4 мин.

The Schlierenzauer Amendment/Поправка Шлиренцауэра

 

Признаюсь, название сегодняшнего поста создало для меня определенные трудности. Обычно приходится много думать над концепцией заголовка, выбирать между завлекательностью и информативностью. На этот раз все было не так - название родилось само собой, безо всяких усилий и легло на текст так прочно и красиво, что о другом варианте просто думать не хотелось. Но это вовсе не значит, что было легко.

Проблема была в том, что название пришло по-английски. К сожалению, русская "поправка" и английский "amendment" далеко не равнозначные слова. Amendment подходило к этому тексту как нельзя лучше - и по семантике, и по звучанию. Amendment звучит как раз в стилистике текста, а поправка... Поправка на дальность, поправка на ветер, поправка на риск - кто поймет, о чем на самом деле идет речь? Так и родилось билингвальное название этой статьи... Amendment несет в себе первый уровень смысла - внесение изменений в какую-то то норму, а наша родная, русская "поправка" добавляет и ветер, и дальность, и риск - кому что ближе. Но перейдем к делу. 

Думал ли Грегор Шлиренцауэр о том, что его неоднозначный жест в сторону судей после падения в Викерсунде будет иметь такие последствия? Не уверена... Скорее всего, это был просто жест накопившейся злобы и досады... Рекорд трамплина, полет не на сто, а на двести процентов - и такая неудача на приземлении! Однако печально известный норвежский этап положил начало нашей истории.

Как ни странно, на организаторов и судей жест произвел неизгладимое впечатление. Такое ощущение, что Вальтер Хофер и его команда испугались, что в один прекрасный день феноменальный Шлири попросту улетит на трибуны, и начали понижать планку практически на каждом последующем этапе как только кто-то не из лидирующей десятки показывал более или менее приемлемый результат. Чем это все кончилось, все тоже прекрасно помнят: перепрыжки, одна попытка вместо двух, молитвы "только б ветер не усилился и раунд не отменили..."

Все это может остаться в прошлом. FIS с легкой руки Шлиренцауэра замахнулась на святое. На догму. На аксиому. На первую и, пожалуй, единственную заповедь прыжков с трамплина - длина разгона (то есть, номер стартовых ворот) - должна быть одинаковой для всех. И Поправку Шлиренцауэра в действии можно будет увидеть уже 8 августа в Хинтерцартене.

"Фактором "удачи" можно будет управлять," - считает Вальтер Хофер.

Итак, думаю я вас уже достаточно заинтриговала. В чем же суть этой самой поправки? Она проста, как топор и смысл ее состоит в том, чтобы изменение длины разгона не влекло за собой необходимость "перепрыгивать" раунд заново. Цель достигается с помощью простой арифметики.

С этой целью Ханс-Хайни Гассер, член подкомитета FIS по проектированию трамплинов, разработал формулу, позволяющую вычислить "стоимость" длины разгона в метрах полета, или так называемую f-value. Или, говоря совсем уж простецким языком - сколько метров позволяет пролететь по воздуху один метр разгона. F-value будет рассчитываться в реальном времени для конкретного спортсмена на каждом конкретном трамплине. В рассчеты будет включен и фактор ветра. 

Базовый индекс рассчитывается для первого прыгуна, и будет увеличен или уменьшен в зависимости от погодных условий для каждого последующего спортсмена.

Рассмотрим поправку на примере. Предположим, базовый коэффициент для первого спортсмена был на уровне 1.8, и он прыгнул неожиданно далеко. Судьи начинают волноваться - ведь если такие погодные условия продолжатся, то куда же допрыгнут  фавориты? На трибуны? На парковку? А как же безопасность?  И они принимают решегние опустить планку. В обычной ситуации это привело бы к перепрыжке. Но тут в дело вступает f-value. Планку опускают, но коэффициент поднимается до 1.9 чтобы компенсировать меньшую скорость на разгона. Теперь спортсмены будут получать большее число баллов за каждый метр после ка-пойнта.

Таким образом, Шлиренцауэру больше не придется прыгать с опасного для него разгона - судьи смогут предоставить ему возможность прыгать из безопасных для него ворот. И все это не повлияет на конечный результат.

К тому же, попросить опустить стартовые ворота смогут и тренеры, но - только опустить. Увеличить скорость разгона для своего питомца они не смогут.

"Мы испробуем новые правила в действии этим летом, может быть - совершим какие-то ошибки и у ная появятся новые идеи. Возможно, новые правила будут распространены и на Кубок Мира, а возможно и нет. Мы знаем только одно - это большой шаг на пути к безопасности и справедливости в прыжках с трамплина, по крайней мере, на бумаге,” утверждает Хофер.

Грегор Шлиренцауэр уже добился спортивной славы и признания.  Он добился того, что его действия прямо или косвенно спровоцировали попытку изменений в регламенте. А вот станет ли "Поправка Шлиренцауэра" новой вехой в истории прыжков с трамплина, убьет очарование спорта или просто будет тихо отправлена в пыльный угол - покажет время. И летний кубок.