3 мин.

Обуздать жадные клубы

Что-то категорически неправильное видится мне во всех этих сагах с Самирами, Хавьерами, Санчесами, Халками, Неймарами, Боатенгами и прочими Сесками и Луками. В случае последних двух ситуация особо показательна, ибо накалена до предела - игроки открыто говорят о желании уйти, а официальные лица клуба заявляют, что не позволят им этого сделать.

С одной стороны, святость контракта - основа цивилизации, и ставить под сомнение право клубов требовать от игроков соблюдения взятых на себя обязательств я не собираюсь. С другой стороны, угрозы того же Тоттенхэма сгноить игрока на лавке как-то не вписываются в модель добровольного сотрудничества.

Или Халк - ведь явно был бы не прочь перейти в топ-клуб. Но безумная цена выкупа контракта в 100 млн.евро делает разумный трансфер невозможным. Пока здесь все тихо, но если найдется клуб, который будет заинтересован сам и сумеет заинтересовать Халка, еще одного громкого противостояния не избежать.

Причину конфликтов я вижу в несовершенстве сложившегося трансферного уклада. По неведомой причине цена выкупа не является обязательным пунктом контракта между игроком и клубом. А в ряде случаев, когда такая цена закладывается в контракт, определяется она совершенно непонятным способом. Например, нельзя назвать иначе, как безумной сумму release clause Серхио "Facepalm" Бускетса в 150 млн.евро. Напомню, в такую цену оценивает его клуб, который не готов заплатить больше 35 млн.евро за Фабрегаса!

Ну ладно, Бускетс никуда не хочет уходить из Барселоны. Но вернемся к Модричу - он-то уйти как раз хочет. Оставим в стороне трофейную мотивацию, будем рассуждать в экономических терминах. По действующему до 2016 года контракту Модрич получает 45 тысяч фунтов в неделю, т.е. за весь контакт Тоттэнхем должен заплатить хорвату 11,7 млн.фунтов. Таким образом, шпорам совсем недорого обойдется полностью сломать игроку карьеру в отместку за желание перейти к конкурентам. Конечно, я не верю, что такое случится, но "в военном деле важны не намерения, а возможности".

Проигравшими при текущем раскладе оказываются в первую очередь игроки, причем хорошие, - именно они вынуждены довольствоваться зарплатой двух-трехлетней давности. И чем лучше играет футболист, тем больше разрыв между его нынешней зарплатой и потенциальной по текущему рыночному курсу. Плюс бонус в виде невозможности невозбранно перейти в топ-клуб, путь в который 2-3 года назад был заказан, а будет ли еще через 2-3 года - неясно.

Радикальный Грэм МакЭри выводит комплексную формулу расчета контрактов, но мне выход представляется более простым - игрокам следует настаивать на привязке цены выкупа контракта к зарплате. Например, сумма всей зарплаты до конца контракта и есть трансферная стоимость игрока. Или даже пусть двойная сумма контракта, даже такая уступка все еще ограничивает жадность клубных боссов разумными пределами.

Например, при такой системе текущая цена Модрича была бы как раз 23,4 млн.фунтов, что очень сильно сбило бы спесь с тоттенхэмовского руководства. И, как знать, возможно, продлевая контракт с хорватом в прошлом году, шпоры предложили бы ему более соответствующую талантам зарплату. А заодно и Бэйлу. И Барселона, записывая в новый контракт Тиаго Алькантары цену выкупа в 90 млн.евро, крякнула бы, осознав, что это повлечет за собой необходимость выплачивать молодому таланту 178 тыс.евро в неделю.

Игроков часто представляют жадными до денег эгоистами, но это трансферное лето во всей красе показывает безумное рвачество как раз клубов, которым повезло несколько лет назад подписать контракт с будущей звездой. А будущим звездам стоило бы получше защищать свои интересы.