трагическим инцидентам. Для начала вспыхнул «БМВ» победителя прошлогоднего «Ле-Мана», Петера ван Меркстейна. А под конец спецучастка сгорел дотла дорогущий прототип «Ниссан» Кристиана Лавейя. 

На пятом этапе пробил радиатор и Стефан Петерансель. И зря механики «Мицубиси» трудились всю ночь, восстанавливая искореженный кузов прототипа – на следующий день двигатель на машине француза загорелся. Чтобы не залить электрику, экипаж попытался сбить пламя песком. Естественно, через несколько десятков километров это дало о себе знать – двигатель закипел, и даже передвижение с черепашьей скоростью стало невозможным. Многократному победителю на сей раз «Дакар» не покорился.

Еще один «Мицубиси», под управлением Люка Альфана, на шестом этапе угодил в настоящее болото, щедро напитанное влагой после очередного ливня. Но неприятности, естественно, на этом не закончились. Вскоре плохо стало штурману экипажа Жилю Пикару, что автоматически означало прекращение борьбы. Теперь все механики, технички, запасные части в распоряжении Нани Ромы, единственного уцелевшего представителя «трех бриллиантов». А ведь минула лишь половина рейда….

Были и незаметные для рядового зрителя, но не менее обидные сходы. Например, Тьерри Маньяльди выбыл из «Дакара» в шестой раз за карьеру именно 7 января! На этот раз отказала электрика.

Маршрут шестого дня марафона пришлось сократить вдвое, до 178 километров, из-за разлива одной из рек, которую и в засушливый период перейти было крайне трудно. Покрытие, издалека похожее на застывшую грязь, на самом деле оказалось глинистым песком, и вот здесь пилоты порадовали телезрителей великолепными заносами. Как и предполагалось, здесь сразу активизировался Робби Гордон на своем «Хаммере», и единственное, что смущает, это установленный на автомобиле семилитровый двигатель от ле-мановского «Шевроле Корветт», который будет задыхаться в горах. А непомерная инерция кривошипно-шатунного механизма этого гиганта отнимет последние лошадиные силы. Как бы не заглох Робби в Андах…

Что касается россиян, то покорение «Дакара» продолжают семь экипажей. После очередных проблем у Новицкого, лучшими представителями России сейчас являются Борис Букатов и Сергей Додонов, приведшие в Вальпараисо свой «Митсубиси Паджеро» на 15 месте в зачете автомобилей.

Грузовики

Седьмой день Дакара предоставил экипажам не меньше испытаний: подъемы на невероятной крутизны холмы, разбитая дорога, глубочайшие колеи, по которым прототипы буквально шагали, переваливаясь с боку на бок, – все это меркнет по сравнению со страшной смесью из мелкого песка (феш-феш) и грязи. Марк Миллер весьма образно описал ситуацию, отметив, что машину приходилось вести, как по льду. Но экипажам самой тяжелой техники не суждено было помериться силой в предгорьях Анд. Организаторы то ли из-за плохой погоды, то ли из-за малого числа финишировавших на шестом этапе, заставили тяжелую технику пройти маршрут в дорожном режиме.

Зато во вторую половину экипажи «КАМАЗа» вступили лидерами, по максимуму использовав выгоды, предоставленные организаторами в шестой день. Из-за общей задержки старта автомобили были выпущены в бой гораздо раньше обычного и уже подходили к финишу этапа, когда стартовали грузовики. Поэтому перед «КАМАЗами» дорога была чистая, а в результате – 25 минут выигрыша у Жерара де Роя и захват первых двух позиций в личном зачете экипажами Фирдауса Кабирова и Владимира Чагина.

Самым запоминающимся эпизодом с участием грузовика стал, пожалуй, инцидент с участием португальской пилотессы Элизабет Жасинту, которая буквально подмяла под свой грузовик багги чемпиона мира Ивана Мюллера. Бензин из разбитого бака, естественно, не упустил случая загореться. К счастью, инцидент обошелся без жертв.

Такими экстраординарными и более привычными способами грузовой пелотон стремительно редеет. Уже не участвует в рейде Ханс Стейси, сломавший подвеску на своем красном «МАНе». Перешел в щадящий режим и отставший де Рой. Получается, «КАМАЗам» достаточно просто контролировать ситуацию и, по возможности, избегать риска.

Мотоциклы

Хороший пример того, насколько вредны стадные инстинкты, получили все, кто пристально следил за ходом гонки у мотоциклистов в пятый день. Чилиец Франческо Лопес на «КТМ» для начала задал неплохой ритм, а потом вместе с девятью «сусаниными» заблудился на местности, довольно плотно заросшей местной жароустойчивой флорой. А вот Джона Стрит решил действовать по своему усмотрению. И выиграл первый для себя этап на Дакаре.

Американец признался: не соверши ошибку заводские пилоты, вряд ли он смог бы найти против них аргументы – мощности его «КТМ» просто не хватает для равной борьбы. Правда, на последующих этапах Джона все-таки пару раз заблудился, но накопленного в пятый день преимущества пока хватает, чтобы удерживаться на второй позиции впереди француза Давида Фретинье на «Ямахе», который в данный момент является единственной надеждой японского производителя в зачете мотоциклов. Естественно, его 50 минут отставания от Марка Кома не внушают особого оптимизма, но не стоит забывать, что позади всего лишь половина рейда, и главные испытания еще впереди.

А проблемы на «Дакаре» можно найти буквально на ровном месте. Например, победитель 2007 года Сирил Депре ехал практически «на ощупь», чтобы не проколоть шины об острые камни. Этой напасти он избежал, а вот гвоздей, торчащих из забора местного землевладельца, не заметил – очередной прокол для француза.

Героем среди всех остальных мотогонщиков можно признать Кристиана Калифано. Француз и топливом делился с товарищами, и на буксир взял коллегу, прибыв на финиш пятого дня пешком. И это с прокушенным на одном из первых этапов языком…

Пилоты квадроциклов в кои-то веки оказались в более привилегированном положении по сравнению с мотоциклистами. На мягком грунте и при переходе дюн их четырехколесная техника чувствует себя более уверенно. До поры до времени тон задавал Кристоф Деклерк, невероятно популярный у себя во Франции, но из-за своего довольно резкого поведения на трассе не вызывающий добрых чувств у большинства мотоциклистов. Так или иначе, маневров Кристофа они могут больше не опасаться – француз на мелких кочках седьмого этапа разбил переднюю подвеску своего квадроцикла и отправляется домой. Лидерство же захватил чех Иозеф Махасек – имея более двух часов преимущества над всеми остальными, он может теперь сосредоточиться на том, чтобы просто доехать до финиша.

Таким образом, ровно на середине маршрута во всех четырех классах определились фавориты, обладающие солидным преимуществом. Стоит ли сейчас просчитывать возможные варианты или пытаться предсказать, кто будет сильнее на второй половине рейда? Учитывая всю гамму неожиданностей, с которыми «Дакару» пришлось столкнуться за последние три дня, пожалуй, от прогнозов лучше воздержаться. Просто порадуемся за тех, кто может своими глазами увидеть живописнейшее побережье Чили, подпираемое величественной громадой Анд, на подножье которых теснятся многочисленные местные деревеньки и города.