5 мин.

В годовщину «Невероятного матча»

Ровно три года назад, 22 мая 2010 года, состоялся «Невероятный матч», где 11 футболистов знаменитого испанского клуба противостояли 200  футболистам… из того же клуба. 

На стадионе «Сан Мамес» города Бильбао проходил неофициальный матч.  Этот матч преследовал сразу две цели: попрощаться с легендой «Атлетика» Хосеба Эчеберрия и собрать как можно больше средств для строительства футбольной школы  в городке Ливро, что в далеком африканском Конго (ДРК).

Какими бы не были и другие цели, но гвоздем программы был Хосеба Эчеберрия.  Он провел 16 сезонов за клуб из Бильбао. Его последним официальным матчем стала игра между «Атлетик» и «Депортиво» от 15 мая 2010 года, где на 70-й минуте он, пообнимавшись с каждым игроком (как своей, так и соперничающей команды), со слезами на глазах покинул поле.

А «невероятным» Хосеба назвал матч из-за его формата:  11 против 100 футболистов.  Да, да, изначально планировалось, что 11 игроков основной команды «Атлетик» будут играть против 100 детских воспитанников собственной школы «Атлетика». Взрослые играли по классической  схеме 4-4-2, в то время как дети выбрали схему 20-60-17 и три вратаря одновременно в воротах. Матч закончился со счетом 5:3 в пользу взрослых, однако  матч представлял собой скорее забаву, чем  соревнование. За пять минут до конца игры  детская команда увеличилась до 200 человек, так как на поле выбежали и другие игроки, которые очень хотели поучаствовать в этом балагане.

Хосеба начал свою футбольную карьеру очень рано, уже в 17 лет дебютировав в матче против «Эспаньола» 29 января 1995 года. Правда, в то время он выступал в составе самого ненавистного для «Атлетика» клуба «Реал Сосьедад».  Несмотря на свои симпатии к «Атлетику», Хосеба воспитывался в сан-себастьянской футбольной школе и сделал первые шаги именно в «Реал Сосьедаде». Хосеба мог стать легендой «Сосьедада», однако этого не позволил его отец, который, учуяв в воздухе запах больших денег, летом 1995 года заделался агентом собственного сына и  вынудил «Атлетик» купить его за баснословные по тем временам деньги. «Львы» отстегнули 3 миллиона фунтов стерлингов, что стало мировым рекордом для игроков моложе 18 лет.

Этот переход молодого и перспективного игрока привел весь Сан-Себастьян в такое бешенство, что чуть было не началась война между двумя городами. Такого двойного предательства Сан-Себастьян никак не ожидал. Почему двойного? Так ведь  между клубами – заклятыми врагами – существовало устное «джентльменское соглашение», согласно которому ни одна из сторон даже не смел подумать о краже игрока у другой. А тут, на тебе:  игрок предал клуб, а другой клуб предал междугородное соглашение. Из-за этого случая в течение почти двух лет  были оборваны всякие официальные связи между «Атлетик» и «Реал Сосьедад».

К первому приходу Эчеберрия на бывший родной стадион в Сан-Себастьяне фанаты подготовились основательно.  Хосебу ждал такой оглушительный и отвратительный прием, что  все боялись последствий матча. Одним из самых «спокойных»  сувениров стала крупная копия банкноты, на которой фанаты разместили  фото Эчеверрия, как бы намекая о продажности игрока. Для метания в сторону «иуды» был приготовлен  целый ряд предметов: от зажигалок до бутылок. 

К великому разочарованию болельщиков «Сосьедада», Эчеберрия не вышел на поле. Да он вообще не приехал в город. За два часа до игры администраторы «Атлетика» сообщили о  мистической травме спины, из-за которой  Хосеба проводит время чуть ли не на хирургическом столе. Думается, Хосеба стал  жертвой «морбосо». Очень трудно объяснить этот термин на русском языке.  Словарные эквиваленты на русском вроде «нездоровый» или «отвратительный» не очень-то и много говорят о значении этого слова.  Этот термин можно сравнить с костром.  Костер ненависти.  Каждый факт или намек – это дровишки, а может даже и керосин. В противостоянии заклятых врагов испанские СМИ стараются  развести костер до такой степени, что  предстоящий матч приобретает статус «жизни и смерти» для фанатов и игроков. Так вот,  до матча «Реал Сосьедад» - «Атлетик» пресса так освещала подготовку и предстоящие намерения фанатов, что «Атлетик» просто решил поберечь психику  молодого футболиста. Хосеба вернулся в Сан-Себастьян только в 2001 году, когда  ему сказали что вроде бы все успокоилось и устаканилось.  На свою голову, Хосеба  поверил этой сказке, вышел на игру и забил два гола. Весь сан-себастьянский стадион «Аноэта» одним хором орал одну фразу «Hijo de puta» (сукин сын, по-нашему) и заполонил поле  всеми бутылками, что был на руках. «Сосьедад» попал на рекордный штраф от испанской федерации футбола за поведение своих болельщиков.

В одном  сан-себастьянцы были неправы. Эчеберрия не был продажным и падким на деньги. Он любил «Атлетик», он болел за этот клуб. С тех пор как он переступил порог дома «Атлетик», он никогда даже не думал покидать его. Да, было очень много предложений со стороны других клубов, которые манили Хосебу к себе  длинными деньгами и другим благами. Но он не хотел даже слышать про условия, так как он давно уже все решил для себя:  он будет играть только за «Атлетик».

В последнем своем сезоне за клуб, Эчеберрия решил играть за «Атлетик»… бесплатно. Он не получил ни одной копейки в период с июля 2009 года вплоть до уходу из клуба в мае 2010 года.

«Это жест благодарности за все те годы, когда клуб поддерживал меня. И, конечно, это уникальный случай в истории мирового футбола» – заявил на пресс-конференции Хосеба Эчеберрия. 

Согласно  испанским законам,  Эчеберрия не мог  выступать за «Атлетик» бесплатно.  Все-таки профсоюзы есть профсоюзы, как и во всем мире, которые не допустят бесплатной эксплуатации  футболиста. Эчеберрии пришлось подписать контракт с клубом, однако следом  подписал  другое соглашение, согласно которому все эти минимальные деньги, которые футболист получал в соответствии с конвенцией Ассоциации испанских футболистов, Хосеба жертвовал  Фонду «Атлетик Бильбао».   

Думаю, нынче только такие люди могут стать легендами. Легендами футбола. Еще будучи живыми...