5 мин.

Простой план

Матч Германия – Россия – ключевой во многих отношениях. Понятно, что сейчас за день до начала игры он вызывает повышенный ажиотаж и интерес. Поэтому и я решил не отказать себе в удовольствии немного пофантазировать на эту тему и представить на ваше обсуждение собственные предположения и выводы.

Во-первых, хотелось бы отметить, что наша сборная настолько приучила нас к успеху, что на поездку в Германию сейчас уже никто не смотрит как на жестокий приговор. Это прорыв в сознании и футболистов, и болельщиков. Согласитесь, мы с вами вполне допускаем ситуацию, при которой наша команда может немцев обыграть. Утверждать это, конечно, нельзя. Но то, что мы готовы показать качественный футбол и готовы даже навязывать сопернику какие-то вещи – это факт.

Что касается стартового состава, то он практически ясен и выглядит примерно так.

Вариации здесь могут быть только в линии полузащиты. Предполагаю, что Зырянов сыграет левее, а Аршавин ближе к центру. Хотя не исключено, что наоборот – это уже зависит от конкретных тактических задумок Хиддинка. Ну а единственный существенный вопрос – кто будет играть в правой зоне. Здесь, во-первых, Саенко может появиться. Здесь же можно ожидать появления Денисова. И про Быстрова тоже не будем забывать. Вот в таком порядке я бы расположил претендентов на роль правого полузащитника.

В итоге получается очень гибкая схема, которую можно по-разному называть. Хотите – 4-3-3, хотите – 4-5-1, можно 4-2-3-1 (если Семшова и Семака считать двумя опорными). Все ведь зависит от людей, появляющихся на той или иной позиции. Понятно, что если Зырянов играет слева, то он будет смещаться в середину, оставляя длинный фланг Жиркову. Если справа Быстров, то смещения в середину минимальны. Если Саенко, то это уже фланговый форвард с акцентом на атаку. Иными словами, схему могут наполнить содержанием только конкретные исполнители.

Теперь о тактике. Вряд ли мы значительным образом изменим свой собственный игровой рисунок, а значит, тактическая готовность к матчу именно против сборной Германии должна проявиться в подробном изучении слабых сторон конкретно этого соперника и в понимании того, как эти слабые стороны можно использовать. Скорее всего, предполагается оказывать большое давление на центр немецкой обороны, где будет действовать не совсем сыгранная пара защитников. Вариантов такого воздействия может быть несколько. Самый простой – передачи в зону Погребняка. Правда, Погребняк – не Ян Коллер, поэтому с такой задачкой немцы легко бы справились. В этой связи есть другой вариант. Необходимо, чтобы наши игроки как можно чаще насыщали зону между линией защиты и линией полузащиты немецкой сборной. Это может достигаться по-разному: и через того же Погребняка с отыгрышем на третьего, и через позиционную атаку, и с диагонального перевода. И если Аршавин, Быстров, Саенко или Зырянов будут врываться туда, двигаясь лицом к немецким центральным защитникам, это принесет наибольшую пользу. Защитники могут выдергиваться, могут слишком глубоко садиться, терять позиции, а это и означает «создать высокое давление в этой зоне».

В чем еще наши козыри. Думаю, мы однозначно сильнее Германии в том, что у нас более быстрая и, главное, более разнообразная команда. У нас есть, например, силовой форвард – это раз. Если надо, мы можем играть и быструю атаку – для этого есть целая группа креативных полузащитников. За счет сильных крайних защитников у нас есть даже фланговая игра. При такой вариативности нас сложнее закрыть. У немцев, как мне кажется, подобного разнообразия нет. Здесь тоже стоит поискать успех.

Теперь о том, какие опасности могут подстерегать нашу команду. Учитывая, что Анюков и Жирков всегда подключаются к атакам, а немцы, вероятно, будут играть в два форварда, в какие-то моменты нам будет не хватать численности в оборонительных построениях – это во-первых. Во-вторых, большая насыщенность средней линии (а у нас там пять человек) иногда обретает обратный отрицательный эффект. Проще говоря, каждый в какой-то момент готов подумать, что «сыграю не я, а кто-то другой». Чтобы этого избежать, нужно оптимально распределить возможные маневры, что тоже непросто сделать, поскольку полузащита сборной Германии – ее самая сильная линия. Мне даже кажется, что немцам можно оставить немного пространства впереди, приподняв свою линию обороны для создания максимальной плотности в середине. Все-таки не такие у них прыткие форварды, чтобы быстро и самостоятельно убегать в отрыв, а следовательно, большая часть атак будет зарождаться именно в середине поля.

Дзагоев, Прудников, Глушаков… Хиддинк всегда подчеркивал свое стремление вызывать в сборную молодых футболистов, чтобы поближе с ними познакомиться. Ведь окончательная заявка формируется из восемнадцати игроков, так что позвать в сборную, скажем, Кержакова, чтобы он в итоге даже не попал на скамейку или, например, позвать с такой же перспективой Прудникова – это все-таки разные вещи. Уверен, что из числа новичков с серьезным расчетом на предстоящую игру вызван только Денисов. Хотя, зная характер Хиддинка, пожалуй, не исключу возможное развитие ситуации с Дзагоевым.

Что касается потерь, то все три – Торбинский, Колодин, Павлюченко – достаточно серьезные. Центрального защитника терять всегда неприятно, потому что в футболе – это самая малозаменяемая позиция. Однако решение Хиддинка не искать замену Колодину я прекрасно понимаю. Если бы кто-то вызывался вместо Дениса, то это, очевидно, был бы футболист, ранее в сборной не появлявшийся. Ну, например, Орехов, Белоруков, Белозеров или кто-то другой – и вдруг сразу же на матч против Германии. Думаю, очень сложно пришлось бы этому человеку. Да и зачем, если есть два брата Березуцких, отлично сыгранные с Игнашевичем. Здесь проблемы потери качества я не вижу.

Травма Павлюченко – это, скорее, проблема использования замены. Все-таки их с Погребняком можно считать одноплановыми форвардами. Что позволяет тренеру всегда иметь альтернативу усиления по ходу игры без изменения общего тактического рисунка. Павлюченко – в стартовом, Погребняк – на замену. Погребняк – в стартовом, Павлюченко на замену. По сути, невелика разница. Теперь же в отсутствие Павлюченко замена форварда по ходу игры, вероятно, приведет к более ощутимым перестановкам.

А вот потерю Торбинского я выделю особо – уверен, если б Дмитрий был здоров, то сыграл бы наверняка. Чем хорош Торбинский, так это тем, что с ним очень легко прессинговать. Он проделывает огромный объем работы и как бы задает своими действиями вектор отбора. Быстро перемещаясь от одного соперника к другому, он выгадывает для всей команды время, за которое она успевает перестроиться и даже создать на отдельном участке численное преимущество. Поэтому именно в тактическом плане потеря Торбинского посущественнее остальных.

Вот, пожалуй, и все, что я собирался высказать. Успеха нашей сборной!