5 мин.

Хрустальный мальчик российского футбола

О Марате Измайлове бытуют разные мнения. И речь идёт не только о его футбольных, но и личностных качествах. Конечно, поставленный в своё время Марату «психиатрический» диагноз от Василия Уткина неприемлем если не по сути, то по форме. Но бесспорно, что Марат не достиг тех футбольных высот, на которые вполне мог рассчитывать. И весомая часть причин этого лежит за пределами зелёного прямоугольника.

Измайлов возник на нашем футбольном небосклоне в начале 2000-х гг. Невероятно одарённый футболист, технарь от Бога (в этом смысле весьма напоминавший Александра Мостового), он не реализовал, как кажется, и сотой доли отпущенного ему природой таланта. Он пролетел яркой кометой, оставив необычайно яркий, но недолговременный след. Звезда Марата, неожиданно вспыхнув, так же быстро закатилась. После нескольких сезонов в «Локомотиве» он уехал в Португалию в статусе мега-звезды нашего футбола, с перспективой стать мега-звездой мирового уровня. Его вполне могла ожидать европейская карьера наподобие Андрея Аршавина, который пусть и недолго, но пофеерил в «Арсенале», и даже умудрился вписать своё имя в историю, сделав покер на «Энфилде».  Но не получилось. Вместо этого – десять маловразумительных португальских лет, по большей части скрытых от российского болельщика, да и от мировой футбольной общественности тоже.

Конечно, немалую роль сыграли пресловутые травмы. В истории мирового футбола полно примеров таких вот самородков, на карьере которых различные хронические болячки ставили жирный крест. Марата постигло сомнительное счастье оказаться в этом ряду. На одном только колене он перенёс несколько операций, что не могло пройти бесследно. Каждый раз Измайлов пытался вновь вернуться в большую игру, набрать былые кондиции, но очередной рецидив снова выключал его из футбола, заставлял всё начинать сначала. Многие на его месте сломались бы гораздо раньше, но он мужественно терпел, словно твердя себе, что не имеет права сдаться. Но рано или поздно этому бесконечному подвигу превозмогания себя должен был наступить конец.

Измайлов сам обратился к руководству «Краснодара» с просьбой разорвать контракт. Это был мужской поступок человека, не желавшего просиживать в лазарете и получать за это деньги. По своей футбольной натуре Марат – перфекционист, стремящийся всегда показывать свой максимум, дарить болельщикам зрелище и реально помогать своей команде на поле. Но сейчас он почувствовал, что делать это не способен. Ещё концовку прошлого календарного года Измайлов отыграл на уколах, но всё же надеялся на лучшее. Верил, что за зимнюю паузу сможет восстановиться и в весенней части сезона принести пользу клубу. Но вышло иначе. Во время предматчевой тренировки перед игрой с "Локомотивом" он вновь почувствовал боль и понял, что дальше так продолжаться не может. А вернее всего, почувствовал свою вину перед партнёрами, командой, болельщиками. И обиду на судьбу, которая, вероятно, отняла у него последний шанс громко заявить о себе как футболисте и, возможно, завоевать какой-нибудь трофей.

Да, в личностном плане Марат далеко не однозначный человек. Недаром собственный агент Паулу Барбоза уподобил его чеховскому человеку в футляре. Но его честность и порядочность, чувство долга и ответственности, на мой взгляд, сомнений не вызывают. Ведь известно, например, что к нему очень тепло относится Юрий Сёмин, открывший нам Марата и давший ему путёвку в большую футбольную жизнь. Тот же Барбоза рассказывал, что ещё несколько лет назад, в 2010 г., Измайлов мог вернуться в «Локомотив» - Юрий Павлович на тот момент был президентом клуба. Но в последний момент от этого перехода отказался сам Марат. Он позвонил Сёмину и объяснил мотивы своего решения, что нисколько не испортило их личных отношений. Да и руководство «Краснодара» отнюдь не горело желанием отпускать полузащитника, и здесь дело не только в этих его личностных качествах – ведь в тех редких случаях, когда Марат в этом году появлялся на поле, он был там далеко не худшим. И оттого становится вдвойне обидней, ведь Марат ещё как минимум пару лет радовать нас своей игрой, а главное – сам получать удовольствие от футбола.

Де-юре Марат ещё не повесил бутсы на гвоздь, но всё к этому идёт. Вероятность, что Измайлов возобновит карьеру, близка к нулю. Во-первых, трудно представить, какая команда могла бы сейчас им заинтересоваться, зная всю его печальную «кредитную историю». Да и возраст не стоит сбрасывать со счетов. Если подобные смельчаки и найдутся, то велика вероятность, что их постигнет разочарование, и Марат не оправдает возложенных на него надежд. Но вся ответственность в таком случае падёт на тех руководителей, которые пойдут на столь рискованный шаг. Ведь, как говорят украинцы, бачили очi, що купували. Вторая причина заключается в самом Марате, который, осознавая своё состояние лучше кого бы то ни было, едва ли согласится на какое-либо предложение, если будет понимать, что не сможет оправдать связанных с ним ожиданий. Именно из-за этого, кстати, он семь лет назад и не вернулся в «Локо». Потому что чувствовал, что не готов к той роли, которую ему намеревались доверить.

В общем, как кажется, если Измайлов и вернётся в футбол, то только в «Локомотив», к своему тренеру – Юрию Сёмину, который в своё время поверил в него, совсем мальчишку, и доверил место на поле. Сейчас возможен ремейк той истории, тем паче что в политике нового руководства клуба просматривается тренд на своеобразное возвращение к истокам. Приглашение самого Сёмина ведь тоже было данью прошлому, и пока не сказать, чтобы этот ход сработал. Но здесь был важен сам жест, тот посыл, который с его помощью направлялся болельщикам и всей заинтересованной общественности. Возможно, в этом контексте результат и не должен ставиться во главу угла. В конце концов, есть вещи и поважнее.

Но если Измайлов и примет решение завершить карьеру, то это будет его выбор. Он в любом случае стал частью отечественной футбольной истории, которая не подлежит забвению. Хотя, я думаю, абсолютное большинство российских болельщиков солидаризируются со мной в желании ещё увидеть Марата на футбольном поле. Даст Бог, так и будет.