15 мин.

Как Гончаренко познакомился с де Буром, Суаресом и всем «Аяксом»

В рубрике "Золотая серия" — статья легендарного Андрея Вашкевич о том, что автор и еще более легендарные тренеры БАТЭ Виктор Ганчаренко, Александр Ермакович и Александр Федорович увидели на сборе "Аякса" в Белеке в 2011 году.

В субботу 15 января 2011 в Стамбуле с помпой открывали новый стадион "Галатасарая". На смену "адскому" "Али Сами Йену" пришла сверхновая "Тюрк Телеком Арена". Сооружение рассчитано на 52 с лишним тысячи зрителей. Церемонию венчал привычный для таких событий инаугурационный матч. Он и стал причиной, по которой за неделю до этого событие с гамбургского рейса на телетрапы аэропорта Антальи шагнули футболисты "Аякса" под предводительством Франка де Бура. Коуч был в непривычных очках. На матчи он их не надевает...

Аякс в Белеке

Воскресенье. Бутафорский город

У профессиональных футболистов — особенно с территории бывшего СССР — ассоциации с названием "Белек" вряд ли сильно различаются. Главная — межсезонная пахота на тамошних знакомых до мелочей полях и бытование в таких же дотошно исследованных отелях. Они, можно сказать, и не в Белеке вовсе, а у побережья Средиземного моря, где никакого населенного пункта нет. До самого городка пешком — минут сорок, если не сильно торопиться.

Впечатление этот так называемый город производит странное. Он больше похож на площадку для съемок малобюджетного фильма из жизни какого-нибудь древнего Карфагена, вдруг атакованного пришельцами. Гордая надпись "Belek City Center", ночью светящаяся разноцветом, расположена на поддельных развалинах из гипса. Они наставлены вдоль дороги на Анталью под видом остатков некогда уничтоженной городской аркады — для пущей живописности. Выглядят довольно хрупко. Кажется, что некоторые можно свалить метким попаданием футбольным мячом. На самом деле запас их прочности значителен. Есть даже шанс, что когда-нибудь они действительно доживут до законного статуса развалин с исторической ценностью.

Гончаренко и де Бур
Белек

В самом городе все тоже алебастровое. И фонтанчики, и статуи, и даже какой-то грот с подсвеченной водой. Как будто это не город, а модель города в натуральную величину, склеенная (местами не очень аккуратно) каким-нибудь восьмиклассником.

Помимо липовой старины, город может похвастаться еще многочисленными магазинами, торгующими одеждой, кожгалантереей и всякой сувенирной лабудой. Выглядят они еще менее живописно, чем развалины. У входа дежурят продавцы-турки, зазывающие внутрь на неплохом русском. Его турки учат стремительно. В большинстве случаев не зря: окупается он здесь так же быстро, как и английский. А может, и еще быстрее.

По дороге из аэропорта Антальи Белек — единственный населенный пункт. В остальном — обочины различной степени ухоженности. На них — и начатые, но незаконченные стройки, и милые строеньица, и солидного вида дома, и всякие бульдозеры-экскаваторы. Самое ценное — поля для гольфа. Сейчас из Белека пытаются сделать новую мекку для зажиточных "клюшкарей" из Западной Европы.

Белек

Аккуратные лужайки, ухоженная тропическая растительность, сеточные заборы — это все в первую очередь для них.

Футболисты до последнего времени шли на втором месте. Однако стремительно догоняют. Этой зимой команд вокруг Белека гнездилось немало. Резко возросло количество бундеслиговских представителей: с каждым годом Турция и Германия все роднее. Не отстает от тенденций и голландская "eredivisie". В прошлом году большая часть команд — восемь — между кругами поехала в Испанию. А этой зимой столько же — во главе с "Аяксом" — на берегу турецком.

Амстердамцы прилетели в Анталью из Гамбурга, где за день до того провели товарищеский матч против одноименного клуба — проиграли. "Аякс" задолжал этот поединок еще при переходе под бело-красно-белые флаги тренера Мартина Йола. А отдал долг только теперь, когда самого коуча в клубе не стало.

Аякс Амстердам

Аясиды минут десять переминались в буферной зоне, ожидая выдачи виз. Луис Суарес беседовал с соотечественником Бруно Сильвой, Урби Эмануэлсон тусовался со своим клоном Фюрноном Анитой, Грегори ван дер Вил слушал плеер…

Получив в паспорта цветные османские "марки", они двинулись за багажом и в автобус. Его по такому случаю заранее отделали специально, наклеив на борт большую эмблему "Аякса". Скоро он понес своих пассажиров мимо пальм, бульдозеров и полей для гольфа, мимо Белек-сити, к их первой в Турции тренировке — вечерней. На ней присутствовал и десант тренеров борисовского БАТЭ во главе с Виктором Гончаренко. Он высадился на средиземноморском побережье специально, чтобы посмотреть на тренировки амстердамцев.

Понедельник. Кто рано встает?

На следующий день занятие было назначено на половину одиннадцатого утра. Большинство приморских отелей имеют в своем распоряжении футбольные поля. "Поляны" почти как бассейны — без них общего ощущения пятизвездности нет. Самые удобные — прямо у отеля. Менее — где-нибудь посреди гольф-владений.

"Аякс" занимался у гостиницы. Здесь есть поле стандартных размеров с небольшой крытой трибункой и маленькое.

Белек

Первыми на поле появились администраторы и тренеры — Франк де Бур вместе с Данни Блиндом. Они расставили фишки для занятия. А затем провели свою любимую предтренировочную пристрелку, поставив в ворота проходившего мимо сотрудника отеля.

Он оказался не робкого десятка. Встать под удары бывалых "аясидов" — значит, рискнуть здоровьем. "Пушка" де Бура — некогда основного исполнителя "стандартов" "на поражение" в сборной Голландии — и сейчас не потеряла убойной силы. Даже при том, что Франк очевидно не включил ее на полную мощность, приземистый турок несколько раз чуть не влетал в ворота. Де Бур с игроцких времен вообще изменился разве что прической. Стать у него по-прежнему футбольная. "В сборной мне часто приходится играть двусторонки, если для четности не хватает человека. Пока не проиграл ни разу", — похвастался де Бур борисовским гостям.

Франк де Бур и Андрей Вашкевич

Из тренерского штаба последним приходит самый пожилой его член — 60-летний Хенни Спейкерман. На тренировках он командует не меньше де Бура. А зачастую даже больше. И пользуется у своего молодого начальника беспрекословным авторитетом.

Хенни впервые пришел в "Аякс" с Хенком тен Кате. Но ван Бастену оказался не нужен, был сначала разжалован в скауты, затем отправлен работать в дружественный "Хаарлем", а после его развала — техдиректорствовать в "Аякс Кейп Таун". И только когда Франк де Бур попросил подыскать ему опытного помощника, о Спейкермане вновь вспомнили. И теперь от него в восторге все — и команда, и тренеры, и руководство.

Тренировка проводится по-аяксовски — с упором на работу с мячом и передачи. То есть с постоянными восклицаниями "Kaats!" (то есть "отдай в касание!") и "Draai" ("Крутись!", "Поворачивайся!"). Это "аясидам" нравится гораздо больше, чем крутить педали на вечерней тренировке…

Вторник. Холл дружбы народов

Что делают парни де Бура в свободное от тренировок время? Как ни странно, много времени они проводят в огромном холле гостиницы. Попивают чаек из турецких стаканов с "талией". Слушают музыку. И даже играют в считающиеся у нас детскими игры системы "бросил кубик — прошел соответствующее количество ходов". Ими не брезгуют и швед Расмус Линдгрен, и бельгийцы Ян Фертонген и Тоби Алдервейрелд, и датчанин Кристиан Эриксен.

Постоянно парой ходят друзья-вратари — Маартен Стекеленбург и Йерун Ферхуфен. Фактура последнего может вызвать легкую ухмылку. При этом голкипер-толстячок статус голкипера "Аякса" отрабатывает по полной. В амстердамском клубе смотрят не на фотографии, а на игровые качества. У Ферхуфена, которого коуч вратарей БАТЭ Александр Федорович метко и ласково окрестил Пакетиком, — отменная реакция и работоспособность. А еще — холодная голова, позволяющая появиться на поле в любое время. В нынешнем сезоне он, поднявшись со скамейки, уже спас "Аякс" от позора в поединке с "Экселсиором" тремя феноменальными сэйвами.

Йерун Ферхувен

Когда эти подвиги вспоминаешь в присутствии Ферхуфена, да еще просишь сфотографироваться, Пакетик расплывается в улыбке, краснеет и не по размеру робко говорит "Спасибо!". Видимо, теперь тот роттердамский матч — его главная визитная карточка.

Любит посидеть с вратарями и самый опытный в этом составе "Аякса" — Андре Ойер. Воспитанник клуба, до нынешнего сезона во взрослой команде ни разу не игравший, — вообще главный балагур. В свои 36 он готов и подтрунить над Стекеленургом, и с кучей брызг броситься в бассейн, и организовать какой-нибудь спор.

Отрешеннее всего в этой компании выглядит самый веселый человек на поле — Луис Суарес. Он сидит в холле обычно исключительно с испаноязычными Бруно Сильвой и Дарио Цвитаничем. Хотя голландский Эль Пистолеро не блестяще, но кое-как выучил.

Среда. Интеллектуальное казино "У Давида"

Для сплочения такого разношерстного коллектива в "Аяксе" существует уйма способов. Один из самых любимых — интеллектуальная викторина от тим-менеджера Давида Эндта. Когда Давид предложил проводить ее впервые, энтузиазм был не у всех. Но теперь это едва ли не главное событие сбора.

Давид Эндт

Команды делятся равномерно. В каждой должен быть ветеран, молодой, иностранец, представитель тренерского штаба. Вопросы — соответствующие. Тот, кто не силен в политике, иногда может легко назвать хит известного рэпера. А тот, кто слабоват в голландском, получает шанс блеснуть, когда ему объяснят, что вопрос о самом титулованном клубе Аргентины. Часть загадок посвящена футболу, часть — новостям и политике. Несколько — обязательно о стране, где проходит сбор.

Игроки знают об этом и в преддверии викторины начинают тайком друг от друга готовиться. Ведь призы тоже есть — их организует Давид. Проходит мероприятие с огоньком. Азарт велик: проигрывать никто не хочет. А борьба обычно плотная — каждое очко на кону. В прошлом году одна команда лишилась первого места, попутав одну букву в фамилии хозяев "Манчестер Юнайтед" — у нее получились Блейзеры вместо Глейзеров.

На этот раз выиграла команда, тон в которой задавали Дейли Блинд (сын легендарного Данни вернулся из гронингенской аренды), Цвитанич, третий вратарь Храафланд и один из администраторов.

Вечер после викторины был объявлен свободным. Футболистам разрешили поесть не в своем зале, а вместе с остальными отдыхающими. Интерес они вызвали, но умеренный. Пожалуй, больше всего радовался какой-то старичок-турок. В отчаянии, что ему не на чем взять автографов у знаменитых сотрапезников, он пустил по аяксовскому кругу хлопчатобумажную салфетку. И получил заветные вензели.

Четверг. Догони Суареса, если сможешь

Вообще добраться до футболистов не так тяжело. После тренировки в фотографии или автографе почти никто не отказывает. А гостей на занятиях обычно хватает. То придут девушки-футболистки из голландского клуба второго дивизиона. Пока они не профессионалы, но собираются выходить в женскую "eredivisie" в ближайшем будущем. То заявятся юниоры "Ден Гаага" в полном составе. То еще кто-нибудь так, по мелочи.

Луис Суарес

На четверговую тренировку были приглашены гости особые — сотрудники турецкого отделения страховой компании "AEGON", которая является генеральным спонсором "Аякса". Человек двадцать пять.

К таким партнерам отношение у амстердамского клуба особое. Ведь спонсорские контракты "бело-красно-белые" обычно подписывают долгосрочные. Собственно, на майках команды появлялись только три логотипа — производителя электронных носителей TDK (в восьмидесятых годах), банка ABN-AMRO (в девяностых) и вот теперь "AEGON". Семилетнее соглашение стоило страховщикам 85,5 млн. евро и на момент подписания входило в десятку самых дорогих в футбольной Европе.

Наверное, поэтому турецкоподданные сотрудники компании чувствуют себя на трибуне как дома. Тем более что им выдали внушительные ланч-пакеты с бутербродами. Похоже, тренировка их не сильно интересует. Зато как только звучит сигнал строиться для фотографий, они оживают. Протокольные снимки — на фоне специально выставленных щитов и какого-то похожего на венок украшения — проходят при относительном порядке. Бигбоссы "AEGON" на них — с Луисом Суаресом, Стекеленбургом и де Буром. Игрокам дарят цветы. Чиз!

Следующее затем фотографирование уже полно хаоса и стихийности. Игроки попадают в турецкий водоворот барышень и мужчин. Суарес пытается передарить кому-нибудь букет. Партнеры подтравливают его: "Луис, чего как невеста с цветочками ходишь?" В итоге флористика достается Эндту. А уругвайца уже рвут на части. "Суарес! Суарес!" — кричат страховщики и водят вокруг латиноамериканца хороводы, щелкая затворами. Причем, похоже, начинают фотографироваться по второму кругу — "на фоне ворот", "на фоне поля". Лицо Луиса на всех фотографиях выглядит умаляюще. Толком улыбнуться у него не получается. А призывные возгласы "А! Суарес!" никак не утихают.

Луис Суарес

Менее звездным игрокам полегче. Но самую малость. Эмануэлсон и Анита потихоньку отошли в сторонку и сели на маленьких, хоккейного размера, воротах. Но незамеченными не остались. "Отличный снимок получится!" — вдруг верещит один из дорогих гостей. Он стремительно перемещается к воротам, наклоняется и пытается усадить Эмануэлсона себе на шею. Голова турка торчит у Урби между ног. "Фотографируйте, фотографируйте!" — призывно машет он рукой. Композицию со всех сторон немедленно облепливают другие люди. "Ой! Не надо! Не надо!" — пытается возразить Эмануэлсон, но уже поздно. Уже "чиз!"

Внимание спонсоров перемещается на левшу. Настоящий нападающий всегда знает, что это — шанс. Луис Суарес — очень хороший нападающий. Бросив что-то на ходу Цвитаничу по-испански, он начинает фирменный прорыв в направлении отеля, время от времени оглядываясь. Остановить его можно, только сильно удивив. Например, заговорив по-голландски. Тогда он даже еще раз сфотографируется. В самый последний раз.

Луис Суарес, Франк де Бур, Маартен Стекеленбург, Ян Фертонген

Пятница. Четыре камеры для де Бура

Пережить спонсоров — еще полбеды. Следующая тренировка была также особой. После нее планировался так называемый "persmoment" — то есть общение со СМИ.

В принципе, и до этого на тренировках журналистов хватало. Во-первых — это бригада информационного отдела самого "Аякса". Репортерша и оператор "Ajax TV", корреспондент официального сайта Надя, которая вела на ресурсе "Турецкий дневник", и фотограф Луи — брутального вида бритый дядька, шикарно достающий из кармана кисет, скручивавший самокрутку и сладко затягивавшийся махоркой, не отрываясь от трубы фотоаппарата. Кроме них, были фотограф  и корреспондент газеты "Algemeen Dagblad" и авторитетный колумнист еженедельника "Voetbal International" Симон Зварткрейс. Поскольку в Турции команд "eredivisie" хватает (рядом жили АЗ и "Витесс"), редакции снарядили к Средиземноморью солидный караван.

На "persmoment" подъехало еще больше журналистов. Была даже местная бригада, решившая опередить конкурентов и не ждать завтрашней предматчевой пресс-конференции. В итоге одних телекамер набралось аж четыре. Франк де Бур обошел все: каждый должен получить свою долю эксклюзива. В этом плане "Аякс" вообще выдрессирован. Каждый день на сайт клуба делается обязательная видеозарисовка или интервью. Так что к камере футболисты идут безропотно. И уже привычно.

Аякс

На самой тренировке де Бур от "вражеского глаза" не скрывал ничего. Репетировал даже "стандарты" — обычно главный секрет любой команды. Да и на тренировке вел себя, как обычно. Самым сложным оказалась мини-двусторонка повышенной плотности. Франк пытался отучить футболистов давать дурацкие диагонали. Досталось Сулеймани. "Микки, ну сколько  раз можно повторять: не нужно давать эти медленные дальние пасы. Лучше сыграть быстро, низом и ближе! Это всех касается — не только Миралема!"

Вообще хвалят футболистов на тренировках "Аякса" чаще, чем ругают. Любое правильное действие удостаивается зычного "Goed!" от кого-нибудь из тренерского штаба. Работают все старательно. Провинившийся Сулеймани закусывает губу и начинает заглаживать вину. На тренировках он выглядит хорошо. Постоянно забивает в двусторонках, играет раскованно. На поле сербу этой легкости еще недостоет. А вот Суаресу, напротив, во всех упражнениях с большой плотностью игроков свободы как будто не хватает.

Зато Андре Ойер в мини-двусторонках — просто звезда и бомбардир. Каждый гол защитник празднует почти как в игре. Не отстает от него и Ян Фертонген, которого за мощный удар левой в команде зовут Куманом. Кстати, жесткий защитник вовсе не дуболом. После тренировки он всегда остается с соотечественником Алдервейрелдом поработать с мячом. И начинаются чудеса: Фертонген может все, что любят показывать в исполнении признанных технарей. Сколько угодно чеканить мяч, трюки с пяткой, забросить мяч себе на шею и в таком положении отжаться пяток раз. Техника в "Аяксе" — обязательный предмет. Хотя, глядя на Фертонгена на поле, мало кто заподозрит в нем "бразильца".

Андре Ойер

В ударной сессии хорош Кристиан Эриксен. Датчанин, которому в феврале исполнится только девятнадцать, сразу же приглянулся Александру Ермаковичу. Кстати, на этой неделе оказалось, что схожий вкус — у итальянского "Милана", который, по слухам, заинтересован в покупке скандинава.

Франк де Бур тем, как команда впитывает его видение игры, доволен. Хотя, как он рассказал гостям из Борисова, перестроить коллектив после Мартина Йола, прививавшего дружине несколько другой футбол, нелегко. По словам Франка, юношеская команда амстердамцев, с которой он работал до этого, в этом плане гораздо более аяксовская. Первым номерам нужно пока добирать.

Семейственность — это про "Аякс". Здесь важна философия, которую нужно чувствовать. Йол, человек со стороны, не смог этого сделать. А де Бур вернул на "Арену" старые, можно сказать, вангаловские порядки. Будут ли результаты? "Хочется надеяться. Если попросите меня назвать любимого тренера, разумеется, выберу ван Гала", — подчеркнул Франк.

Аякс

Суббота. Увидимся в Дублине!

Улетал тренерский штаб БАТЭ в субботу рано утром. "Аякс" — позднее, в одиннадцать, чтобы сыграть на "Тюрк Телеком Арене" в нулевую ничью с "Галатасараем".

Прощались заранее. Обмен пожеланиями удачи был искренним. Франк де Бур по дружески жал руки Виктору Гончаренко, Александру Федоровичу, Александру Ермаковичу и Алексею Баге. "Надеюсь, скоро увидимся. Например, в четвертьфинале Лиги Европы. А еще лучше — в финале!"

И пусть победит сильнейший!

P.S. А автор, к слову, на целый день тогда стал тогда героем официального сайта "Аякса".

Андрей ВАШКЕВИЧ, pressball.by