4 мин.

«Ливерпуль» - «Эвертон»: по итогам мерсисайдского дерби

На мой взгляд, нет ничего удивительного в том, что игра получилась очень плотной и напряженной, но небогатой на стопроцентно голевые моменты: ведь обе команды, по сути, играли без нападающих. Да, ни Марио Балотелли, ни Ромелу Лукаку не играли чистых форвардов.

Номинальный нападающий «Ливерпуля» исполнял в мерсисайдском дерби роль, не побоюсь этого сравнения, Уэйна Руни: итальянец предпочитал получать мяч недалеко от штрафной площади и, качнув защитника, либо отдавать передачу, либо бить. При этом собственно на скорости входить в штрафную или ждать передачи в непосредственной близости от ворот Тима Ховарда Балотелли то ли не хотел, то ли не мог. Возможно, в этом была задумка Брендана Роджерса, который хотел использовать сильные стороны итальянского форварда, то есть в первую очередь хороший удар и способность с места обыграть соперника, а не скоростной дриблинг, присущий другим футболистам «Ливерпуля», например Рахиму Стерлингу. Но проблема в том, что все быстрые и остроумные комбинации на краю штрафной, которые затевали Маркович, Лаллана, тот же Стерлинг, а позже еще и Коутиньо, были бесполезны, так как в районе вратарской не было футболиста, который мог бы замкнуть передачу или поймать отскок. И ведь ни у кого язык не повернется обвинить Балотелли в отсутствии старания: Марио пахал как вол, и в обороне отрабатывал, и на флангах атаки разгонял, в штрафной свои моменты порой искал, несмотря на то, что футболисты «Эвертона» играли невероятно плотно. Но все-таки чувствуется, что «Ливерпулю» не хватает Даниэля Старриджа, который и атаки успевает разгонять, и защитников оттягивать, создавая партнерам свободное пространство, и в нужный момент замыкать передачи где-нибудь у дальней штанги.

Ромелу Лукаку также не играл типичного центрального нападающего: бельгиец старался войти в штрафную с правого фланга. Не знаю, чем это объяснить: то ли задумкой Роберто Мартинеса, посчитавшего, что Альберто Морено не сумеет справиться с мощным форвардом «Эвертона» (в таком случае он был прав лишь отчасти), то ли общей склонностью Лукаку атаковать справа. Однако меня удивляет то, что бельгийский форвард нечасто пытался атаковать через центр, используя еще далеко не идеальную связь между Ловреном и Шкртелом. Возможно, этим должен был заняться способный сыграть на разных позициях Нейсмит, но тот скорее разгонял атаки, а не завершал их.

И ведь что забавно, как только Лукаку и Балотелли начинали играть  «типичных» центрфорвардов, это сразу приводило к опасным ситуациям: вспомните, как сразу после гола Джеррарда сперва Лукаку забрался за спину Ловрену и едва не дотянулся до мяча, а потом, буквально в следующей атаке уже Балотелли с близкого расстояния угодил в перекладину.

Если в штрафных площадках соперников явно не хватало нападающих, то центр поля был, наоборот, перенасыщен. Порой «Ливерпуль» включал довольно высокий прессинг, отодвигая игроков «ирисок» ближе к воротам Тима Ховарда и мешая тем раскатывать мяч в районе центрального круга: собственно штрафной, с которого Стивен Джеррард открыл счет в матче, был назначен как раз после успешного отбора на половине поля «Эвертона».

И чтобы закрыть вопрос о борьбе за контроль над центром поля, поделюсь возникшим у меня ощущением (возможно, ошибочным): соперники выигрывали подборы по большей части у чужих ворот. «Ириски» обычно первыми успевали к мячу, выбитому из штрафной «Ливерпуля», собственно в концовке именно так и был забит гол в ворота Миньоле. Но верно и обратное: стоило защитникам «Эвертона» выбить мяч из штрафной, так тут же «красные» возвращали его себе, обычно усилиями Джордана Хендерсона, который, на мой вкус, был лучшим игроком первого тайма. При этом я не знаю, кому бы я присудил звание лучшего игрока матча, каждый футболист каждой из команд (кроме, разве что, провалившегося Бешича) внес равный вклад в игру своей команды. Наверное, самой очевидной кажется кандидатура Джагелки, но как это будет на деле, я не знаю.

Удивительная ситуация сложилась на левом фланге атаки «Эвертона» (или на правом фланге обороны «Ливерпуля»), где одному из лучших защитников АПЛ Лейтону Бэйнсу и сперва Кевину Миральясу, а потом Эйдену Макгиди противостояли совсем молодой Хавьер Манкильо и по обстоятельствам, то Маркович, то Лаллана, то действовавший по всему фронту атаки Балотелли. При всем при этом молодой испанец не боялся идти вперед, оголяя зону. И не то чтобы Манкильо всегда действовал полезно, его навесы особой опасности не представляли, но он помогал в подыгрыше, а после передачи Хендерсона в первом тайме обострил ситуацию, ворвавшись в штрафную. И не всегда испанский защитник успевал возвращаться назад: вспомните, что в момент травмы Миральяса бельгийца преследовали Хендерсон и Джеррард, а вовсе не Манкильо. Но удивительным образом не часто «Ливерпулю» грозила опасность с правого фланга: в первом тайме ворвался в штрафную Бейнс, Макгиди активно начал вторую половину встречи, но надолго его не хватило. Выходит, подключаясь к атакам, Манкильо принудил Бейнса редко переходить центр поля.

В итоге была ничья, которая не устроила ни одну из команд: и «Эвртону», и «Ливерпулю» нужна была победа для обретения уверенности. Однако соперники могут увидеть в таком исходе матча и положительные моменты: например, оба коллектива в целом очень неплохо сыграли в обороне, что в этом сезоне с ними бывает нечасто. Есть еще, конечно, над чем работать и тем, и другим, но по крайней мере никто не «пожарил». Футболисты «Ливерпуля» к тому же порой интересно комбинировали, показав, что они понимают, как они собираются забивать (а после сумбурных матчей против «Астон Виллы» и «Вест Хэма» у меня, признаться, появились сомнения по этому поводу). Так что можно надеяться, что с возвращением в стой Старриджа игра «Ливерпуля» заблистает. И лишь одно остается мне непонятным: почему Роджерс так свято верит в Лаллану, не показывающего выдающейся игры, и не дает проявить себя Сусо, который отметился хорошим голом в кубковой игре?