6 мин.

Немного о хейте и о том, как с ним бороться

 Человеческая психика устроена так, что нередко руководствуется шаблонами, отработанными тысячелетиями. Например, люди предпочитают нападать толпой. С тех самых пор, когда какие-нибудь условные неандертальцы стадом забивали мамонта, а община сообща изгоняла своего соплеменника за реальные или мнимые поступки, мало что изменилось. И нынче частенько люди сбиваются в спонтанные стаи, чтобы обрушить на кого-нибудь своё неприятие, высмеять, унизить и изгнать, а в организованных коллективах случается так, что кто-нибудь вдруг придётся не ко двору и сталкивается с психологическим давлением. Но с ростом научно-технического прогресса к привычной, веками сложившейся травле добавился интернет-хейт. Этот вид ненависти весьма удобен в применении, во-первых, потому что он анонимен, а потому обезличен. Во-вторых, за такой хейт никто не несёт ответственности, а значит, здесь правит вседозволенность: пиши что хочешь, унижай, издевайся – за свои слова не придётся отвечать. В-третьих, он позволяет не ощущать чувства вины, ведь объект в большинстве случаев где-то далеко, лично тебе не знаком, в глаза ты ему никогда не смотрел и не посмотришь… Совесть ничего не потревожит, а убедить себя в собственной правоте не составляет труда – при спящей-то совести. Ну, и напоследок, хейт создает для совершенно разных людей общего «врага», а как известно, ничего не объединяет лучше этого. Символический «враг» – это всегда хорошо, если со всем остальным очень плохо, но списав на врага все свои неурядицы и морально-психологические проблемы, плюнув заодно в его портрет, как-то сразу становится легче, а за себя приятнее.

Интернет-хейт проник во все сферы жизни общества, даже минимально выходя в свет, надо быть готовым, что на тебя может обрушиться обезличенная травля, не имеющая никаких разумных причин и не поддающаяся здоровой логике. Не остался свободным от хейта и спорт: здесь огромное количество медийных, публичных личностей, которые почти всегда активны, всегда на виду, в чем-то – неординарны. У кого-то они вызывают зависть, у кого-то личную неприязнь, кому-то просто хочется посамоутверджаться, а значит – смотри причины выше. На российских площадках, посвященных фигурному катанию, несколько последних лет особенно активно травят Евгению Медведеву (некоторые считают, что Алину Загитову, но я вижу то, что вижу, в частности особенно ярко на этом сайте). Медведева многих разочаровала после Олимпиады-2018, когда крайне болезненно отреагировала на своё второе место, не захотела уйти в тень и осталась держаться как победительница. Окончательно же Евгения превратилась в объект ненависти, уйдя от Этери Тутберидзе к Брайану Орсеру, и сделав это также на своё усмотрение, а не так, как хотелось фанатам Тутберидзе и, вероятно, ей самой. Были ли те ситуации такими, какими они существуют в представлении совершенно сторонних людей, или же не были – даже не столь принципиально, коль уж колесо травли и ненависти завертелось. С тех пор с ней расправляются как только могут, жестоко критикуя, унижая, желая поражений и падений, сломанных ног, радуясь неудачам, критикуя каждый даже самый невинный и незначительный шаг, высмеивая национальность, фамилию, родственные связи, друзей, внешность, голос, одежду, привычки, увлечения и прочие характеристики, собственно к фигурному катанию вообще не имеющие никакого отношения. Как раз на днях Евгения в очередной раз с очевидным непониманием пожаловалась на происходящее вокруг неё. «Я ведь катаюсь за нашу страну», - подивилась она столь упорной нелюбви к своей персоне. Прошлые заслуги Медведевой в спорте – несомненны, в общественной сфере – тоже да. У неё есть мировое признание, поклонники во многих странах. И тем не менее, остановить собственную травлю она всё это время не в состоянии. Так есть ли выход?

Как представляется, в спорте единственный действенный способ отвечать на хейт – это победы. Другого, к сожалению, не дано. Взывание к хейтерам, их увещевания остановиться, объяснения, опровержение поводов для травли, жалобы и плач ничего не изменят в отношении толпы к жертве. Почему? Потому что толпа чувствует свою силу и слабость того, кого сообща бичует. Есть, впрочем, ещё вариант: признать себя виновным, покаяться и залечь на дно. Однако в случае спортсменов, которые в силу своей деятельности люди зачастую честолюбивые самоуверенные, покаяния обычно трудновыполнимы, особенно если и каяться-то особо не в чем. А вот победы спортсмена действительно «обесценивают» хейтерские наскоки, показывая толпе уже её собственную беспомощность и тщетность усилий. Только когда ты идёшь первым, ты можешь послать ненавистников, написав вызов на собственной спине: “Haters gonna hate”. Во всех остальных случаях ты этого лишён.  

Победителю вообще позволено многое: провоцировать, троллить, игнорировать, совершать эксцентричные выходки, быть пижоном или шутом. Это отнюдь не означает, что победителя все будут любить любым, вовсе нет. Его тоже кто-то будет ругать, осуждать и ненавидеть. Но для зрителей победитель всегда остаётся в первую очередь победителем, а потом уже – плохим или хорошим человеком, ангелом во плоти, пижоном или троллем. Можно, конечно, спорить с этим утверждением, но реальные спортивные примеры всё же подтверждают, что как правило это так: когда тебя не любят, травят и желают поражения, а ты несмотря ни на что выходишь и рвешь всех соперников, зрители, пусть даже невольно, проникаются уважением и начинают отдавать тебе должное, сбавляя обороты наездов. Нельзя бояться. Нельзя сдаваться. И – надо выигрывать. Вот рецепт от хейта.

Можно, конечно, привлекать массы на свою сторону чем-то другим, помимо побед, к примеру троллингом и эксцентрикой. Но в таком случае для этих самых масс ты будешь, в первую очередь, знатным троллем и эксцентриком. Сейчас этим путём идёт Лиза Туктамышева. Да, она хорошая фигуристка, яркая и харизматичная. Но она нынче – королева не фигурного катания, а эпатажа, запомнившаяся, в первую очередь, кружевным бюстгальтером на показалке прошлого сезона и несколько провокационным танцем с саксофоном – на показалке этого. Да, Туктамышева была чемпионкой мира – пока не пришли Медведева, а потом – Загитова, и обыграли её. Она была лучшей трикселисткой – до тех пор, пока не появилась Косторная и обыграла её. Она могла быть квадисткой, почти одолев четверной на Чемпионате России, но есть Щербакова и Трусова, которые четверные одолевают без всяких условных частиц «бы». А Лиза… Нынешняя Лиза известна широкому зрителю прежде всего своими двусмысленными остротами в соцсетях, своеобразными костюмами и провокационными, по меркам консервативного фигурного катания, показательными номерами. Это печально, потому что заслуживает большего, но это её путь и её выбор.

Однако вернёмся к Жене Медведевой. Я уважаю Евгению и симпатизирую ей, но… К сожалению, даже я, при всём своём хорошем (однако не фанатском) отношении не вижу, как она может одолеть хейт. Да, она катается за свою страну. Да, она блестяще выступала в прошлом. Она признана и известна в мире. У неё есть немало успехов и достижений, она упорна в достижении целей, невероятно трудоспособна и вынослива. Наверняка у неё есть хорошие перспективы в будущем. Но это, увы, не поможет ей сейчас. Положа руку на сердце, надо признать: Женя уже не победит. И даже не будет первой среди россиянок. А значит, ей попросту нечем крыть хейт. Я не могу давать советы, подобно Евгению Плющенко, Романа Костомарова или других олимпийских чемпионов и прославленных тренеров, кому уходить и когда. Больше того – мне не хочется, чтобы она уходила. Но с позиции диванного… нет, не критика и не эксперта, а зрителя и поклонника фигурного катания, я могу просто заметить сама себе – не ей: если Евгения останется что-то пытаться в большом спорте, её ждёт либо непрекращающийся хейт, либо забвение, либо причудливое сочетание одного с другим. Как быть – решать, безусловно, самой Евгении. Но ей также стоит понимать, что сложившаяся вокруг неё ситуация уже не выровняется и не прекратится. А хочет ли она этого? И готова ли? Терпеть снова и снова беспощадный и бесконечный буллинг и хейт? Сталкиваясь с ними каждый раз, заходя в свой аккаунт и на спортивные новостные площадки. Ради чего? Есть ли для неё в этом смысл?

И к сожалению, таковы реалии наших дней…