4 мин.

Белорусская пресса. Избранное. Очки, которые портят зрение

Продолжим листать бумажные и электронные страницы белорусской футбольной прессы. На сей раз в фокусе нашего внимания критика Штанге за самый удачный старт отборочного турнира в истории сборной. Автор данного материала - известный искатель соринок и бревен в глазах белорусских спортивных деятелей, бывший школьный учитель географии, а ныне ведущий аналитик-обозреватель газеты "Прессбол", своеобразный микс из Игоря Рабинера, Бориса Левина, Анатолия Вассермана и Грегори Хауса - Борис Рафаилович Тасман.

Победа на “Стад де Франс” не была ни закономерной, ни случайной. О какой закономерности можно говорить, если победители попали в створ неприятельских ворот лишь однажды за 90 минут (правда, удар вышел на славу), а лучшим в их команде был голкипер?!. С другой стороны, я, например, был убежден, что именно сейчас Францию можно и нужно обыгрывать. Такими разобщенными французы, кажется, не были никогда. Словно музыканты наспех собранного оркестра, они явились на первую репетицию, а им предложили с листа сыграть сложную симфонию. Да еще в отсутствие первых скрипок — Рибери, Бензема, Лассана Диарра, Эвра… К тому же Блан дирижирует этим коллективом всего три недели, тогда как наш Штанге — три года. Разумеется, вместо музыки у хозяев получилась какофония.

У нас же вышел состав, в котором две трети игроков в сборной — с донемецких времен: Жевнов, Кульчий, Юревич, Омельянчук, Глебы. Кутузов, Корниленко. Отдадим должное Штанге: команда была должным образом настроена и отмобилизована. Этого оказалось достаточно для успешной игры “вторым номером”.

Однако в Минске перед белорусами стояла более сложная задача. На глазах собственных болельщиков требовалось действовать инициативно и созидательно. А это совершенно другая музыка! Справилась ли наши оркестранты с предполагаемой партитурой? По-моему, нет. Хозяевами руководили вялость и апатия. За полтора часа они не сотворили ни одной (!) мало-мальски зрелищной атаки. Румыны действовали острее, интереснее и были куда ближе к успеху. Можно согласиться с коучем гостей Разваном Луческу, заметившим, что его команда заслуживала победы.

Вопрос Батенкова “Почему за два матча его подопечные лишь однажды попали в створ ворот?” удивил Штанге: “Ведь мы играли с Францией и Румынией! Если бы кто-то до начала отборочного цикла сказал, что мы возьмем в этих поединках 4 очка, ему бы не поверили!”

Бернд в своей стихии! Он культивирует идеологию “маленькой собачки”, которая потявкав на ротвейлера, а то и цапнув его слегка, самодовольно закатывает глазки и нежится в лучах юпитеров. Каждому — свое!

Но тот же Луческу, отвечая на вопрос, видит ли он Беларусь в финальной стадии EURO’2012, заметил: “Если это смогли сделать Чехия, Словакия и Словения, почему не может Беларусь?”

Однако для достижения цели нужен не только хороший старт, но и стремительный финиш. Ровно десять лет назад дружина Малофеева тоже резво стартовала, но, не имея поставленной игры, не добилась цели. Игроки не поверили ни в свои возможности, ни в своего главкома.

Думаю, и сейчас наши футболисты понимают, что игры у них нет, что, кроме команды "компакт!", Штанге ничего им предложить не может. Неуверенность, словно мина замедленного действия, взорвет ситуацию в самый неподходящий момент. Тем более, после двух туров в нашей группе пять команд из шести сохраняют надежды “на место под солнцем”.

Французская виктория аукнулась нашим по полной программе. В этой ситуации есть лишь один рецепт: освежить состав, выпустить тех, кто сидел на скамейке или играл мало. Однако в стартовой обойме не вышли ни Путило, ни Кривец. Да и Кисляк появился лишь из-за травмы Тигорева. Одному Корниленко, без поддержки партнеров, было очень тяжело проломить стену из Киву, Тамаша и Раца. Свеженьких Бернд, как обычно, выпустил под занавес для опробования качества газона. На мой субъективный взгляд худшими были оба Глеба и грузный Кутузов. Называть их после такой игры лидерами команды может только Штанге.

Главная проблема немецкого тренера — непоследовательность. Он руководствуется психологией момента, которая, как правило, логически не сообразуется с тем, что было вчера. В майской триаде товарищеских матчей наигрывались одни футболисты, нынче выступают другие. Перекроены все линии!

Тогда Штанге так ответил на мой вопрос о том, какие цели он преследовал:

— Первая — расширили круг игроков, ведь нашей задачей было подготовить на каждую позицию по два или три футболиста. Вторая — показать лицо команды, продемонстрировать комбинационный футбол. Третья — сплотить коллектив как единое целое. Четвертая — сформировать команду в полном составе. Из четырех целей трех мы достигли. Последнюю не смогли осуществить, так как из-за травм и по иным причинам отсутствовали Александр Глеб, Кутузов, Калачев, Ковель, Кульчий…

Есть у нас сейчас по два-три кандидата на позицию? Имеется ли у команды игровое лицо? А о том, каков командный микроклимат, мы узнаем в конце цикла. Пока есть лишь очки, сквозь которые футбола не видно.

< Жеребьевка плей-офф молодежного Евро. Вчерашние спагетти для белорусской молодежки