5 мин.

Клаудио Раньери. Рандеву с миллиардером

Дмитрий Рыболовлев большую часть времени проводит в Монако. Конечно, иногда 100-му месту Форбса приходится “по делам” покидать свой налоговый рай, но в тот вечер он был в кабинете, чтобы решить одно из самых главных дел. В открывшуюся дверь вошел немолодой, но подтянутый седовласый джентльмен. Гордо сидящая голова, выразительный взгляд темных глаз и безукоризненно сидящий костюм выдавали в нем итальянца.

В форме “Катандзаро”

***

Клаудио Раньери никогда не был выдающимся игроком. Коренной римлянин, провел за “Рому” всего 6 матчей, чтобы затем вписать свое имя в историю скромного “Катандзаро”. Этого было недостаточно, и, закончив в 35 лет на Сицилии, он сразу принял решение стать тренером. Перспектива начать с самого низа не смущала молодого специалиста, и после 2 лет в скромнейших провинциальных клубах все началось по-настоящему. В год, когда на Евро русские отправили Италию домой, минуло 18 лет с тех пор, как ведомый Луиджи Ривой “Кальяри” брал Скудетто. Теперь Россоблю обретались в Серии С1, но именно здесь зажглась звезда Раньери: 3 повышения в классе за 3 года – и путевка в Неаполь, тренировать Марадону и компанию. Могло показаться, что судьба благоволила Клаудио, вот только Диего уже увлекся кокаином, а президент Ферлаино запутался в сети финансовых махинаций. Выше 4 места неаполитанцы не поднимались, но для Джанфранко Дзолы и Фабио Каннаваро это была путевка в жизнь, а для мастера раскрытия молодых талантов – билет во Флоренцию. Для того, чтобы другой выдающийся аргентинец, Габриэль Омар Батистута, выиграл в фиолетовой майке хоть что-нибудь (хоть чем-нибудь стал Кубок Италии). Локальные тренерские успехи длились 4 года – на протяжении следующих 8 лет ни один тренер “Фиорентины” не смог продержаться дольше.

Уже тренер

***

Тем временем синьору Педро Кортесу досталось в “Валенсии” беспокойное наследство. Его предшественник Роиг успел перепробовать на тренерском мостике Гуса Хиддинка, чемпиона мира Паррейру и даже выдавал карт-бланш старику Арагонесу, а результата все не было. Что делать в такой ситуации президенту видного испанского клуба? У Кортеса был верный ответ на этот вопрос – и в 97-ом Клаудио Раньери переезжает на Пиренеи. Все знают, что “Валенсия” Эктора Купера 2 года подряд играла в финале Лиги чемпионов. На камнях не растут цветы, но в ту пору еще не всем верилось, что фундамент той команды заложил Раньери, раскрыв свою вторую ипостась – строителя. Мендьета и Ангуло заиграли именно при нем, и именно Клаудио инициировал переход Пьохо Лопеса, ставшего одним из лучших нападающих в истории клуба.

Кто знает, взошла бы по-настоящему тренерская звезда Купера, если бы не Хесус Хиль. Одиозный президент “Атлетико”, основатель дела, верным приверженцем которого стал на Сицилии Дзампарини, не поскупился на щедрый контракт для Раньери. Возможно, это было предложение из тех, от которых не отказываются, но тут-то Клаудио и совершил свой первый большой промах в карьере. Каждый из нас совершает ошибки; ошибка Клаудио Раньери стала высокооплачиваемой для Хиля – вот и все, что тут можно сказать.

Настала пора открыть совершенно новую страницу. Мало кто на острове верил, что после сексуального футбола Гуллита и 2-летнего пребывания на посту Виалли тренером “Челси” вновь станет иностранец. Стал! Раньери прилетел, чтобы купить у “Вест Хэма” Фрэнка Лэмпарда и ввести в основной состав Джона Терри, вдоволь насмотревшегося на чемпионов мира Десайи и Лебефа; это ведь только сейчас кажется, что они уже 100 лет как играют за Синих. Избежать трудностей перевода помог Дзола, успевший к тому времени стать на Альбионе своим. Квалификация в Лигу чемпионов совпала с приходом Романа Абрамовича, и именно она позволила Раньери остаться у руля и получить в свое распоряжение Макелеле, Креспо, Джо Коула, Даффа, Верона, Муту (опять кокаин, вот ведь незадача) и много кого еще. “Челси” занял 2 место вслед за непобедимым в тот год “Арсеналом”, но в вожделенной для нового босса Лиге уступил в полуфинале “Монако” Дидье Дешама. Дни Раньери в клубе были сочтены; на пороге стоял особенный португалец.

***

Затем было бесславное второе пришествие в “Валенсию” (с ненужным приглашением группировки соотечественников), возвращение  в Италию и спасение “Пармы” (с раскрытием таланта Джузеппе Росси), неудачные попытки выиграть чемпионат с вернувшимся в элиту “Ювентусом” (со сменой Дешама на посту рулевого) и “Ромой” (с 3:4 от “Дженоа”), и уже потом – тщетный поиск места на поле для Уэсли Снейдера в “Интере”.

Да, он никогда ничего не выигрывал, кроме национальных кубков, да и последний из них брал 13 лет назад, но он умеет работать с молодыми игроками, как мало кто другой, и, что самое главное – он умеет собирать команды. Вспомните, как Бенитес уходил из “Ливерпуля”, а Моуринью из “Интера”. После Раньери никогда не останется выжженной земли. Когда Моуринью обвинил его в “старости”, ответ был такой: “Он тоже начинает седеть. Кстати, я в его возрасте был совершенно черноволос, даже фотографии есть”. Раньери всегда оставался дипломатом. Наверное, иногда это было не нужно, но виноват ли он в этом?

Он не был великим игроком и так и не стал великим тренером, но даже английская пресса до сих пор отслеживает каждый шаг Клаудио Раньери – тренера, приход которого всегда означает начало чего-то нового. Вот почему Раньери вошел в кабинет Рыболовлева с гордо поднятой головой.

В “Монако”

***

Когда на него вышли представители очередного русского миллиардера, маэстро уже не удивлялся. Первое место монегасков и больше всех забитых мячей в Лиге 2 после 2 месяцев работы – кажется, это начало какой-то новой истории. Он, скорее всего, не выиграет и во Франции, но он успеет написать историю возвращения “Монако” в элиту французского футбола. А может и выиграет, какие его годы – взгляните на Трапаттони. Италия, Испания, Англия, Франция – глядишь, и к немцам еще успеет.

 

P.S. Эта статья написана специально для октябрьского номера электронного ежемесячника "Football Tribune".