0

Прежде всего безопасность?

Каковы могут быть последствия гонки в Мельбурне? Смерть Грэма Бевериджа на Гран-При Австралии в минувшее воскресенье вновь заставила Формулу-1 посмотреть в глаза горькой правде.

Машины Гран-При достигли абсолютного рекорда безопасности. Это неоспоримый факт. Вильнев спокойно вышел из обломков своей машины после ужасающего удара, и это со всей достоверностью подтверждает прочность углеволоконных конструкций современной Формулы-1. Но при том, что сами машины безопасны как никогда, гонки Гран-При остаются столь же опасны для болельщиков и маршалов.

За последние 18 лет лишь двое пилотов погибли на гонках Формулы-1, и оба - в один и тот же уик-энд, в Имоле весной 1994 года. А теперь из-за аварий из жизни ушли два маршала за пять гонок - Паоло Гислимберти на Гран-При Италии прошлого года, и Грэм Беверидж в Австралии.

Смерть Айртона Сенны в Имоле была нелепой случайностью. Хотя удар был очень силен и на огромной скорости, кокпит Williams выдержал. Сенну убило колесо его собственной машины, отлетевшее от стены и ударившее его по голове. Смерть Бевериджа также можно назвать случайностью. Маршал погиб от удара колеса, пролетевшего сквозь щель, которая лишь на два сантиметра шире диаметра колеса. Печальным совпадением стала причина гибели Сенны и обоих маршалов - все они пострадали от того, что колеса отлетели от машины.

При вылете Лучано Бурти в квалификации и в аварии Жака Вильнева в гонке колеса отрывались от машин, несмотря на новые, более прочные крепления. Как сказал после гонки Патрик Хэд, обеспечить надежность крепления колес можно лишь до определенной степени.

"Есть предел тому, что мы можем сделать для подготовки машин к гонке", - сказал Хэд. "После прошлогоднего инцидента с гибелью пожарного в Италии мы добавили второй трос для крепления колес. Но это не смогло предотвратить субботнего несчастья. И дело в том, что при столкновении двух машин, как это было в этот раз, всегда будут проблемы. При гонках машин с открытыми колесами неважно, что вы в них понапихаете, поскольку они невероятно мощны, и при их столкновении всегда будут разлетаться обломки. Наверное, возможно сделать их прочнее, но тросы и сейчас выдерживают нагрузку в пять тонн. Достаточно небольшая авария обеспечивает нагрузку выше этого".

По словам технического директора Williams, сама суть гонок с открытыми колесами была основной причиной аварии в воскресенье, которая унесла жизнь Гислимберти. Представьте себе силы, возникающие при касании колесами двух машин на скорости более 200 миль в час. Огромная скорость встречного вращения колес означает, что машина легко может быть подброшена в воздух. На таких скоростях практически невозможно избежать аварии уровня авиакатастрофы, как выразился Герхард Бергер.

"Очень трудно, когда идешь слип-стримом", - говорит бывший гонщик Ferrari и McLaren. "Есть ориентировочные точки, и на них сосредотачиваешься, но очень просто потерять их на десятую секунды - что приводит к слишком позднему торможению. Обычно в таких случаях заходишь в поворот чуть шире, и ничего не происходит, или в крайнем случае оказываешься в гравии. Но если происходит касание - происходит то, что мы имеем сейчас".

Бергер сам страдал от ошибок такого рода. На Гран-При Португалии 1992 года его ударил сзади Риккардо Патрезе, когда он ушел с траектории перед заездом на пит-стоп. Патрезе ошибочно решил, что Бергер защищает свою позицию, и последовал за McLaren, чтобы остаться в аэродинамической тени. Когда Бергер отпустил газ, чтобы заехать в боксы, Патрезе налетел на него сзади и отправился в незабываемый полет. Камера в машине Рикардо показала ужасающие кадры, когда его машина едва не перелетела через стену на пит-лейн. Формула-1 и Патрезе чудом избежали катастрофы в тот день в Эшториле.

В следующий раз может и не повезти. Макс Мосли не боится принимать серьезные решения, когда на кону стоит безопасность. Судя по его комментариям после гонки, он твердо намерен принять меры. Он сказал: "Смерть маршала бросила тень. Нам нужно избежать страха того, что машина Формулы-1 может вылететь с трассы на зрителей".

Есть только один способ обеспечить невозможность этого. Многие сочтут это оскорблением традиций и наследия Формулы-1 - но время гонок с открытыми колесами скоро может уйти в прошлое. Лучший способ не дать машинам вылетать после касания колес - это не дать колесам коснуться. Это можно обеспечить, закрыв их корпусом или отгородив бамперной решеткой. Возможно, кто-то сочтет это нарушением духа спорта, но можно сказать наверняка, что такая возможность рассматривается FIA. Подождем их решения.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости