4 мин.

Ситуация с Евгением Плющенко. Подстава или притча о спортивном принципе

Обсуждение по снятию Евгения Плющенко с Олимпиады если ещё не прошло свою активную фазу, то, во всяком случае, было в первые часы достаточно бурным. Я и сам в этом участвовал в своём кругу. Как и ожидалось, главных мнений по этому поводу два — Плющенко — герой, и Плющенко — плохой.

Расстройство болельщиков, особенно тех, кто специально пришёл на короткую программу одиночных мужских соревнований, чтобы поддержать не только единственного российского фигуриста, но и воочию увидеть легенду мирового фигурного катания, можно понять. Это настоящая подстава — приехать в Сочи, возможно издалека, возможно с трудом достав билет, и не получить ничего. Хотя лично мне ближе та точка зрения, что когда речь идёт об инвалидности спортсмена, медальные амбиции должны уйти на второй план. Я уже не говорю о том, что Евгений внёс весомый вклад в победу на командных соревнованиях.

Но, по-моему, мы слишком сильно сосредоточились на фигуре Плющенко. Давайте вернёмся немножечко назад во времени, и вспомним кто и как принимал решение кому ехать на Олимпиаду. Выбор был между трясущимся, но молодым и здоровым Ковтуном и опытным, титулованным, но в плане здоровья не дающим гарантии на все четыре выступления Плющенко. Самое интересное, что ни один, ни второй по спортивному принципу не проходили. Кто смотрел январский чемпионат Европы, тот знает. Максим Ковтун был худшим из наших (5-е место), а Плющенко вообще не приехал, готовясь к закрытому прокату. И тут ФФКК России (Федерация фигурного катания на коньках) пошла, кстати не в первый раз, особым путём, плюнув на спортивный принцип и собрав комиссию для определения объективно лучшего фигуриста.

Вернёмся ещё раньше во времени и вспомним, что по такому же неспортивному принципу на Чемпионат мира 2013 года поехал Ковтун. Я считаю это ключевым моментом во всей истории с Евгением Плющенко! Спортивный бог наказал ФФКК семнадцатым местом за такой принцип отбора спортсменов и лишением дополнительной олимпийской и мировой квоты для мужчин-одиночников, но как показала потом жизнь, в ФФКК этот сигнал проигнорировали. На Олимпиаду поехал спортсмен, опять отобранный не по спортивному принципу. Спортивный принцип в этом случае защищают только те, кто считает чемпионат России сильнее чемпионата Европы.

Лично у меня язык не повернётся сказать что-то дурное про Евгения Плющенко, хоть он и не является моим кумиром, как человек, а не спортсмен. Я уверен, что тут без политики не обошлось, ведь не случайным было появление первого лица государства на командных соревнованиях. ФФКК сделало всё чтобы с двухсотпроцентной гарантией взять хотя бы одно золото на домашней Олимпиаде, пролоббировав включение в программу командных соревнований и собрав самый лучший насколько возможно состав фигуристов. Потому что если бы мы дома остались без побед в фигурном катании... В общем, мы конечно, не знаем всей внутренней кухни, но будь Олимпиада в другой стране, очень возможно, что Плющенко не трогали бы сейчас со всеми его проблемами.

Есть у меня подозрения, что с такой спиной Евгений изначально не очень-то собирался выступать именно на ближайшей Олимпиаде, а может быть и вообще собирался заканчивать с любительским спортом, но его убедили. Это косвенно подтверждает и то, что вскоре после Олимпиады у него должен начаться коммерческий тур по России.

А теперь давайте попытаемся проанализировать ситуацию. Человек, который с такими проблемами со здоровьем и в таком возрасте должен не просто выступить на Олимпиаде, а откатать там четыре(!) программы за короткий период времени, спланирует ли через месяц после Олимпиады поездку в коммерческое турне по всей России? Для этого нужно иметь супергарантию от врачей! Я не утверждаю, но полагаю, что коммерческий тур был запланирован Плющенко раньше, чем созрело решение ехать на Олимпиаду. Опять же, чтобы этот тур согласовать нужно готовиться с приличным запасом по времени. Любой нормальный человек, который хочет заработать, разве станет планировать такой тур сразу после соревнований, где очень велика вероятность рецидива травмы и выбывания из строя?

Кто-то скажет, что Плющенко и так было запланировано два выступления в командном турнире, а потом он как бы показательно снялся. Вы знаете, такая точка зрения имеет право на существование, но каждый ли будет готов заранее согласиться на порчу своей репутации? Вот, давайте посмотрим на это ещё раз с меркантильной точки зрения. Допустим, Плющенко морально готов на дурные отзывы со стороны публики или её части после снятия с олимпийских соревнований, но опять же напоминаю, впереди коммерческий турнир! Насколько велика вероятность, что обидевшиеся и озлобившиеся болельщики, которых после таких фортелей явно станет больше, придут на эти выступления? И это при том, что билеты на коммерческий тур отнюдь не дешёвые, на то он и коммерческий. Тут никакая государственная пропаганда о героизме Плющенко не поможет.

Я думаю, Евгений просто оказался заложником сложившейся ситуации. Если сказать грубо, то его подставила ФФКК, которая планомерно скатилась до того, что в мужском одиночном катании у нас осталась одна квота. Ну, а потом надо было спасать нашу золотую медаль в командном турнире. Начались уговоры, убеждения, подбадривания, «правильное» медицинское заключение состряпали, закрытый прокат организовали, хотя и так всё заранее было известно. В итоге болельщики оказались обманутыми, а вся грязь досталась Плющенко.