7 мин.

Лишь 3% футбольных клубов Европы торгуется на бирже. Заработать на их акциях можно бешеные деньги

В 1983 году «Тоттенхэм» стал первым футбольным клубом в Европе, который разместил свои акции на фондовой бирже. С тех пор многие клубы приходили на биржу и уходили с нее, но их опыт оказался скорее неудачным. Акции оставшихся на рынке грандов европейского футбола нестабильны, но в последние годы приносят отличный доход

С 1983 года, когда английский «Тоттенхэм Хотспур» провел первое IPO на бирже среди футбольных клубов, его путь повторили около 45 клубов в Европе. На рубеже веков популярность выхода на публичный рынок футбольных команд достигла пика, но с 2003 года волна размещений пошла на спад. Сейчас на биржах Европы обращаются акции 22 клубов, а еще один — «Манчестер Юнайтед» — торгуется на бирже в Нью-Йорке. Несмотря на то что их бумаги по-прежнему низколиквидны и волатильны (цена может резко меняться под влиянием небольшого количества сделок), в последние годы биржевая стоимость футбольных клубов растет быстрее широкого рынка.

Отслеживать динамику «футбольных» акций и инвестировать в европейский клубный футбол позволяет специальный индекс — STOXX Europe Football. Он был создан в 2002 году и принадлежит немецкому биржевому холдингу Deutsche Boerse.

В индекс входят акции 22 клубов — это лишь 3% от общего числа европейских футбольных клубов высших дивизионов (710). В нем больше всего датских (5), турецких (4), португальских и итальянских (по 3) клубов.

Как ни странно, в индексе нет ни одного английского или испанского клуба, а из суперклубов в нем присутствуют только «Ювентус», «Боруссия Дортмунд», с натяжкой — «Аякс» и «Рома». Из клубов рангом пониже — «Лион», «Лацио», «Галатасарай», «Бешикташ», «Порту», «Бенфика», «Спортинг». Остальные клубы — это команды третьего эшелона из датской, шведской, македонской, польской лиг.

Англия когда-то была широко представлена в индексе: десять лет назад там были «Тоттенхэм», «Милуолл» и «Уотфорд» (плюс еще шотландский «Селтик»). Все они покинули лондонский фондовый рынок в 2011–2012 годах. Кроме того, по разным причинам ушли с биржевого рынка шотландский «Рейнджерс» (в 2015 году) и лондонский «Арсенал» (в 2018 году).

Весь индекс STOXX Football Europe стоит €4,37 млрд (на 26 ноября 2019 года). Хотя за десять лет его капитализация выросла в семь раз, она составляет лишь 0,1% рыночной стоимости пятидесяти крупнейших компаний еврозоны. Половина всей стоимости STOXX Football Europe приходится на два клуба — «Ювентус» и «Боруссия». На третьем месте с большим отставанием — «Аякс».

Футбольные акции растут как на дрожжах

Если лет десять назад вложения в футбольные бумаги были уделом самых преданных болельщиков или узкоспециализированных финансистов, то сейчас акции футбольных клубов стали вполне привлекательными для широкого круга инвесторов. На интервале 10 последних лет футбольный индекс существенно уступает в доходности индексу «голубых фишек» еврозоны Euro STOXX 50 — 25,5% против 72,6%. Однако если взять результаты за последние два года, футбольный индекс вышел вперед — 26,9% роста против 9,7%.

Отличную доходность показывают акции «Ювентуса» и «Аякса». За последние три года акции туринцев подорожали на 378% (эквивалентно доходности в 68,8% в год), амстердамцев — на 134% (доходность 34,5% в год). Неплохо за три года выросли также котировки дортмундской «Боруссии» — на 65,5%.

А вот по результатам с начала 2019 года в лидеры среди больших клубов вышел «Аякс» — рост акций почти на 50%. По этому показателю его опережают только турецкие «Бешикташ» и «Фенербахче» (+52,5% и +121% соответственно) и «Бенфика» (+170%). Но у этих клубов капитализация существенно меньше, чем у «Аякса», то есть расти быстрее им проще.

Если бы вы купили 100 акций «Аякса» (а всего доступно для покупки более 1,4 млн бумаг) в самом конце прошлого года за €1455 на тот момент, то к сегодняшнему дню заработали бы €765 сверху.

Успехи «Аякса» и «Бенфики» на бирже в этом году отражают их финансовые результаты. Оборот ведущего голландского клуба в сезоне 2018/19 (завершился в июне) вырос более чем вдвое — до €199,5 млн. Это, в свою очередь, стало прямым следствием побед на футбольном поле: дойдя до полуфинала Лиги чемпионов, «Аякс» получил €15 млн от продаж билетов на еврокубковые матчи и €78 млн призовых от УЕФА. Летом «Аякс» и «Бенфика» заработали больше всего прибыли от продаж игроков — соответственно $163 млн и $160 млн, по расчетам Forbes. Португальский клуб осуществил самый дорогой трансфер минувшего лета, продав Жоао Феликса в «Атлетико Мадрид» за $138 млн.

Динамика акций связана с футбольными результатами, но не только

В целом биржевые котировки футбольных клубов, разумеется, реагируют на их футбольные результаты. И довольно предсказуемо: по статистике, на следующий день после победы акции обычно растут, после поражения — падают (после ничьей — тоже снижаются, но меньше). Согласно некоторым исследованиям, победы в еврокубковых матчах при прочих равных приводят к большему росту акций, чем победы в играх национального первенства. Аналогичный эффект прослеживается при победах с крупным счетом по сравнению с минимальными выигрышами.

Футбольные котировки, как правило, очень волатильны, и те, кто инвестирует на краткосрочном горизонте, сильно рискуют (на картинке ниже — график котировок «Ювентуса» в 2019 году, на котором видно, как они скачут). После победы «Аякса» над «Ювентусом» в четвертьфинале Лиги чемпионов 2018/19 акции туринского суперклуба обвалились почти на 20%, а бумаги «Аякса» подорожали более чем на 10%. Но когда голландский клуб вылетел в полуфинале от «Тоттенхэма», его акции, в свою очередь, обрушились на 20%. Иными словами, обычные модели прогнозирования фундаментальной стоимости здесь не работают — слишком многое зависит от зачастую непредсказуемых результатов матчей.

Но акции реагируют не только на исходы матчей. В июле 2018 года котировки «Ювентуса» выросли на 10% после появления сообщений о трансфере Криштиану Роналду. В марте 2019 года бумаги клуба подскочили более чем на 20%, после того как Роналду сделал хет-трик в матче против «Атлетико». Инвесторы более выраженно реагируют на трансферы и игровые достижения футбольных суперзвезд, потому что такие игроки обеспечивают клубу дополнительную узнаваемость и коммерческие поступления.

* * *

В свое время клубы выходили на IPO, чтобы привлечь капитал для строительства арен и покупки игроков. Обратной стороной является то, что клубы соглашаются стать более прозрачными (обязательными становятся публикация финансовой отчетности, раскрытие существенных фактов деятельности) на фоне общей незаинтересованности футбольных клубов в финансовой транспарентности. В России ни один клуб не торгуется на бирже и мало кто публикует финансовые и операционные результаты. Инвесторы также получают возможность влиять на менеджмент клубов. Если бы (фантастический сценарий!) Леонид Федун провел IPO «Спартака» с листингом на бирже, неразберихи в руководстве клубом стало бы на порядок меньше и многие сомнительные дела ушли бы в прошлое.

Вполне понятно, почему в обозримом будущем ни один российский клуб не выйдет на биржу: большинство клубов убыточны и не хотели бы «светить» плачевные результаты, больших денег за их акции не дадут, а бизнес-модель зиждется на дотациях госкомпаний, региональных властей или богатых частных владельцев и к тому же нередко скрывает мутные трансферные и агентские схемы. Разговоры об IPO российских клубов были модными до финансового кризиса 2008 года: Федун обещал вывести «Спартак» на биржу еще в 2004 году, позднее о такой перспективе говорили в ЦСКА. Но в последнее время это выглядит фантастикой.