9 мин.

Краски футбола

«Пеле – один из немногих, кто опровергает мою теорию: вместо пятнадцати минут славы он получит пятнадцать веков», - один из величайших художников современности, король поп-арта Энди Уорхол отметил не только Пеле, но и футбол в частности. Еженедельник «Футбол» задался вопросом: способна ли игра миллионов стать центральной темой искусства и принести художнику хотя бы 15 минут славы.

 

 "Футбольный матч", Л.С. Лоури.

Глубокий смысл

- У многомиллионной игры должен быть какой-то сакральный смысл – не могут просто так двадцать два бугая бегать по полю. Я начал думать об этом, читать историю, углубился в прошлое, дошел до пещерного века.

Художник Шамиль Зубайдуллин наливает мне чай и попутно рассказывает, как дошел до такой жизни. Мы сидим в его мастерской, две трети которой заняты пейзажами, натюрмортами, изображениями лошадей и цветов в импрессионизме, анимализме. Заметно, что написаны они не для «наличия», а с душой, однако сейчас в голове Шамиля одна единственная тема - футбол. И в ней тоже душа.

- Анализируя, я пришел к выводу, что что-то в этом есть. Команда – действительно мужское начало, ворота – женское. Эта теория многое объясняет. Например, почему женщины прохладно относятся к футболу. Они – «ворота» - выполняют пассивную функцию. Потом, я сравнивал разные игры, тот же баскетбол. Тут ворота – выход в иной мир, а там – корзина, да еще с дыркой, мяч все время падает на землю - унизительно. В футболе гол как рождение, причем оно даже может не случиться, но люди все равно будут смотреть. Есть в этом какой-то глубокий смысл.

Пикассо

Художников в футболе было, есть и будет много – от Пеле и Марадоны до Зидана, Чави и Дзагоева. Другое дело настоящие художники, те, что с кисточками и мольбертами. Футбол в последнее время нечасто рассматривают как тему для работы. В Советском Союзе воспевателем спорта был живописец Александр Дейнека, работавший в плакатно-броской манере рисунка. Эти мотивы доминируют в его творчестве 1920-х годов. «Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину, - вспоминает мастер картину «Футбол» (1924 год). – Я наделал десятки рисунков и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык. Позже я понял, почему, когда вокруг бурлила иная жизнь, люди в хаки ездили в теплушках, трупы возили возами — была гражданская война; художники, многие, по крайней мере, писали обычное: французские пейзажи, дам в кринолинах. Они писали не то, что видели, а то, что этим годам было абсолютно не нужно». Спортсмены Дейнеки – сплошь пышущие здоровьем атлеты.

Одна из самых ранних картин о футболе – «Юные спортсмены» - датирована 1880 годом и принадлежит кисти англичанина Хайнса Кинга (Haynes King). Но более известны работы Пабло Пикассо (Pablo Picasso) – «Игрок в футбол» (1905) и Анри Руссо (Henri Rousseau) – «Футболисты» (1908). Руссо изобразил игру на рубеже веков, когда в некоторых матчах еще разрешалось подыгрывать себе руками. Сегодня это выглядит немного дико и не сразу понимаешь, о каком виде спорта идет речь.

Бум футбольной живописи в СССР и мире случился после Первой мировой войны. В 1918 француз Андре Лот (André Lhote) создает своих «Футболистов», более привычных нашему глазу. Несколько лет спустя, в 1924-м, уроженец Люксембурга Жан Жакоби (Jean Jacoby) выиграет творческое олимпийское «золото» с помощью картины «Угловой». Вторая половина ХХ века также была отмечена повышением интереса к игре миллионов со стороны живописцев. Едва ли не самой известной стала работа Сергея Григорьева «Вратарь» (1949). Если вы учились в советской школе или в 90-е, вам наверняка приходилось писать сочинение по этой картине.

Однако, чем дальше развивался футбол, превращаясь в медиа-продукт, тем реже сюжеты игры мелькали в живописи. Или переходили в другие формы.

 

Испания - Ди Стефано и Чави, Шамиль Зубайдуллин.

Художник, но не болельщик

Шамиль Зубайдуллин недоумевает по этому поводу.

- Я подхожу к футболу с эстетической точки зрения. Это любовь жизни. Когда я начинал писать, то не мог понять, почему футбол не рисуют. Перекопал весь интернет, нашел какие-то изображения безличных футболистов. Футбол несет отпечаток индивидуальности. Яшин в противостоянии с Маццолой, Пеле! Любой болельщик сразу вспомнит историю, почувствует эмоции. Это искусство. Потом, обидно за футбол – почему нет художника у такой игры? Но я пришел к выводу, что футбол ждал меня, а я всю жизнь готовился к футболу (улыбается).

Шамиль всячески открещивается от взгляда болельщика, хотя в юности играл в футбол на полупрофессиональном уровне. Одного участия было мало, душа художника требовала игры на бумаге. Долгое время прожив в Ялте, Шамиль писал морские пейзажи, позже переехал в Москву. Но искусство в наше время не в почете. В голосе Шамиля слышатся нотки грусти.

- Футбол я начал писать недавно, когда не писать уже не мог. Какой-то зуд меня свербил. Картины особо не покупают, я решил, что буду писать для души. Во всяком случае, это доставляет мне удовольствие.

Новая тема в творчестве пока тоже не приносит заработка. Его первая картина – «Лев Яшин на чемпионате мира-1966». Но Зубайдуллин задумал несколько серий. История футбола написана в марочной стилистике: чтобы присутствовал талисман турнира, какие-то плакаты, узнаваемые ситуации. Потом – серия великих игроков. Начиная с Ди Стефано и прочих футболистов прошлого. Третья – памятники. Помимо мемориала Яшина, на свет появился Зидан в образе колосса Родосского. Еще одна серия – классика. «Мона Лиза у меня улыбается из-за того, что играет в футбол», - поясняет Шамиль. Самая многочисленная серия – флаги футбольных держав, изображенные по одним лекалам: флаг, герб или элемент герба и портреты игроков – представители ХХ и XXI века. Уже есть Аргентина – Марадона и Месси, Франция – Платини и Зидан, Англия – Чарльтон и Бэкхем, Португалия – Эйсебио и Роналду, Бразилия – Пеле и Рональдо. Шамиль не мог решить, кого поставить в пару к Ди Стефано в испанском флаге. Но внял моему предложению «наградить» Чави: «Да уж. Если бы в «Барселоне» не было Месси, наверняка все было по-другому». Пару Льву Яшину в отечественной версии составит Андрей Аршавин, потому что он «раскрученный».

Зубайдуллин, как художник, уверен, что футбол хоть и командная игра, но нельзя забывать о роли личности.

- Яшин у меня, например: летит, парирует удар. А возьмем Дино Дзоффа – совсем другая история. Безымянные футболисты никому не интересны. Красота как раз в индивидуальности: у каждого особый почерк, образ мыслей, движения».

Считается, что футбол ушел с полотен, когда повысился градус агрессии на трибунах. Однако по этой схеме из-за войн в живописи должны были остаться лишь изображения цветов, младенцев да портреты королей. Трибуны и болельщики, к слову, никогда не были самостоятельной темой для творчества. Более-менее известна картина современного шотландского художника Питера Хоусона (Peter Howson) «Дерби Старой фирмы», изображающая антураж мясорубки между шотландскими «Рейнджерс» и «Селтиком». Трибуны по-прежнему агрессивны. Тезис, что каждый видит то, что хочет видеть, подтверждают слова Шамиля: «Я делаю наброски, но пока не дошел до чего-то цельного. Потому что нашел разные интересные трибуны: «Барселоны», киевского «Динамо», «спартаковцы», «Зенит». Они по-разному «раскрашены», разная атрибутика, даже лица там определенные».

Купание красно-синего «коня»

Живопись сегодня – атрибут богатых и успешных, но далеко не все футбольные клубы, относящиеся к данным категориям, обращаются к искусству. Естественным образом, никто не ждет, что они начнут поддерживать художников и отдавать деньги не на трансферы, а на коллективные портреты. Однако некоторые все же увековечили имя клуба в красках.

Московский ЦСКА в честь 100-летнего юбилея организовал выставку картин, описывающую богатую историю команды. Наставник армейцев Леонид Слуцкий даже заявил, что подобные акции положительно влияют на моральный дух игроков: «Такие вещи популяризируют и футбол, и наш клуб». Лукавил, конечно. Среди футбольных людей тяжело найти ценителей живописи. Новоиспеченный главный тренер сборной России Фабио Капелло, к слову, большой поклонник русских художников – Василия Кандинского и Марка Шагала. Но это все же исключения из правил.

Для большинства футболистов искусство – модная забава. Это четко видно на примере донецкого «Шахтера», игроки которого не раз позировали художнице Татьяне Пономаренко-Левераш. Томаш Гюбшман в образе «харного хлопца», Брандао – художника эпохи Возрождения, Татьяна пишет игроков в необычных образах. Зато заказчик доволен.

 

"Sucker for soccer", Зоран Лулич.

Увековеченные в угле

Дыхание современности накладывает свой отпечаток на искусство. Нынешние молодые художники выбирают новые стили и направления. В том числе в отношении футбола. Нередко авторы вовсе отходят от традиционной живописи и становятся, скорее, иллюстраторами. Такие работы особенно популярны в журналах.

Накануне чемпионата Европы в Польше и Украине боснийский иллюстратор Зоран Лучич (Zoran Lucic) презентовал целую серию работ под названием «Sucker for Soccer» (Простак в футболе). Зинеддин Зидан, Пеле, Диего Марадона, Дэвид Бекхэм, Давид Вилья, Уэйн Руни, Чави и многие другие футболисты заняли свое место на стильных плакатах.

Отечественный художник Игорь Снигирев не уступил коллеге в эстетике, однако вместо компьютера для создания картин использовал акрил, уголь и…строительную краску. Роналдиньо и Кларенс Зеедорф соседствуют с Хосе Луисом Чилавертом, Пьералуиджи Коллиной и Паоло Мальдини. Снигирев не скрывает, что его работы – неутоленная жажда играть в профессиональный футбол. Но возраст уже не тот, поэтому выражать себя приходится на холсте.

Однако холст – не единственный способ творить искусство в футболе. Если вы следили за Кубком Африки-2012, то не могли не отметить красочную форму команд континента. Все это дело рук Creative African Network (CAN) – творческого союза, объединившегося под эгидой программы PUMA.Creative. Немецкая компания славится необычным подходом к дизайну (например, сборная Камеруна как-то получила форму без рукавов), но Puma пошла дальше и отдала футболки десяти художникам из разных стран. Камерун, Гана, Кот-д'Ивуар, Алжир, Буркина-Фасо, ЮАР, Габон, Сенегал, Намибия, Того получили уникальные комплекты с учетом местной культуры и традиций. Более того, данная коллекция была выставлена на показ в лондонском Музее дизайна.

"Футбол", Алексей Солодовников.

Стабильность

Шамиль Зубайдуллин все же отличается от большинства художников, в «репертуаре» которых присутствует футбол. Для него это не одна из тем, а всем темам тема. Поэтому игру он оценивает не только, как художник.

- Мне кажется, футбол стал более техничным, увеличились скорости. Матчи, которые я смотрел в 60-х года существенно отличаются от нынешней игры. Идея не поменялась, меняется антураж, техническая сторона – мяч иначе летит. Раньше были мастера, а теперь работают ученые. Причем эмоции как были, так и остались. Поэтому, когда я пишу футбол прошлого и современную игру, не чувствую разницы. Это составляющая искусства и она сохранилась.