8 мин.

Добро должно быть с кулаками

Непревзойдённому и прекрасному Джеки Чану накануне стукнуло 60 лет. По Джеки, конечно, этого не скажешь. Выглядит он, несмотря ни на что, чудесно. И чувствует себя хорошо. И вообще весел и бодр и желает самому себе, ломаному-переломаному, только лишь крепкого здоровья. Он-то, положивший своё здоровье на алтарь искусства, как никто другой знает, какая это важная штука. 

Некоторые люди, я знаю пару таких, отказывают фильмам Джеки Чана в этом самом праве - праве называть себя высоким словом "искусство". Дескать цирк, кривлянье, безыскусность. Никакой де художественной ценности. Давайте об этом и поговорим. 

Рассказать о Джеке Чане что-то новое сложно. Все, кому он интересен, все основные факты про него уже знают. Знают, что в разных качествах Джеки на сегодняшний день сделал более ста картин. Что в годы молодости он почти никогда не использовал дублёров, и сам выполнял почти все свои сложнейшие трюки, без спецэффектов и технических устройств, из-за чего за последние 40 лет он получил невероятное количество серьёзных травм (в разных источниках цифра колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч повреждений). Из-за этого, в свою очередь, на данный момент нет ни одной страховой компании в мире, которая согласилась бы застраховать жизнь и здоровье Джеки Чана. Когда Джеки перебрался в Голливуд, ему пришлось смриться с необходимостью хотя бы иногда использовать дублёров, таковы были условия кинокомпаний. Однако уже после съёмок "Разборки в Бронксе" в США ни осталось почти ни одного каскадёра, который согласился бы работать с "этим психическим", так что он уже более 30 лет во всех фильмах задействует свою личную бригаду безумных гонконгских трюкачей в количестве 16 человек, с которыми когда-то делал ещё "Проект А".  

Многим известно, что в детстве Джеки учился в школе пекинской оперы, а будучи совсем ещё молодым человеком, чтобы заработать на жизнь, как-то снялся в гонконгском порно(фильм называется "Все в семье" и на IMDB тегирован как комедия, что как бы символизирует). Что родился он на 12 месяце беременности и весил более пяти килограмм. Что младенцем его хотели продать английскому врачу ("Я мог бы стать самым известным в мире врачом, но решил, что быть самым известным пациентом гораздо проще"), и что его папа скорее всего был китайским шпионом. 

В общем, жизнь Джеки для широкого зрителя - открытая книга. Однако есть моменты, о которых большинство поклонников кино не знают. В 2008 году Джеки пожертвовал 2 миллиона долларов на помощь жертвам ужасного Сычуаньского землетрясения. После землетрясения и цунами, обрушившихся на северо-восток Японии в 2011 году, и приведших к печально известной аварии на Фукусиме, Чан развернул благотворительную кампанию, за несколько дней собрав 3.3. миллиона долларов. С 1988 года в Гонконге функционирует фонд имени Джеки Чана, который помогает сиротам и беспризорникам (в некоторых источниках упоминается, что Джеки лично опекает 50 китайских сирот, но я не нашёл точного подтверждения этим данным). Джеки строит в Гонконге кинотеатры и досуговые центры и передаёт их в дар городу. Эти моменты не слишком часто мелькают в светской хронике, и даже в интервью у Джеки если и спрашивают о чём-то таком, то чаще упоминают про его деятельность как Посла доброй воли ЮНИСЕФ, чем о его реальных поступках, направленных на благотворительность. Но Джеки в лишнем пиаре особенно и не нуждается. Он и так знаменит дальше некуда. Однако эти моменты его биографии говорят о прекрасной завершенности образа человека по имени Джеки Чан. 

"Чёрный Дождь" Ридли Скотта, "Разрушитель" Сталлоне, "Смертельное оружие 4" - что объединяет эти три фильма? В каждом из них партия главного злодея предлагалась Джеки Чану и каждый раз Джеки отказывался. Любой из этих фильмов мог помочь Чану закрепиться и утвердиться в Голливуде. Но у того был особый взгляд на то, каких героев он должен играть.

Если вы вспомните сценарную канву любых нескольких лент с участием Джеки Чана, то сможете заметить в них нечто схожее. Герои этих фильмов это почти всегда простые ребята, смешные, зачастую робкие, как правило порядочные, которые живут обычной жизнью и в герои особо не рвутся. Однако потом случается так, что близкий им человек (а порою и совсем даже не близкий, а очень даже чужой), попадает в беду и жизнь ставит героя Джеки Чана перед выбором: отойти в сторону, или же попытаться помочь. Покачав головой и горестно вздохнув, герои Джеки засучивают рукава и идут вешать плохим дядям люлей. Потому что могут. А ведь если ты как-то можешь помочь другому человеку, попавшему в беду, то ты просто обязан это сделать. Вот такая нехитрая жизненная философия Джеки Чана(сама по себе достаточно необычная для китайца) красной нитью проходит через все его сто с лишним фильмов. Вот что всем своим творчеством пытается сказать миру Джеки: не стремись быть героем, не кичись своей удалью, но никогда не отворачивайся от человека, которому ты в силах помочь. 

Наполненные безумными трюками и лёгким обаянием самого Джеки, его фильмы навсегда откладываются в памяти восторженных мальчишек. А это чертовски важно. Когда в городок, в котором я вырос, завезли на VHS "Доспехи бога" и "Разборку в Бронксе" (а ещё регулярный показ "Проекта А" по СТС), эти кассеты за две недели обошли всех пацанов, половина из которых тут же записалась на каратэ. Мне кажется, тот, кто ребёнком балдел от Джеки Чана, не может вырасти в по-настоящему плохого и злого взрослого. Если это не та самая пресловутая "сила искусства" - то что же тогда? :)

Джеки Чан, это, конечно же, псевдоним. В каком-то роде образ. Образ, который Джеки не мог "связать" с ролями однозначных плохишей, не мог таким образом его подвергнуть риску(у него даже негодяи и авантюристы, такие как герои фильмов "Доспехи Бога" или "Roob-B-Hood", всегда оказываются в итоге крайне положительными и неравнодушными людьми). Тем более, что персонажи Джеки не стопроцентные идеальные герои, не сахарные "фэйсы"(=сугубо положительный герой), какими были в своё время герои Шварцнеггера и Сталлоне. А просто живые, обычные люди. 

И самое главное, что этот кинообраз находит полное продолжение в реальной жизни настоящего Джеки Чана. Или же скорее реальная личность Джеки Чана сильно влияет на его сценические образы. Но так или иначе, и на экране, и в реальной жизни, Джеки стремится в первую очередь быть отзывчивым и неранодушным человеком. Джеки Чан, как образ, не может быть по-настоящему плохим ни в чём и нигде. Он должен быть самым настоящим "регулярным" суперменом. Таким же, каким на самом деле может быть любой другой "регулярный" человек, если просто сильно этого захочет. 

Что касается технического исполнения фильмов Джеки, то, с одной стороны, к ним можно придираться до бесконечности. Всегда ужасная музыка, местами дурацкая монтажная склейка, порою предсказуемы и всегда простые и стереотипные сюжеты, неумение работать с видеоэффектами (жутковатое слоумо и дурацкая привычка как в каком-нибудь телешоу показывать крутой трюк три раза подряд с разных ракурсов), всё это неотъемлемые элементы так называемых B movie. Однако вы когда-нибудь слышали от кого-нибудь, что Джеки Чан герой боевиков категории B? Нет, конечно. И не услышите. Боевая хореография Джеки Чана и невероятная сложность трюков превращают любой его классический фильм, даже самый простой, несерьёзный и наивный, в произведение искусства. Пусть и особого свойства. 

То, что вытворяет с самим собой Джеки Чан ради эффектных сцен - это великое мастерство, помноженное на великую отвагу и великую силу духа. Думаете Фон Триер и Кубрик "задроты"? Ага, щас! Тысячу шестьсот (1600!) дублей трёхсекундного трюка не хотите ли? Рекорд Гиннеса, меду прочим (а всего Джеки попал в эту книжку четыре раза).

 Такого как Джеки Чан в кино, скорее всего, уже никогда не будет. Хотя бы потому, что это самое кино развивается уже совсем по другому пути. Технологическому, в первую очередь. Да, из глубин азиатского кинематографа к нам всё ещё периодически попадают фильмы вроде "Онг Бака", или "Рейда", где фигурирует отличная классическая постановка боевых сцен, без спецэффектов и хитрой системы тросов, но по-настоящему широкого признания и народной любви у этих фильмов быть не может. Да, они могут быть очень крутыми. Но не могут быть одновременно с этим добрыми, лёгкими и светлыми. Их так крепко и так надолго не запомнят. Брюса Ли и того уже потихоньку забывают. А Джеки... Джеки, думаю, это на очень долго. 

Джеки Чан - это целый отдельный жанр в мировом кинематографе. Важная его часть и большая веха. Так что, долгих лет и крепкого здоровья. 

Мне всегда хотелось, чтобы меня запомнили как актёра, который умеет драться, а не как бойца, который умеет играть©