9 мин.

Золотая молотьба

"Полагаете, золотая медаль кардинально изменит вашу жизнь?» – спросили Татьяну Лысенко, олимпийскую чемпионку по легкой атлетике (международную ассоциацию атлетических федераций поддерживает банк ВТБ) в Лондоне-2012. «Эта медаль меняет жизнь любого спортсмена. Медали чемпионатов Европы и мира у меня были, а олимпийской не было. Золотая олимпийская медаль – это вершина спортивных достижений». А вот и не права была метательница молота Лысенко! Не изменила медаль ее жизнь: как стремилась Таня к победам, так и стремится. Теперь еще и с удвоенной энергией: «Каждый хочет меня сегодня обыграть. Победить олимпийскую чемпионку – звучит особенно весомо!"

Часть 1-ая:

ЖИЗНЬ В РОЗОВОМ СВЕТЕ

– Татьяна, наверное, как раз поэтому – что соперницы жаждут обыграть именно обладателя главного титула – вы и решили их держать в тонусе: за две недели до чемпионата мира установив в Москве лучший результат сезона в мире!

– Ну да, считайте, что проверила готовность к чемпионату мира. Я не думала, что метну на такую длину, результат действительно оказался высоким.

– Все спортсмены очень по-разному планируют подготовку к главному старту. Вы выступаете много. Есть какое-то число, к которому стремитесь? Нужно пять, десять, пятнадцать стартов?

Через тернии к звездам. Отбыв двухлетнюю дисквалификацию, Татьяна Лысенко стала олимпийской чемпионкой Лондона. © РИА Новости, Григорий Сысоев

– Я в этом году даже не считала свои выступления. Но это как раз и говорит о том, что соревновательной практики было достаточно. Без стартов мне тяжело. Всегда стараюсь выступать как можно чаще – если ситуация позволяет. Хорошо, когда есть конкуренция. Поэтому и езжу по соревнованиям. Это необходимый опыт, ведь все соревнования разные, а значит, и ощущения разные. Я и до чемпионата России была довольна тем, как складывается сезон. Результаты более-менее стабильные были. На «Московском вызове», правда, ожидала от себя более высокого результата, и соревнования развивались очень интересно, но помешали ошибки. Я не расстроилась, состав участниц в Москве был очень приличный, несколько чемпионок мира и Олимпийских игр, и все хотели победить, все выкладывались. А старты на то и существуют, чтобы понять, где и какие ошибки допускаешь.

– Таня, вы сами говорите, что на чемпионате России были даже удивлены лучшим результатом сезона в мире и очень довольны собой, хотя истратили всего две попытки – в первой же молот улетел на 77,27 метра, и это уже был лучший результат сезона в мире. А во второй – еще дальше, 78,15. Может, надо было и дальше пойти?

                  _______________________________________________

   «Я почувствовала, что наконец-то свободна, взяла молот и пошла метать».

                  _______________________________________________

– Не тот случай, надо было себя поберечь. Дискомфорт в ноге ощущался, не стоило рисковать. Да и задача была выполнена. Я ведь была освобождена от отбора на домашнем чемпионате, но не смогла себя удержать: очень люблю выступать на чемпионате России. А потом – как удержаться и не метнуть на таком стадионе, как «Лужники»? Я ведь здесь ни разу не выступала до чемпионата России – очень хотелось сделать это уже в начале июня, на «Московском вызове», но не вышло. Тогда на БСА только-только уложили натуральный газон, конечно, сразу проводить соревнования по метанию на нем нельзя. А хотелось быстрее понять, что к чему по ощущениям.

– Можно теперь, наверное, и не спрашивать? Ответили уже результатом.

– Да, сектор мне понравился. И этот гламурный розовый цвет! Совсем как на Олимпийских играх!

Два года на раздумья

…Спортивная мудрость, которой Татьяна нынче обладает, выковывалась в ежедневной пахоте и борьбе. Бороться приходилось, как и любому в большом спорте, с собой, неудачами, новыми соперницами. Внезапной бедой, которая обрушилась на Лысенко и ее тренера перед Играми в Пекине. Беда называлась «дисквалификация». История запутанная, применение допинга так и не удалось доказать стопроцентно, была надежда на «малое» отлучение от спорта, но наказание спортсменка получила как за доказанный вариант.

– Обидно, когда человек точно и решительно идет к цели, а его вдруг вот так… – растерянно пытался объяснить тренер Николай Белобородов. – Нет, я понимаю и допускаю, что кто-то может нарушить что-то ради олимпийской медали, например, в решающий год. А тут-то? Мы даже до сих пор не знаем, что это было. Конечно, мы, как и все, применяли витамины, пищевые добавки. Но мы ведь сами пошли, сдали пробы… Но если представить, что мы нарушители, то могли бы, раз обманывали, что-то и придумать. Вдруг случилась бы поездка внезапная, например. Но нам просто сказали: на вас пришла разнарядка, сдайте пробу, – мы и пошли как порядочные. Сдаем, выступаем, вдруг через два месяца сообщают!… Что я должен рассказывать – что я этого не делал? Ну смешно просто. Что «это» попало с курицей или кефиром? Получается, мне надо хитрить, то есть пользоваться теми же уловками, которые нарушители и применяют. Да что там говорить! Ну как доказать? Я не знаю, как доказать. Могу заявить: я считаю, что большое будущее может быть только у спортсменов, которые без всего «этого» могут участвовать в соревнованиях.

У победы женское лицо. Татьяна Лысенко в статусе чемпионки Лондона на балу олимпийцев в Москве. © РИА Новости, Григорий Сысоев

Таня в те дни говорила мало. Лишь потом, когда уже выходила из дисквалификации, поблагодарила всех, кто поддерживал два года, что она была отлучена от спорта, но продолжала готовиться к стартам.

– Я убедилась, что хороших людей неизмеримо больше, чем может показаться. Слава богу, никто от меня не отвернулся. В спорт возвращаюсь в хорошем настроении и с чувством благодарности ко всем, кто поддержал меня в трудную минуту в родном Батайске, на второй родине, в подмосковном Жуковском, во Всероссийской федерации легкой атлетики. Такая атмосфера помогала и надеяться на возвращение, и просто жить: достроить дом, защитить диплом экономиста в ростовском филиале Государственного университета технологии управления.

…А в день первого старта Татьяна Лысенко просто сказала: «Вот и пришел этот день. Я почувствовала только, что наконец-то свободна, взяла молот и пошла метать. Впереди меня ждет много интересного».

Домашний настрой

– Говорят: утром она проснулась олимпийской чемпионкой. Это как?

– Да особенно-то ничего не и изменилось, только, наверное, ответственности стало больше. А еще узнают иногда, летишь куда-нибудь, люди подходят, говорят: это ведь вы Олимпиаду выиграли, мы вас узнали…

– Вы – чемпионка мира, олимпийская чемпионка, трудно после таких побед снова заводить себя на подвиги?

                                        ___________________________

                       «Я буду стараться выступить в Москве красиво».

                                        ___________________________

– А вы думаете, прежние титулы могут остановить в желании снова выиграть? Нынешний чемпионат мира – домашний! И потом – я чувствую, как меня все теперь хотят обыграть!

– Глупо будет…

– Что глупо, спросить, позволю ли я им это? Постараюсь не позволить. Кстати, удалось в Москве попробовать все погодные условия в соревновательной обстановке. В квалификации мы выступали в дождь, а в финале уже сухо было. Дождь для метателей – самое противное. Солнце, ветер молот не остановят.

Лысенко и генетика

Как большого спортсмена ведет судьба, так и тренеру она же указывает на спортсмена, который пойдет с ним к мировому пьедесталу. Тренер приметил Татьяну в школе. Вообще-то она играла в баскетбол.

– Я отказывалась сначала, Белобородов уговорил. И вообще метание молота представлялось мне чем-то связанным с обычным молотком. Я не только в баскетбол играла, тхэквондо успела позаниматься, на байдарке гребла. Выступала за школу в троеборье: толкание ядра, бег на 30 или 60 метров, прыжок в длину. Но слабенькая была. Когда мне исполнилось 15 лет, тренер говорит: «Будет поздно, надо начинать заниматься».

Кто сказал, что метание молота — не зрелищный вид спорта? Одна секунда, одна попытка, один бросок: и молот летит, и ничего уже не поправишь. © РИА Новости, Григорий Сысоев

Она пришла… И каждый год прибавляла метров по 5–6 к результату. На шестой год тренировок вылетел мировой рекорд.

– Многие обращают внимание на то, что метательницы молота друг другу в спину слова злые не шипят, глазами яростно не зыркают. Наоборот, даже заводят друг друга по-хорошему. Какой-то у вас очень дружелюбный вид спорта…

– Да, мы часто заводим друг друга. Результат повышаем, да и это же наш общий вид спорта. В комнате ожидания шутим, болтаем, все – подружки. Когда в сектор выходим, тут до самой последней попытки надо на себе сосредоточиться, а потом, почему бы и соперницу не поддержать? И зрителями не поработать?

– Не боитесь пустых трибун? Трибуны – это важно?

– Когда тебе несколько тысяч человек аплодируют, как в Лондоне, это не забывается. Но, если честно, когда в сектор выходишь, мало что замечаешь, думаешь только о том, чтобы снаряд в правильном направлении летел. Но я надеюсь, что на чемпионате мира не будет пустых трибун. Чемпионат мира, конечно, историческое событие для Москвы, для всей нашей легкой атлетики, для нашего зрителя. Я знаю, многих наших спортсменов придут близкие поддержать.

– А вас? У вас же шесть братьев, две сестры, племянников – на целый сектор! Придут в «Лужники»?

– Поддержать все хотят, это естественно. Кто сможет быть в «Лужниках» – не знаю. Я, если совсем честно, не очень люблю, когда близкие люди болеют за меня на стадионе. Волнуюсь больше.

Татьяна Лысенко имеет преимущество на Московском чемпионате мира по легкой атлетике перед своими соперницами: она уже протестировала метательный сектор Большой спортивной арены «Лужников». © РИА Новости, Григорий Сысоев

– Родные стены «поддавливают» дополнительно?

– Они, может, и помогают, но ответственности все равно больше.

– А красиво было бы – Москва, «Лужники», рекорд мира…

– Знаете, рекорд такое дело… Получится – классно, нет – ну, что теперь? Да, я буду стараться выступить в Москве красиво. Но специально на рекорд не настраиваю себя. А то так можно размечтаться и мыслями себя загнать, что и на пьедестал-то не попадешь. Соперниц много, и все они метают в этом сезоне хорошо – не меньше 76 метров. Я думаю, весь финал Олимпийских игр в Лондоне будет и в Москве представлен.

…Когда-то в 2005 году юная Таня Лысенко именно в Москве установила свой первый мировой рекорд. И рассказывала, что все поняла уже на разминке. Чувствовала, что рекорду – быть. «В третьей попытке метнула на 76,05. Говорю судье: «Ну, два сантиметра до рекорда осталось». Он: «Метай! У тебя получится!» Я заулыбалась: «Сейчас метну». И – 77,06! Объявляют: «Мировой рекорд!» А потом меня затрясло».

Так было. Так и будет!

Татьяна Лысенко – российская метательница молота. Олимпийская чемпионка 2012. Чемпионка мира (2011), чемпионка Европы (2006), чемпионка России (2005, 2009—2012). Рекордсменка России и экс-рекордсменка мира. Заслуженный мастер спорта России.

Прорыв в международную элиту удался Лысенко летом 2005. 15 июля она на 99 см побила в Москве мировой рекорд шестилетней давности, принадлежащий румынке Михаэле Мелинте, метнув молот на 77,06 м. Полтора месяца спустя она выиграла на Чемпионате мира 2005 в Хельсинки бронзовую медаль. 24 июня 2006 Татьяна Лысенко установила в Жуковском новый мировой рекорд, достигнув 77,41 м. 15 августа того же года в Таллине она побила свой собственный рекорд, метнув молот на 77,80 м. На Олимпийских играх 2012 в Лондоне установила олимпийский рекорд в первой же попытке — 77,56. В пятой попытке улучшила до 78,18 и стала олимпийской чемпионкой.