5 мин.

Время великих

Сказать честно, «величину» Юдзуру Ханью я признала не сразу, не с первого раза, как только увидела его на соревнованиях. В то время мне был интересен Патрик Чан, который завораживал своим лёгким, летящим скольжением, буквально плёл кружева на льду. Стоило это увидеть, стоило именно рассмотреть – как волшебно он катит, какую магию создаёт, и становилось ясно, что Патрик – уникум и огромный талант, как бы к нему ни относились, как бы ни критиковали за то, что он «не прыгающий», «не техничный». Ведь в России тогда был прыгающий Плющенко, и насмехаться над фигуристами другого типа стало чем-то вроде модного тренда. Хотя разве в том главная суть? В одних только прыжках? У Чана было обаяние, был индивидуальный, неповторимый характер танца, который и делал его на тот момент «королём конька», вызывая удивление и восхищение. То, что он собирал «золото» всех главных турниров, стало почти непреложностью, и когда его вдруг начали безудержно теснить новые восходящие звёзды льда Хавьер Фернандес и Юдзуру Ханю, это казалось полной неожиданностью, чем-то, что сложно воспринимать – может быть, в силу привычки видеть другого лидера, может, в силу сложившихся авторитетов, которые, хотим мы того или не хотим, всё же имеют место в глубинах нашего сознания. И если какое-то время ещё хотелось посопротивляться мысли, что Патрик Чан теряет свои позиции и трон под ним шатается, после Олимпиады в Сочи и идущего за ней чемпионата мира не оставалось ничего иного, кроме как признать: наступает время другого великого. Время Юдзуру Ханю…

Я помню то вторжение Юдзуру в мужскую «одиночку» – ни на кого не похожего, с собственными образами, музыкальностью, силой интерпретации, «странными» - на предвзятый взгляд – костюмами: рюши, стразы, полупрозрачные крылышки смотрелись непривычно. Но сколь же органично всё это вписывалось в те создаваемые им образы, сколь неотъемлемой частью спектакля (а у Ханю каждое выступление – ледовый моноспектакль) представало! Его «Ромео и Джульетта» из сезона 2013-2014 годов для меня так и осталась визитной карточкой этого спортсмена, иллюстрацией его ледового творчества. Быть «странным» можно, если быть собой. И это всего лишь значит нести свою индивидуальность, свою неповторимость и уникальность. У Патрика Чана, к слову, тоже был собственный и тоже не всеми принимаемый стиль в костюмах: в духе скромного минимализма, когда одежда лишь оттеняет спортсмена, и не отнимает у зрителя ни доли внимания. Ханю царствовал полный олимпийский цикл и даже сверх того: он выиграл второе своё золото олимпиады в Пхенчхане-2018. За эти годы его нарекли и гением, и инопланетянином, ему поклонялись и его боготворили. И если, возможно, в чём-то Юдзуру и проникся идеей собственной фигурнокатательной «божественности», то всё равно не утратил ни вежливой сдержанности, ни уважительного отношения к соперникам, ни фанатичной одержимости делом, которому в полном смысле посвятил жизнь. Даже выиграв всё, что можно, отстояв все титулы не один раз, он захвачен новой идеей – освоением четверного акселя, и в его случае есть ощущение, что Ханю может её осуществить. Впрочем, если и не сможет, это нисколько не убавит его заслуг, рекордов и гениальности.

После ОИ в Корее Юдзуру пропустил чемпионат мира, но вошёл в следующий сезон с новыми программами… Или «старыми» в собственной интерпретации: он выбрал Otonal Рауля ди Бласио для короткой и Origin Эдвина Мартона для произвольной, первую ранее катал Джонни Вейр, вторую – Евгений Плющенко. Юдзуру Ханю пожелал выразить им таким образом своё уважение и почтение. К сожалению, несмотря на сложность, хореографическую и смысловую насыщенность эти программы не принесли Ханю главных побед: на этапах Гран-при он обновлял мировые рекорды, однако после травмы лодыжки был вынужден пропустить финал турнира. В чемпионате мира в Сайтаме Юдзуру Ханю принял участие, но допустил ошибки и в короткой, и в произвольной, уступив в итоге победителю Нэтану Чену 20 с лишним баллов, к тому же прошлые рекорды Ханю оказались биты тем же американским фигуристом. Обе свои программы Ханю оставил и на сезон 2019-2020, однако не смог выиграть финал Гран-при, снова уступив всё тому же Нэтану Чену, а на чемпионате Японии уступил Шоме Уно.

Так что же? Время Ханю прошло? Наступает время Чена? Весьма возможно. Время великих скоротечно, как и вообще скоротечно любое время. У Нэтана тоже есть уникальность, и это, в первую очередь, его супертехничность: прыгать столько четверных, с такой чистотой и лёгкостью, и при этом оставаться компонентным – пожалуй, подобными способностями сегодня не может похвастаться никто другой. Чен искрится энергией, он живой и позитивный, самодостаточный и со сверхустойчивой психикой: именно в ней, помимо квадов, секрет его недавних совершенно роскошных побед. Регулярные «пухопады» на льду из жёлтых игрушечных винни-пухов, устраиваемые фанатами Ханю своему кумиру, способны выбить из колеи кого угодно, но Чен смотрит на них с уверенной отрешенностью, а может, даже с частичкой скепсиса: жёлтые винни-пухи всё равно ничего не могут противопоставить семи чистым четверным. У Нэтана также есть свой стиль, и это – стиль «повседневность»: кажется, одежда – это последнее, чем он заморачивается, и одевается он в то, что подвернулось под руку. Хотя с такой технической базой и неукротимой харизмой и впрямь можно позволить себе не думать о костюмах, если это неинтересно. Чен любит своё дело, и в отличие от Ханю для него фигурное катание вряд ли является смыслом и целью жизни. Но Нэтан настолько в нём хорош – да нет, практически идеален, - что даже это не мешает ему, на вид играючи, одерживать победы. Новая эпоха – новые лица – новые личности…

Однако не будем делать далеко идущие выводы: кто знает, может быть, в ближайшее время нам предстоит увидеть большое противостояние двух великих фигуристов, двух антагонистов по своей сути, Юдзуру Ханю и Нэтана Чена. Или просто сосуществование двух систем ценностей на фигурнокатательном льду, пусть даже одна будет превосходить другую. Да и Юдзуру Ханю рано сбрасывать со счетов: он жаждет побеждать. Наверное, не в последнюю очередь именно отсутствие главных побед подтолкнуло, его неожиданно для всех, вернуться к своим программам – «своим» по духу и по вдохновению, Шопену и «Сэймею», с которыми он успешно выступал в 2015-2016 годах и выиграл корейскую олимпиаду в 2018. Решение довольно спорное: всё-таки катать одни программы три сезона, пусть и не подряд, негласно считается определённым моветоном. Да и зрителю банально интересна новизна. Но если дань уважения не приносит золотых медалей, возможно, от неё стоит отказаться? Стратегически и тактически предпринятый ход может оказаться верным, если судить по прокату короткой на нынешнем Чемпионате четырех континентов: Ханю способен побеждать, находясь «в своей тарелке», способен быть лучшим, чувствуя в себе должную уверенность.

Поколеблет ли сей факт твёрдость Нэтана Чена – выяснится только на приближающемся Чемпионате мира, но борьба предстоит весьма захватывающая. А чьё время из великих на календаре… Не второстепенный ли это вопрос? Наверное, важнее то, что мы можем быть свидетелями подобного и болеть за того фигуриста, который нам ближе, и пусть победит сильнейший.