4 мин.

Утро следующего дня

После таких радостных событий мне всегда нравилось, как начинается следующий день. Когда дым после взрыва позитивных эмоций уже рассеялся. Звенит, скажем, будильник, и ты возвращаешься в реальность. Но не в ту, в которой засыпал вчера, а в совершенно другую. Где тобой уже защищен диплом. Или давно обожаемая девушка ответила взаимностью. Или любимая команда выиграла значимый турнир. Напиши я такое в социальной сети, сказали бы – ну ты сравнил. Но мы-то с вами понимаем, что знак равенства здесь вовсе не преувеличение.

Сегодня я проснулся с осознанием того, что любимая и обплаканная с детства сборная Испании совершила нечто грандиозное. Она вошла в список команд-династий, превратилась в футбольную империю. Совсем необязательно, чтобы этот факт всем пришелся по душе, но от него не отмахнешься. Интересно, кстати, а если бы современные медиа и Интернет существовали в семидесятых годах, как быстро бы обществу надоела сборная Бразилии?

С этим осознанием я провел весь день, бережно оберегая внутренний чан своих впечатлений от чужих. Прохаживаясь по соседним улочкам и обдумывая данную колонку обнаружил затаившегося на горизонте Торреса. Символизм чистой воды, до этого дня я ни разу его не замечал.

В истории Испании был короткий период, лет пятьдесят всего, когда она была самой могущественной державой в мире. Начало XVI века, конец реконкисты, из Гранады выгнан последний мавр, открыт Новый Свет, а неумолимо сближающиеся Кастилья и Арагон расчетливой любовью своего короля и его корольвицы создали прообраз будущего государства. Кто в этой аналогии Изабелла, а кто Фердинанд, можно поспорить, но забытые распри между футболистами «Барселоны» и «Мадрида» – момент, заслуживающий внимания.

Величие было довольно быстро промотано – с администраторами на всех уровнях теплой стране как-то всегда не везло. Вот и сейчас каждая победа как будто назло состоянию футбольных дел в Испании. Это в Англию или Францию приезжают приличные люди с деньгами, в страну фламенко и паэльи стекаются сплошь аферисты и мошенники. Сантандерскому «Расингу» индийский бизнесмен Али Сайед обещал золотые горы, поплясал в вип-ложе, а затем испарился так, что с Интерполом не отыщешь. А губу уже на всю область раскатали, долгов понаделали и канули во второй дивизион. Недавно вообще анекдотичная ситуация вскрылась – в «Хетафе» приезжали якобы шейхи кредит в 5 миллионов евро предоставлять, провели светский вечер, попили, поели и уехали. Оказалось, что переодетым шейхом был местный бразильский официант, а вся затея – фикция. Это пригород Мадрида, не Галисия какая-нибудь. Таковы масштабы контраста.

Висенте Дель Боске, как оказалось, приехал на чемпионат Европы для того, чтобы сыграть всего один матч. Все, что было до финала, просто преодолевалось. Любители компьютерных онлайновых ролевых игр не дадут соврать – сперва ты долго «прокачиваешь» своего персонажа до того самого «эльфа восьмидесятого уровня», а потом только начинаешь непосредственно играть и получать удовольствие от процесса. Сборная Испании «качалась» и готовилась к главному боссу, который почему-то оказался не немец.

«Красная фурия», как у нее принято, подарила специалистам много любопытных, порой даже пошлых цифр. Но меня по-настоящему тронула такая статистика – за все матчи плей-офф на двух Евро и чемпионате мира испанцы забили 14 мячей и не пропустили ни одного. Я другой такой страны не знаю, где так в кайф живется вратарю.

Перед финалом очень надеялся, что титул чемпионов будет выигран не разумом, а сердцем. Не в том смысле, что тактически безграмотно на одном кураже, но ярко, зрелищно и восторженно. И за то, что случилось именно так, хочется поблагодарить Чезаре Пранделли. Он прекрасно знал, что единственным действенным оружием против испанской тики-таки является припаркованный у штрафной площади автобус. Даже Моуринью потребовался год и с десяток матчей, чтобы найти более изящный вид противодействия, а тут-то сборные, времени неделя. Италия сыграла от себя и была обречена с самого начала.

После финального свистка «Ла Роха» из команды превратилась в клан. Около раздевалки дежурили не попавшие на турнир и постоянно вспоминаемые Пуйоль и Вилья. По лужайке носились дети футболистов, с которыми охотнее всего возился Фернандо Торрес. На майках игроков были обозначены имена тех, кого уже нет с нами – Харке, Пуэрта, Мики Роке, Пресиадо. В эти моменты сборная Испании напоминала не коллектив миллионеров, а какую-то кочующую по свету религиозную коммуну. Что вполне логично, учитывая ими проповедуемые с упорством сектантов футбольные ценности.

Сегодня я проснулся с осознанием того, что нам всем повезло лицезреть рождение и расцвет великой футбольной империи. И когда она падет, как все нормальные империи, это будет не менее грандиозно. Каким бы ни был испанский тиран-теократ, он заслужил пасть только от рук еще более совершенной команды. Где-то она создается прямо сейчас.

Фото: Fotobank/Getty Images/Denis Doyle

День Испании. Фотогалерея испанских торжеств