Роберто Баджо: главный «фантазиста» в истории мирового футбола
2019 год.
Не мною установленный стереотип жизни, что самые яркие моменты – это моменты детства.
Говоря о футбольной жизни, то самые памятные футбольные моменты от игры или от просмотра, сохранились в моей голове за период 2006-2010 годы, то есть школьные годы, где все воспринималось не с точки зрения аналитики, а исключительно из эмоциональной подоплеки.
В указанный период времени Лигу чемпионов выиграло 5 клубов: «Барселона» Франка Райкарда, «Милан» Карло Анчелотти, «Манчестер Юнайтед» сэра Алекса Фергюсона, «Барселона» Хосепа Гвардиолы, «Интер» Жозе Моуриньо.
Трудно сказать почему, но мне из всех этих команд больше всего понравились с точки зрения игры и тренерской мысли «Милан» Анчелотти и «Интер» Моуриньо. Почему так случилось ? Объяснить трудно. Интуитивная симпатия и поддержка ввиду того, что команды не были супер фаворитами, а наверное даже находились в статусе андердогов, что приумножало желание болеть за слабых.
Команды абсолютно парадоксальные.
Итальянец Анчелотти, который построил игру Милана» абсолютно не в итальянском защитном ключе в стиле «катеначчо» (тактическая схема в футболе с акцентом на оборону и совершаемые тактические фолы; в переводе с итальянского означает приблизительно следующее: дверь, которую невозможно пройти или дословно дверной засов. «Катеначчо» подразумевает высокую организацию игры и эффективную защиту, что позволяет свести к минимуму возможность прохождения через неё игроков соперника), а с акцентом на сильную атакующую полузащиту в лице квартета Пирло, Гатуззо, Зеедорф, Кака и португалец Моуриньо, который построил игру «Интера» с точностью да наоборот под диктовку «катеначчо», выстроив настоящий футбольный «автобус».
С этого момента началась моя любовь к итальянскому футболу, в связи с чем, я начал погружаться в мир данного футбола и изучать его внутреннюю сущность, что привело к моему «поглощению» основных понятий в их футбольной терминологии.
На сегодняшний день я, как осведомленный фанат Серии А, знаю множество слов, таких как:
1. CALCIO – «КАЛЬЧО» – ФУТБОЛ
Без этого слова в Италии точно не обойтись. О «кальчо» говорят в аэропортах, за порцией утреннего кофе, в парикмахерских и даже в антракте театрального спектакля. При этом не удивляйтесь, что, если итальянец решит перейти на нейтральную тему, то с 90-процентной вероятностью он заговорит о местной команде, непутевом тренере или шансах сборной на ближайшем крупном турнире. Итальянцы не стали брать интернациональный аналог, как это сделали немцы, испанцы, французы и даже россияне. На Апеннинах слово для обозначения футбола переводится просто и понятно — «пинок».
2. SCUDETTO – «СКУДЕТТО» – ЧЕМПИОНСКИЙ ТРОФЕЙ В СЕРИИ А
Само название идет от вариации слова scudo — в переводе «щит». На заре серии А, еще до Первой мировой войны, футболисты «Дженоа» после очередного чемпионства решили отметить титул нашивкой на майке. Ничего лучше щита с гербом Лигурии они не придумали, а уже через год то же самое сделали игроки «Ювентуса», но на щите уже красовалась символика Пьемонта. Традиция настолько въелась в культуру, что с 1920-го на майки чемпионов пришивали щит с итальянским триколором, а сам трофей иначе как скудетто уже никто и не называл.
3. TIFOSI – «ТИФОЗИ» – БОЛЕЛЬЩИКИ КАКОГО-ТО КЛУБА
Здесь этимология еще проще. Сначала итальянцы использовали глагол tifare, чтобы сказать, что кто-то болеет за какой-то клуб. Чуть позже закрепилось и существительное, которое в прямом смысле переводится как «больной тифом». Интересно, что кроме России и Италии почти нигде в мире за свою команду не болеют. Ее скорее «поддерживают».
4. PAGELLE – «ПАДЖЕЛЛЕ» – РЕЙТИНГ ИГРОКОВ ЗА МАТЧ
Да-да. Все итальянские газеты и крупные сайты все еще ставят оценки за матч. И кстати, не только игрокам, но и тренерам и даже судьям. Максимальная оценка – 10,0, и ее получали всего три раза в истории. Паоло Росси – за полуфинал с Польшей на ЧМ-1982, Сальваторе Скиллачи – в четвертьфинале против Ирландии на ЧМ-1990 и Франческо Тотти – в своем прощальном матче. На паджелле реально обращают внимание тренеры. Так, например, Антонио Конте требует после матча оценки всех ведущих изданий и несколько часов изучает их.
5. BANDIERE – «БАНДЬЕРЕ» – ГЛАВНАЯ ЗВЕЗДА КЛУБА
На самом деле в прямом переводе бандьере — это флаг. Любой, кроме национального, для которого есть свое слово — il tricolore. Со временем тифози переложили значение на главную звезду. В СМИ могли не употреблять имена Тотти, Пирло или Буффона на страницах, когда писали о «Роме», «Милане» и «Юве». Достаточно было написать Бандьере, и сразу все понимали, о ком идет речь.
6. TREQUARTISTA – «ТРЕКВАРТИСТА» – ФУТБОЛИСТ, ИГРАЮЩИЙ В ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ ПОЛЯ
Переходим к игровым амплуа. Аналогов слову «треквартиста» нет ни в одном языке мира. Все дело в том, что в итальянских футбольных школах все поле традиционно делят на четверти. Вот именно в третьей по порядку и действуют игроки этого амплуа. То есть если бы Андрей Аршавин или Лионель Месси играли бы в Италии, то вам бы не пришлось ломать голову, назвать их полузащитниками или нападающими. В Италии даже считают, что игра команды на 90% зависит от действий треквартист. При этом интересно, что их на поле может быть двое, трое, а может и не быть вообще.
7. ESTERNO – «ЭСТЕРНО» – ИГРОК, ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПО ВСЕМУ ФЛАНГУ
Итальянцы решили не париться с игроками, которых нельзя назвать просто крайними защитниками (их там называют «терцини») или вингерами, и придумали для них особое слово. Интересно, что, если вы переведете FIFA 20 на итальянский язык, то для футболистов на позиции эстерно будет выделен специальный цвет, которого нет больше ни в одной из других версий игры.
8. MEDIANO – «МЕДИАНО» – ФУТБОЛИСТ, ЗАНЯТЫЙ ТОЛЬКО ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ
Казалось бы, что медиано можно приравнять к нашему «опорнику».Но все не так просто. Опорник, отдающий передачи вперед, у итальянец называется «методиста», а опорник, который доставляет мяч в атаку, – «медзала». Медиано же нацелен исключительно на отбор. Типичным примером такого типа игрока были Дженнаро Гаттузо, Дамиано Томмази или, скажем, наш Понтус Вернблум.
9. REGISTA — «РЕДЖИСТА» — ИГРОК, НАЧИНАЮЩИЙ АТАКИ
Полная противоположность медиано. Реджиста — это калька со слова «режиссер». Собственно, из этого можно догадаться и о ключевой задачи игрока такого амплуа — создавать атаки. Реджиста — это даже не позиция, а роль. Самая первая «реджиста» в истории Итальянского футбола был – Андреа Пирло.
Ну и самое главное слово, изменившее мое отношение к футбольной позиции - FANTASISTA — «ФАНТАЗИСТА» — ИГРОК, ОТ КОТОРОГО ЖДЕШЬ КРЕАТИВНОГО ЧУДА
Это романтическое определение роли единственного атакующего полузащитника, эдакого свободного художника на границе между классическими центральными полузащитниками и игроками группы атаки, который занимается организацией атак и в значительной степени или полностью освобожден от оборонительных обязанностей.
Фантазиста простыми словами – это роль «десятки» под нападающими.
После того, как я узнал это слово, мне стало интересно, кто же эти «фантазисты» и, кто был родоначальником этой позиции. Почитав много литературы и футбольных статей, я понял, что главным «фантазистой» не только в истории Итальянского, но и всего мирового футбола, является несомненный Роберто Баджо под прозвищем «Божественный хвостик», который по моему скромному мнению входит в топ 5 атакующих игроков в истории футбола.
Кто же такой Роберто Баджо? о нем, его позиции и роли в мировом футболе можно говорить архи долго, но попробуем.
В истории мирового футбола много замечательных игроков. Кто-то запоминается на несколько сезонов, о ком-то помнят и через несколько лет после завершения карьеры. Но мой сегодняшний рассказ об игроке, который стал олицетворением целой эпохи в истории европейского и мирового футбола.
Роберто Баджо родился в коммуне Кальдоньо провинции Виченца области Венеция – небольшом городке с населением чуть больше 11 тысяч человек. Семья будущей звезды мирового футбола была большой – у родителей Роберто, кроме него, было шестеро детей.
Первым его клубом стала «Виченца», выступавшая тогда в серии «С-1» – третьем дивизионе итальянского футбола. Но долго он там не задержался.
Выступления за различные футбольные клубы:
«Фиорентина» 1985-1990
Уже в 18-летнем возрасте Баджо становиться игроком «Фиорентины», а в 20 лет твердым футболистом основы и лидером клуба. За два сезона(1988-1989 и 1989-1990) только в чемпионате Италии Баджо забил за клуб более 30-ти мячей.
В те годы Серия «А» была сильнейшей лигой на планете, и забить такое количество мячей, выступая не за гранд, да еще и не на позиции центрального нападающего… Это было нечто невероятное.
Понятно, что «Фиорентина» не смогла бы удержать у себя игрока такого масштаба, и накануне домашнего для итальянцев чемпионата мира был оформлен переход Баджо в «Ювентус» за рекордные тогда 14 миллионов долларов.
Однако не все болельщики «фиалок» понимали неизбежность перехода, дело дошло даже до уличных демонстраций, и игрок был вынужден объяснять фанатам, что не все в данной сделке зависело от его желания.
Пикантность ситуации придавало то обстоятельство, что после оглашения факта сделки «Фиорентина» должна была сыграть в финале Кубка УЕФА именно с «Ювентусом». Несмотря на все старания Баджо, «Фиорентина» уступила по сумме двух матчей 1:3, что, впрочем, отражало реальное соотношение сил.
«Ювентус» 1990-1995
Годы, проведенные в «Ювентусе», пожалуй, самые лучшие в карьере великого футболиста, по крайней мере, лично у меня Роберто Баджо ассоциируется, прежде всего, с «Ювентусом».
Именно в составе туринского клуба Баджо выиграл свое первое «скудетто», именно в то время он получил «Золотой мяч» лучшего футболиста Европы, и завоевал серебряную медаль чемпионата мира в составе сборной Италии.
Но дело даже не в этом, дело в ИГРЕ, которую демонстрировал Роберто.
Баджо играл против лучших команд мира.
А что он сотворил на мундиале 1994 года, фактически в одиночку затащив Италию в финал! Впрочем, об этом немного ниже.
Поэтому, когда в конце сезона 1994-1995 года было объявлено о переходе Баджо в «Милан», все были в недоумении.
Продать своего лучшего игрока, находящегося в самом расцвете сил, прямому конкуренту, да еще в тот момент, когда «Ювентус» наконец-то прервал гегемонию «Милана» в национальном первенстве и выиграл титул! Такое просто не укладывалось в голове.
Причиной этому стал конфликт с пришедшим в команду главным тренером Марчелло Липпи. Конечно, как специалист этот человек достоин всякого уважения, но в случае с Баджо его действия не совсем объяснимы.
«Милан» 1995-1997
Баджо доказал всем опрометчивость этого решения, уже в первом сезоне он помог «Милану» вернуть потерянное годом ранее «скудетто».
Надо сказать, что в «Милане» игра Баджо несколько изменилась и поблекла – он стал гораздо меньше забивать, и его игра утратила былую эффектность и эффективность, поэтому многими его переход в «Болонью» был воспринят как начало заката великого футболиста. Но об этом, как оказалось, говорить было еще рано.
«Болонья» 1997-1998
В этом клубе Баджо провел всего один сезон, зато какой! 22 мяча в матчах национального первенства – третий показатель чемпионата.
Яркая игра не осталась без внимания главного тренера итальянской сборной Чезаре Мальдини и, списанный было из главной команды страны, Роберто Баджо был включен в заявку сборной на чемпионат мира 1998 года.
«Интер» 1998-2000
После чемпионата мира Баджо перешел в миланский «Интер», где здорово провел свой первый сезон, составив великолепную атакующую связку с бразильцем Роналдо.
Однако год спустя «Интер» возглавил старый знакомый Баджо Марчелло Липпи и туринская история повторилась – Роберто потерял место в основном составе и ушел из клуба.
Но и здесь Баджо доказал свой класс – в дополнительном матче с «Пармой» за четвертое место, дающее право на попадание в Лигу чемпионов, Баджо забил два гола, предопределив победу своего клуба.
«Брешиа» 2000-2004
Завершающие четыре года карьеры Баджо провел в скромной «Брешии», где, впрочем, ни разу не опустился ниже отметки «10 мячей за сезон». А его футболка с № 10 навсегда изъята из употребления в клубе.
Выступления за сборную Италии 1988-2004
Дебютировать в сборной Баджо довелось уже в 21 год, но весь футбольный мир узнал его на итальянском мундиале 1990 года, который Баджо, как и его новый одноклубник Сальваторе Скиллачи, начал в качестве запасного.
Однако в ходе турнира эти два футболиста плотно застолбили за собой место в основе сборной Италии и чуть-чуть не довели ее до финала чемпионата мира, уступив в полуфинальном матче сборной Аргентины. Роберто провел тогда 5 матчей и забил два гола – в матче группового этапа Чехословакии и в «утешительном» финале Англии.
Роберто Баджо на чемпионате мира 1994 года
Несомненно, этот турнир был лучшим в карьере футболиста. Роберто начал его ни шатко, ни валко, как и вся команды Италии, занявшая только третье место в группе.
Но вот в плэй-офф Баджо показал себя во всей красе. В 1/8 финала матча с Нигерией он сравнял счет на предпоследней минуте встречи, а в овертайме, реализовав пенальти, принес Италии победу.
В четвертьфинальной игре с Испанией Баджо на за 2 минуты до конца встречи принес итальянцам победу – 2:1, и, наконец, два его гола в полуфинальном поединке с Болгарией (2:1), открыли Италии дорогу в финал.
Но, по иронии судьбы, именно не реализованный Баджо пенальти стал последним в послематчевой серии по окончании финального поединка с Бразилией.
Баджо запустил мяч выше ворот, что никогда не делал ни до, ни после этого. Если Баджо не забивал пенальти, то мяч шел мимо ворот или его отбивал вратарь, а единственный его удар с «точки» в небеса пришелся именно на чемпионат мира.
Вот такой злой рок. Человек, который в одиночку на своих плечах дотащил «никакую» сборную Италии в финал Чемпионата Мира, после промаха стал врагом народа и всей страны.
С помощью Баджо, я для себя понял, что мы нужны и восхваляемы только тогда когда делаем, что хотят другие и даем результат, после малейшего горя об нас вытирают ноги, забыв прежние заслуги...
Интересные факты о Роберто Баджо
Он ни разу не сыграл на чемпионатах Европы: в 1992 году итальянцы туда не попали, а турнир 1996 года Баджо пропустил.
На всех чемпионатах мира, где играл Баджо, сборная Италии неизменно уступала в серии пенальти.
Баджо – один из немногих европейских футболистов, кто исповедует буддизм.
Роберто Баджо – автор книги-автобиографии, в которой он во много раскрывал внутренние отношения в командах и взаимоотношения с тренерами.
Вот такой он, скромный герой, входящий в пятерку лучших атакующих игроков всех времен и народов.
Спасибо тебе Роберто, что позволил мне узнать, полюбить позицию «десятки» либо «фантазисты» и раскрыть в себе иной футбольный потенциал с помощью твоей роли и позиции на поле!
Тем не менее, его выступление на том мундиале многие считают одним из лучших сольных выступлений в истории ЧМ.
На моей памяти из того периода, наверное только великий Марадона на ЧМ 1986 года выступил ярче !