Макс Мосли: «Как я помог избежать раскола чемпионата»

Бывший президент ФИА Макс Мосли продолжил на страницах Telegraph подводить итоги своей деятельности и на этот раз рассказал о том, как он помог заключить мирное соглашение в «Ф-1» и избежать раскола чемпионата, и о том, как готовил своего преемника Жана Тодта.

«В июне 2008 года Ассоциация команд «Формулы-1» объявила о намерении создать альтернативный чемпионат. Было очевидно (по крайней мере, для меня), что этого не будет никогда.

Объявление ФОТА, возможно, взбудоражило доверчивых журналистов и напугало держателей коммерческих прав и их банки, но это все, чего они могли добиться.

Все потому, что раскол привел бы к двум конкурирующим сериям: официальному чемпионату ФИА и новому чемпионату ФОТА. В последнем сосредоточились бы все топ-команды и пилоты, за исключением «Уильямса» и «Форс-Индии», в то время как первый получил бы контракты, имя «Формула-1» и традиции. ФОМ (то есть Берни Экклстоун) не мог присоединиться к альтернативному чемпионату, даже если бы захотел – у него коммерческое соглашение с ФИА.

Зная, что без трасс и освещения на телевидении альтернативный чемпиона не может существовать, промоутеры вели бы переговоры с командами, понимая их безвыходное положение. А если коммерческих проблем недостаточно, возникли бы серьезные трудности спортивного характера. Не ясно было, собирается ли альтернативная серия получать статус в ФИА – а отказать в санкционировании серии, которая отвечает стандартам безопасности, мы не можем – или они хотели работать без федерации. Во втором случае у них возникли бы огромные проблемы с трассами, маршалами, медицинскими работниками, техническими делегатами, судьями и так далее. Все эти работы лицензированы ФИА.

Если бы они вошли в систему ФИА, всех этих неприятностей удалось бы избежать, но это означало бы, что они подчиняются Международному спортивному кодексу, признают статус и прерогативы ФИА, то есть то, против чего ФОТА так резко выступала.

Очевидно, ФОТА не продумала последствий ни одного их этих курсов. Однако они столкнулись бы с проблемами только через несколько недель или даже месяцев, а до этого могли распространять пустые угрозы и тревожить основные вовлеченные в «Ф-1» компании.

С моей точки зрения, было правильно позволить им работать в направлении альтернативного чемпионата. С огромной вероятностью прессинг, который задают очень сложные коммерческие отношения в современной «Формуле-1», очень быстро вернул бы их за стол переговоров. С самого начала единственной известной величиной был тот факт, что в 2010-м ни одна команда не будет выступать в другом чемпионате. Из-за конфликта мы бы потеряли некоторых автопроизводителей, но, вероятно, мы бы потеряли их в любом случае.

Вполне возможно, что в конфликт вмешались бы главы компаний и приказали бы своим командам прекратить эту ерунду, особенно когда стало понятно, что альтернативным чемпионатом двигали эгоистичные помыслы, а вина ФИА была только в том, что мы собирались снизить расходы.

Был еще один фактор. В 2004-м я решил покинуть пост президента ФИА. На самом деле в июле 2004-го я подал в отставку, и в октябре того года она должна была вступить в силу. На Генеральной ассамблее выбрали бы нового президента, у которого был бы год на подготовку к настоящим выборам в 2005-м.

Однако очень скоро стало ясно, что наиболее вероятным преемником станет кто-то, кого я считаю совершенно неподходящим для этой роли. Кроме того, я попал под давление членов ФИА, просивших меня отказаться от ухода. Мне сказали, что прежде чем я покину офис, я должен спланировать, кто займет мое место. Так что я согласился доработать до конца срока, то есть до октября 2005-го.

До этого я уже вел переговоры с Жаном Тодтом. Считал его идеальным претендентом на пост президента после моего ухода и наделся, что он примет участие в выборах, когда закончит работу в «Феррари». Однако вскоре после того, как я предложил ему свою поддержку, он получил предложение должности генерального директора от «Феррари». Естественно, он должен был согласиться.

И мы договорились, что при условии моих перевыборов в 2005-м, если я захочу уйти во время следующего срока, он будет готов выдвинуть свою кандидатуру в 2009-м. Я решил остаться, хотя чувствовал, что пришло время перемен – ради меня самого и ради ФИА.

И теперь представьте мою проблему: если бы я твердо стоял на своем в конфликте с командами, я не смог бы уйти в отставку в октябре 2009 года. Я был уверен, что меня снова переизберут, но я этого не хотел. С другой стороны, по отношению к ФИА или Жану было бы несправедливо передать им эту битву.

Одно из предложений было таким: я остаюсь еще на год, разбираюсь с конфликтом и его последствиями, а потом подаю в отставку, оставляя дела Жану. Но здесь были свои неудобства. Жан не смог бы выбрать свою команду, а кроме того, выборы могли пойти по иному сценарию, и президентство досталось бы кому-то совершенно некомпетентному.

Некоторые имена, которые упоминались в этой связи, – это был просто кошмар. К тому же, с меня было достаточно, я хотел отдохнуть.

В итоге выбора у меня почти не оставалось. Если я не готов был продолжить работу, нужно было идти на компромисс. Так что перед Советом, который состоялся 24 июня, я встретился с Лукой ди Монтеземоло и Берни в моем офисе в штаб-квартире ФИА. Ник Кроу вел Совет, пока мы совещались в соседней комнате. Мы пришли к соглашению. По существу это было предложение, выработанное в Монако 22 мая.

Взамен Лука готов был подтвердить снижение к 2011 году расходов всеми командами до уровня 1990-х. Неидеальное решение, но близкое к тому, что я считал главным для выживания «Формулы-1». Помимо всего прочего это помогло бы новым независимым командам. Так что предложение было приемлемым.

После мы присоединились к Совету и пришли к соглашению. Я объявил, что не буду переизбираться в октябре, однако ничего не сказал о своем договоре с Жаном Тодтом, поскольку считал, что он сам должен сделать заявление, когда придет правильный момент.

Сразу после Совета мы провели пресс-конференцию, на которой объяснили все итоги. Между собой мы договорились не выступать против друг друга, однако Лука не сдержался и в интервью итальянскому телевидению заявил, что он «свалил диктатора».

Я был недоволен и заявил, что могу пересмотреть свое решение об отставке. Хотя надо отдать должное Луке – через пару дней он мне позвонил и предложил остановиться и назвать итог ничьей.

ФОМ весьма нереалистично предложила подписать Договор Согласия в течение 24 часов после Совета. Кое-кто в ФОТА продолжал говорить об альтернативном чемпионате и, возможно, ФОМ принимала их всерьез. Мы же проигнорировали предложение и провели весь июль в работе над Договором. В конце концов, мы пришли к варианту который был более-менее приемлемым для всех трех сторон. Я подписал его от лица ФИА 31 июля. Но Договор рассчитан только на три года и основное обсуждение еще впереди.

После мы разошлись на каникулы, единственным перерывом в которых стала сага о «Рено» и Бриаторе. Я мог бы прекрасно обойтись и без нее, но, к сожалению, такие проблемы возникают из ниоткуда, и они – часть работы.

В чем мне повезло, так это в том, что с 1994 года мне не пришлось сталкиваться ни с одной серьезной проблемой в «Ф-1» – со смертью или серьезной травмой гонщика, которая помещала бы ему вести нормальную жизнь. Хотя, к огромному огорчению, мы потеряли двух маршалов.

Это все, что меня на самом деле трогает. Проблемы, вроде «спай-гейтов», «крэш-гейтов» и «лже-гейтов», не имеют значения. Все их участники живы-здоровы.

Смерть или ограничение дееспособности – вот это действительно сильно влияет, особенно когда ты – тот, кто в итоге ответственен. Именно поэтому большая часть моей работы в ФИА в последние 16 лет была направлена на безопасность на дорогах. Программы, вроде Euro NCAP, e-Safety Aware, и работа Фонда ФИА в развивающихся странах не имеют такого влияния в медиа, как «Ф-1», но в итоге они гораздо важнее.

Предсказанные и предсказуемые уходы автопроизводителей начались даже раньше, чем ожидалось. «БМВ» объявил 29 июля, еще до того, как был подписан новый Договор Согласия. После, 4 ноября, ушла «Тойота». Этот шаг был очевиден, но когда я указал на него в мае, представитель «Тойоты», похоже, вообще был оторван от реальности.

Теперь понятно, что без бюджетного ограничения, которому так сопротивлялась ФОТА, у нас не было бы новых команд, а пелотон состоял бы из 12-14 машин. Просто удивительно, как разумные люди в ФОТА слепо сражались на бизнес-модель, которая была обречена.

Вероятно, потерь автоконцернов можно было избежать, если бы ФОТА приняла предложение об ограничении бюджета на собрании 11 января в Париже. Это ограничение, скорее всего, со временем будет работать в рамках Соглашения об ограничении ресурсов.

Потеря «БМВ» и «Тойоты» так бессмысленна, и это очень грустно. Единственное облегчение – предположение «Феррари» о том, что это был мой план по избавлению от автопроизводителей. Но если такому верить, нужно предполагать, что боссы «БМВ» и «Тойоты» лгали, когда говорили о том, что причиной ухода стала необходимость сокращения расходов, и по непонятным причинам скрывали правду.

Ошибки? Наверное, с моей стороны одна главная. В период между Советами в марте и апреле мне нужно было посетить всех директоров компаний и объяснить им, что мы делаем и почему. Если бы я это сделал, «БМВ» был бы по-прежнему с нами, а, возможно, и «Тойота». Было бы легко продемонстрировать, что с бюджетным ограничением они бы получили то же самое, но дешевле. Но руководители команд никогда бы не сказали этого своему начальству», – пишет Мосли.

Читайте новости автоспорта в любимой соцсети

    Материалы по теме


    29 комментариев
    Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
    Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
    Реклама 18+
    я не понял
    Гинера и Уткина - это кто? гонщицы что ли?
    и откуда Мосли их знает?
    0
    0
    0
    Ответ doctormorge
    Кстати - никто не заметил главный перл? Снижение бюджетов команд было задумано где-то осенью 2007, переговоры шли весной 2008, а Мосли подтягивает это предложение к финансовому кризису осени 2008 и предполагаемому уходу из-за кризиса автопроизводителей. Единственный человек в мире, предвидевший кризис. Мощный старик.
    //Мощный старик//

    Ага, колосс на старчески-сморщенных ногах
    0
    0
    0
    Ответ I Love Techno
    я не понял Гинера и Уткина - это кто? гонщицы что ли? и откуда Мосли их знает?
    //Гинера и Уткина - это кто? гонщицы что ли?//
    Спасибо за прикол! Давно так не смеялся!:)Очень странно, что у вас в Гондурасе не знают Евгения Гинера, президента ФК ЦСКА, и тем более Василия Уткина, спортжурналиста. Как то вам там на периферии подтягиваться треба...
    0
    0
    0
    Ответ Буддхи
    Юрий, в бизнесе еще проще: купил дешевле - продал дороже.
    Ага, напомнили старый анекдот про бизнес-мена, который был отроду неучем, особенно не врубался в проценты. Но в жизни он торговал простыми ножами, покупая их 2 доллара, продавал за 4 доллара, и всем рассказывал, что он живет только на эти 2 процента. Знаем, плавали...
    0
    0
    0
    Ответ cys
    Браво! Оказывается как в политике может быть всё просто!
    Юрий, в бизнесе еще проще: купил дешевле - продал дороже.
    0
    0
    0
    Ответ Буддхи
    Макс опять показал себя гениальным политиком. Проиграв битву вживую, он выигрывает её в собственных мемуарах... )))
    Браво! Оказывается как в политике может быть всё просто!
    0
    0
    0
    Мосли вещает только о положительных сторонах своей деятельности, а публика видит только плохое - все уравновешивается. :) А правда, как обычно, посередине. В этой части мемуаров Макс вновь похвастался своим крестовым походом за безопасность, но почему-то спокойно обошел один момент - из-за чего он вообще пошел на все это. Или забыл, что во многом благодаря его драконовским мерам в 1993 году, меньше чем через год и случился «черный» уик-энд в Имоле? В общем, он типичный свин, если выражаться понятиями Оруэлла.
    «Макс вновь похвастался своим крестовым походом за безопасность, но почему-то спокойно обошел один момент - из-за чего он вообще пошел на все это»

    + 1000000
    не устаю напоминать об этом поклонникам деятельности Мосла на посту руководителя ФИА
    0
    0
    0
    Ответ softanet
    Мосли очень много чего сделал и хорошего для Ф1. Его поход по Бабам и другие Пёрлы по сравнению с тем что он сделал - лишь маленькая грязь в его биографии. К сожалению публика привыкла видеть лишь плохое.
    Мосли вещает только о положительных сторонах своей деятельности, а публика видит только плохое - все уравновешивается. :) А правда, как обычно, посередине.
    В этой части мемуаров Макс вновь похвастался своим крестовым походом за безопасность, но почему-то спокойно обошел один момент - из-за чего он вообще пошел на все это. Или забыл, что во многом благодаря его драконовским мерам в 1993 году, меньше чем через год и случился «черный» уик-энд в Имоле?
    В общем, он типичный свин, если выражаться понятиями Оруэлла.
    0
    0
    0
    Ответ Cobra Goo
    «Его поход по Бабам и другие Пёрлы по сравнению с тем что он сделал - лишь маленькая грязь в его биографии.» Вы правы, упомянутые вещи - лишь маленькая грязь в его биографии, а то, до чего он довел Ф1 - большая. Мосел утопил Ф1 в грязи, скандалах и интригах. В его разговорах об альтернативной серии не хватает главной детали - она была нужна командам лишь для того, чтобы наконец избавится от него. И у них это получилось
    В очередной раз и с удовольствием солидарен с вами, коллега. Лучше не скажешь о сути этого противостояния. А это пространное и никчемное объяснение Мосли это всего лишь потуга восстановить своё реноме задним числом. Несмотря на демонстрируемые Мосли якобы добрые чувства к Тодту, он ревнует к нему даже в такой мелочи, как обычная демонстрация уважения к профессионализму Тодта, воистинну маразм крепчал... Спасибо конечно Наталье за труды по переводу, но мне жаль её усилий...
    0
    0
    0
    Ответ softanet
    Мосли очень много чего сделал и хорошего для Ф1. Его поход по Бабам и другие Пёрлы по сравнению с тем что он сделал - лишь маленькая грязь в его биографии. К сожалению публика привыкла видеть лишь плохое.
    «Его поход по Бабам и другие Пёрлы по сравнению с тем что он сделал - лишь маленькая грязь в его биографии.»

    Вы правы, упомянутые вещи - лишь маленькая грязь в его биографии, а то, до чего он довел Ф1 - большая. Мосел утопил Ф1 в грязи, скандалах и интригах. В его разговорах об альтернативной серии не хватает главной детали - она была нужна командам лишь для того, чтобы наконец избавится от него. И у них это получилось
    0
    0
    0
    А я жду, может расскажет :) Мемуары обещал же.
    а можно тогда одну просьбу - не печатайте их перевод здесь ;) - порнографии на спортс.ру не место
    0
    0
    0
    А я жду, может расскажет :) Мемуары обещал же.
    :D
    0
    0
    0
    Кстати - никто не заметил главный перл? Снижение бюджетов команд было задумано где-то осенью 2007, переговоры шли весной 2008, а Мосли подтягивает это предложение к финансовому кризису осени 2008 и предполагаемому уходу из-за кризиса автопроизводителей.

    Единственный человек в мире, предвидевший кризис.

    Мощный старик.
    0
    0
    0
    Жизнь и похождения Макса Мосли как то прошли мимо меня . Ну разве что проститутки в нацистской форме , да и то особо не вдавался ...
    Как рядовой обыватель скажу - всё логично .
    Кидайте в меня помидорами .
    0
    0
    0
    Макс Мосли: «Как я провел лето». Так все обстоятельно разжевал, что рядовому обывателю, далекому от формульного закулисья, трудно во все это не поверить. Действительно злой гений:)
    0
    0
    0
    Даже лень читать весь этот бред, старый маразматик лучше бы рассказал о своих походах по проституткам. Мосел всеми силами делает вид, что ему не дали пинком под зад, а он типа сам ушел
    0
    0
    0
    Макс опять показал себя гениальным политиком.

    Проиграв битву вживую, он выигрывает её в собственных мемуарах... )))
    0
    0
    0
    (кажется я повторяюсь)думаю эти коротенькие повести Мосли «Как я спасал Ф1» очередное доказательство его неправоты. выглядят они как оправдание. Началом, для бурного извержения откровений, являются первые удачные шаги Тодта, по этому изречения Мосли считаю маркером успеха ЖАНА.

    Макс в своем репертуаре, признается в том, что по..ерил Тойоту и БМВ, и их самих называет лжецами. ГЕРОЙ!

    0
    0
    0
    А почему никто не поливает г...ом Тодта? Взять хотя бы новую систему начисления очков. Ведь он проповедник и продолжатель идей Мосли. А возможно и вместе с Мосли ходил по проституткам.
    0
    0
    0
    Поразительное лицемерие. Особенно возмущают его откровения о членах ФИА, просивших его не уходить просто так, а подготовить и посадить в кресло главы приемника. Говорит так, как-будто так и должно быть. Какие там выборы...ни грамма демократии, сплошные «вась-вась» да «рука руку моет». Кошмар!)
    0
    0
    0
    А ещё до земли нужно девушкам ему кланяться за эффективные меры безопасности в Ф-1!
    0
    0
    0
    Много претензий есть к Мосли, но в ситуации с ограничением бюджетов и с привлечением новых команд он показал себя на высшем уровне!
    Пусть теперь дедушка спокойно отдыхает с девушками в Челси :)
    0
    0
    0
    «Однако очень скоро стало ясно, что наиболее вероятным преемником станет кто-то, кого я считаю совершенно неподходящим для этой роли. Кроме того, я попал под давление членов ФИА, просивших меня отказаться от ухода»
    Оказывается, Макс спас мир. Орден ему бы.
    В остальном всё логично написано. Идея альтернативного чампа была сыра, и разрабатывать её надо было куда раньше
    0
    0
    0
    ПОДЛЕЦ!!!
    0
    0
    0
    «Сам себя не похвалишь - никто не похвалит.»
    0
    0
    0
    Мосли очень много чего сделал и хорошего для Ф1. Его поход по Бабам и другие Пёрлы по сравнению с тем что он сделал - лишь маленькая грязь в его биографии. К сожалению публика привыкла видеть лишь плохое.
    0
    0
    0
    Но в одном он прав - альтернативная серия изначально была обречена, а точнее ее никто и не собирался создавать.
    0
    0
    0
    Сегодня не день, а просто счастье какое-то.
    Мосли, Гинера и Уткина несет:)
    0
    0
    0
    А я жду, может расскажет :) Мемуары обещал же.
    0
    0
    0
    Укажите причину бана
    • Оскорбление
    • Мат
    • Спам
    • Расизм
    • Провокации
    • Угрозы
    • Систематический оффтоп
    • Мульти-аккаунтинг
    • Прочее
    Пожаловаться
    • Спам
    • Оскорбления
    • Расизм
    • Мат
    • Угрозы
    • Прочее
    • Мультиаккаунтинг
    • Систематический оффтоп
    • Провокации
    Комментарий отправлен, но без доната
    При попытке оплаты произошла ошибка
    • Повторить попытку оплаты
    • Оставить комментарий без доната
    • Изменить комментарий
    • Удалить комментарий