5 мин.

На футбол должны ходить! Не только на Чемпионат мира

Как показывает опыт, после Чемпионата мира запала болельщиков ходить на футбол хватает года на два. Это на самом деле хорошая новость, потому что за два года из унылого действа при пустых трибунах можно сделать  лучшее место для семейного отдыха.  Правда, для этого в первую очередь клубы, а во вторую государство должны изменить подход к футболу.

Для начала скажу, что меня волнует судьба не новых арен к Чемпионату мира, а старых с туалетными кабинками за воротами, отсутствием вменяемой реконструкции со времен постройки и решетками перед секторами фанатов. Просто довольно сложно развивать футбол, когда у клубов неравные условия. Двенадцать арен Чемпионата мира плюс Краснодар и «Локомотив»  это даже не премьер-лига. Ближайший матч «Динамо» играет в Туле с «Арсеналом». Я хотел туда поехать и посмотреть матч, но не поеду просто потому, что нет никакого желания наблюдать футбол на стадионе, который был современным в год похорон Брежнева.

При этом нужно понимать, что футбол не конкурирует с футболом, простите, он конкурирует с теми же кинотеатрами, как местом семейного отдыха. Если стадион без крыши, то в дождь туда придут только фанаты, которым комфорт не нужен, а наиболее платежеспособные болельщики пойдут в кинотеатр или торговый центр. В эти заведения их привлекут и в нормальную погоду, то есть для футбола мы их потеряем.

Переход на систему «осень-весна» во многом стал причиной гибели, например, пермского «Амкара». Стадион у него был старый, а половина матчей сейчас проходит в холодное для тех краев время года. Между тем, даже в Донецке до всего того ада, который там случился, на местной «Донбасс-Арене» над крышей висели тепловые лампы. К слову, это существенно дешевле, чем стадион под крышей, сооруженный за астрономические деньги в Питере.

Я специально привожу в пример «Донбасс-Арену», чтобы доказать – для привлечения болельщиков на трибуны не надо быть Германией или Англией.

Удивительное дело, но на российских стадионах одна из главных проблем, это еда. Вместо того, чтобы на ней зарабатывать, стадионы предпочитают о ней не вспоминать. На той же «Донбасс-Арена» можно было взять билет с обслуживанием и питанием, причем, он не громадных денег стоил, чтобы тебе специально обученные люди налили и дали закусить. Более того, даже в России на хоккее такая опция есть в том же "ВТБ Ледовом дворце", где и для болельщиков со скромными доходами организован вполне приличный кейтеринг. Кроме того, есть детские комнаты, аниматоры и прочие радости жизни для семейного отдыха. В итоге на хоккей на «Динамо» в прошлом сезоне ходило больше, чем на футбол. Тут, конечно, надо сделать поправку на то, что футболисты играют в Химках, но все же.

Еще одна важная вещь – пиво на трибунах. Ведь стадион конкурирует не только с кинотеатрами, но и со спортбарами. Ни одного аргумента не продавать на стадионах пиво нет. Я был на восьми матчах Чемпионата мира и видел одного пьяного. На обычных матчах премьер-лиги я вижу их больше без всякого пива. Кто хочет напиться, сделает это спокойно до матча и сильно дешевле, чем на стадионе. На заседании президентского совета по спорту даже глава Татарстана Рустам Минниханов предложил разрешить пиво на трибунах. Ответ Владимира Путина не оставил сомнений – по крайней мере в ближайшее время этого не будет.

А ведь пивные бренды ко всему прочему это самые естественные и логичные спонсоры футбольных команд. То есть меньше бюджетных денег уйдет на содержание футбольных проектов.  

Кстати, чем больше зрителей, тем больше спонсоров. Смерть «Амкара» и «Тосно» во многом была связана с тем, что у них была катастрофическая посещаемость. Соответственно, клубы должны иметь возможность устраивать предматчевые шоу, фестивали, аттракционы и вообще все, на что хватит фантазии. Эта фантазия же появляется, когда есть мотивация. Поэтому государство должно ставить клубам жесткое условие предоставления бюджетных субсидий – привлечение минимум половины спонсорских средств.

Стадион должен привлекать болельщиков и в те дни, когда нет матчей. Всякие экскурсии, рестораны, спортбары, магазины атрибутики, детские городки. Вряд ли это будет делать государство, а вот клуб или управляющая кампания вполне могут быть в этом заинтересованы.

К сожалению, я тут выступлю пессимистом. Нынешний всплеск посещаемости даже игр ФНЛ успокоит людей, которые управляют футболом. Они будут считать, что поймали Бога за бороду, поэтому через пару лет придется на трибунах считать не тысячи даже, а сотни болельщиков на трибунах.

И Россия, конечно, страна футбольная. Просто футбол это уже во вторую очередь игра, а в первую бизнес. Так вот Россия просто страна, где очень плохо не с футболом, а с бизнесом. Ровно поэтому проблему представляют новые хорошие стадионы, а не старые с туалетными кабинками за воротами.