Теперь игроков в футболе можно искать онлайн – как в тиндере. Это приложение – угроза агентам
«Юве» и «Сити» уже сделали свайп вправо.
Помните легендарное начало фильма «Гол»? Перспективный мексиканский пацан Сантьяго Муньес страстно мечтал стать суперзвездой, но жил в США и играл за полупрофи. Как Муньес решил проблему? Долго копил, летел через Тихий океан в Англию, там жил у агента и молился, что ему разрешат сыграть хотя бы 10 минут в двусторонке за «Ньюкасл».
Если бы в 2020-м боссы Disney захотели сделать ремейк «Гола», половину фильма пришлось бы вырезать. Почему? Просто сейчас (ну или чуть позже, в ближайшем будущем) Сантьяго найдет клуб в пару кликов, даже не выходя из дома – благодаря новым технологиям. Конечно, есть пара оговорок: нужно быть хотя бы полупрофи и уже хоть где-то играть.
Трансферный рынок гигантский (объем – 7 миллиардов), но погряз в болоте
Трансферный рынок – один из самых быстрорастущих в мире. Он стремительно разбухает, потому в последнее время много тратят не только топы, а вообще все – теперь нормально за одно-два окна полностью обновить команду. Немного цифр для подтверждения: в 2016-м суммарные траты на новых игроков в мире достигли 4,5 млрд долларов, а в 2019-м – уже 7 миллиардов.
Про этот рынок нужно понимать две вещи.
1. Прежде всего, он невероятно плохо организован. До сих пор нет централизованной базы данных по игрокам (transfermarkt – это скорее справочник для медиа, а не для серьезных людей): непонятно, кто выставлен на трансфер, а чтобы продать игрока, нужно тупо обзванивать агентов и клубы. Технология почти та же, что и в прошлом веке: разве что вместо звонков кто-то использует WhatsApp.
2. Такая ситуация очень выгодна агентам: они манипулируют клубами и клиентами, утаивают информацию и лоббируют свои интересы. Клубы вынуждены работать с ними, потому что альтернатив нет. Неудивительно, что доля агентских выплат в трансферных суммах достигла 12,5% – это очень много, учитывая, что вопросы к агентам и их порядочности появляются каждый год.
Топ-клубов это касается в меньшей степени, но маленькие команды живут так, словно на дворе еще 90-е. Очевидно, что это не может продолжаться вечно.
TransferRoom делает трансферы простыми, как покупка на Амазоне
В 2016-м датский бизнесмен и футбольный фанат Йонас Анкерсен понял, чего не хватает трансферному рынку. И там, где болельщики видят повод поворчать, бизнесмен заметил возможность и пустую нишу. У 30-летнего Анкерсена неплохое сочетание компетенций: опыт в бизнесе (вместе с братом Симоном Анкерсеном основал книжное издательство) и футболе (немного работал футбольным агентом вместе с тем же братом).
Подходящая идея тоже нашлась: Анкерсен представил, что трансферы – это стандартный поиск работы или знакомство в тиндере.
«Это же так просто, – объяснял концепцию Йонас. – Онлайн-рынки уже изменили многие отрасли и сделали их более эффективными. Например, Uber для поездок по городу, Airbnb для аренды недвижимости, Ebay для покупок в интернете, Tinder для поиска партнера. Почему бы не придумать похожий сервис для трансферов?»
В 2017-м Анкерсен запустил онлайн-платформу TransferRoom, где клубы и игроки договариваются напрямую.
Сейчас TransferRoom существует как сайт и мобильное приложение. Клубы размещают в базе данных TransferRoom анкеты своих игроков, выставленных на трансфер – с описанием позиции, игровых скиллов, сильных и слабых сторон, комментариями игрока или тренера.
Иногда в профиле указывают стоимость трансфера и ожидаемую зарплату, чтобы клубы понимали, стоит ли вообще вступать в переговоры.
Так формируется база данных. Ее просматривают другие клубы: листают профили и выбирают идеальный вариант. Игрок и клуб общаются прямо в приложении – сходство с тиндером максимальное. Если интерес взаимный – достаточно свайпа вправо, чтобы обсудить детали.
Платформа доступна только по подписке: чтобы получить ее, клуб должен подать заявку и пройти верификацию. Цена подписки – от 5000 до 15 000 евро в год, в зависимости от того, какие инструменты клуб планирует использовать. Дополнительной комиссии за совершенные трансферы нет.
TransferRoom пытается облегчить жизнь клубам: он экономит время, деньги и убивает агентов
«Я хотел вернуть клубам контроль над трансферным рынком», – рассказал Анкерсен в интервью Forbes. И это правда – TR делает трансферный рынок очень удобным для клубов.
• Во-первых, невероятная экономия времени.
С приложением не нужно искать информацию о свободных игроках и вручную обзванивать клубы. Открываешь платформу, видишь подходящий вариант, клик – осталось утрясти финансовые вопросы, и игрок твой. Рекордный ответ на запрос о трансфере пришел от игрока через 1 минуту и 52 секунды – спид-дейтинг в чистом виде.
«Здесь я получаю такой обзор рынка, для которого мне понадобилось бы не меньше сотни звонков», – объясняет Себастьян Шиндцилорц из «Бохума».
При этом важно помнить: на созвоне с игроком трансфер не заканчивается. В любом случае придется искать видео с ним на WyScout (платформа с нарезками игровых действий) или просматривать вживую (и тут удаленность игрока может осложнить процесс – вряд ли скаут из Норвегии полетит в США ради рядового полузащитника).
• Второй плюс – потенциальный гигантский охват. Потенциальный – важное уточнение, чуть позже вы поймете почему. Через TransferRoom скауты видят вообще все предложения на рынке (точнее, предложения от клубов-подписчиков, их пока 500).
Как это работает? Представим, что условный «Сандерленд» хочет купить левого защитника. У спортивного директора есть шортлист из пяти кандидатов из Великобритании. Возможно, все пять вариантов не идеальны с точки зрения игровых скиллов или экономики, но клуб все равно останавливается на одном из них, потому что альтернатив нет. Что делает TransferRoom? Превращает 5 вариантов в 20 за счет широкой географии.
«У огромного количества клубов доступ к рынку крайне ограничен. Когда я продаю плеер, я хочу привлечь как можно больше покупателей. Когда покупаю, хочу видеть наибольшее количество вариантов. Думаю, игроки и клубы здесь ничем не отличаются», – объясняет Джонас Анкерсен The Athletic.
Мы попросили директора TransferRoom по связям с общественностью Симона Анкерсена подробнее рассказать о преимуществах платформы. «Прелесть технологий в том, что информация передается онлайн. Это позволяет клубам в считанные секунды обмениваться информацией о трансферах с иностранными партнерами, чтобы быстрее продвигать сделку. Мы очень рады, что игроки проходят путь от Португалии до Мексики, от Хорватии до США, от Испании до Израиля с помощью нашей платформы. Без TransferRoom такие сделки было бы сложно провести из-за расстояния и проблем с быстрым обменом информацией», – пояснил Симон Анкерсен для Sports.ru
• И финальный плюс – клубы могут пересесть с агентской иглы на более-менее полную автономность.
Зачем нужен агент, если до диалогового окна с игроком – один клик? Разумеется, агент тоже подключается, но только на стадии обсуждения личного контракта. А самое главное – платформа не мешает честным агентам, но удаляет посредников, которые думают только о прибыли и манипулируют клубами. А это происходит достаточно часто. До фанатов редко долетают такие истории, но селекционные отделы постоянно мучаются с мутными посредниками. Очень характерную историю рассказал спортивный директор «Эвертона» Стив Уолш:
«Мы хотели одного игрока из клуба АПЛ, но его агент начал ставить условия: «Мы даже не будем разговаривать, если зарплата ниже 130 тысяч фунтов в неделю». Через полгода мы случайно встретились с этим игроком, и я пересказал ему историю. Он вытаращил глаза: «Если бы мне сказали об интересе «Эвертона», я бы даже не спросил о деньгах!»
Один спортивный директор (он пожелал сохранить анонимность) сказал The Athletic: «TransferRoom убивает агентов, хоть это и достаточно долгий процесс. Это уменьшает их роль как посредников. Их давно нужно было укротить».
«Лидс» купил через TransferRoom пять игроков, подписки есть у «Юве» и «Сити» (но пока нет трансферов)
Анкерсен любит рассказывать одну историю. Перед запуском TransferRoom Йонас сомневался, что такой продукт кому-то нужен, поэтому организовал маркетинговое исследование: датчанин лично ездил по клубам и презентовал сотрудникам селекционных отделов свою идею. Большинство реагировали одинаково: «Это здорово! Это идеальный мир, но это никогда не сработает».
Анкерсен никого не послушал. Прошло три года, и теперь иконка приложения TransferRoom есть в смартфоне многих спортивных директоров и скаутов.
Немного статистики:
• К платформе подключено больше 500 клубов из 78 лиг. Среди них и карлики («Лидс», «Мальме»), и гиганты («Юве», «Сити», «МЮ», «Рома»). Цифра красивая (а еще красивее – упоминание топ-клубов), но ее недостаточно для нормальной оценки вовлеченности. Условные «Арсенал» или «Рома» могут выложить 15к евро и забыть о сервисе, но формально они все равно будут подписчиками. К сожалению, более конкретных данных по вовлеченности нет, зато есть другие.
• Внутри платформы профили почти двух тысяч профессиональных игроков (на момент написания текста – 1750, но число постоянно плавает).
• На январь 2020-го больше 200 игроков нашли новые клубы благодаря платформе.
Одним из первых подписку на TransferRoom оформил «Дармштадт». Немцы моментально интегрировали платформу в свою работу: зимой 2018-го они продали в польскую «Ягеллонию» словенца Романа Безяка, затем отправили на Кипр двух резервистов и арендовали форварда Джейми Макларена у шотландского «Хайберниана».
Джейми Макларен
Начальники скаутских служб «Спортинга», «Глазго Рэйнджерс», «Андерлехта», «Саутгемптона» и еще десятка клубов признавались, что постоянно используют TR. Шеф-скаут «Эвертона» Гретар Стейнссон говорил, что TransferRoom – стартовая страница в его браузере, с переписки на платформе начинается практически каждый рабочий день.
Еще один преданный клиент – «Лидс», летом 2018-го спортивный директор Виктор Орта нашел через TransferRoom пять игроков. «Финансовый отдел «Лидса» сказал мне: О нет, еще одна программа в наших расходах. Но я уже сэкономил клубу кучу денег, купив пять игроков за одно лето через TransferRoom. К тому же мы много зарабатываем, торгуя игроками через эту платформу», – радуется Орта.
«TranferRoom изменил нашу работу, – восхищается спортивный директор «Ниццы» Морган Больер. – Раньше мне приходилось звонить десятку клубов Лиги 2, чтобы подыскать аренду нашим игрокам. Сейчас я в несколько кликов предлагаю игроков сразу сотне клубов».
К TransferRoom есть претензии: на платформе пока нет жизни (из-за этого один из участников ЛЧ отказался от нее)
Вы наверняка заметили, что мы перечисляем небольшие клубы. Дело в том, что топам платформа не очень интересна.
Во-первых, на TransferRoom не много статусных игроков. Стартап Анкерсена скорее про качественных середняков, чем про потенциальных суперзвезд. Если переводить в российскую матрицу: идеально для «Крыльев», но так себе для «Зенита» (хотя у них есть подписка, но в европейской матрице «Зенит» как раз на уровне команды из Самары). Анкерсен признавался, что самый дорогой игрок на платформе стоит в районе 20 млн евро.
Пока что «Севилья» – самый статусный клуб, который регулярно юзает TR. Но Мончи построил карьеру на поиске талантливых ноунеймов, поэтому он ищет повсюду.
Топ-клубы все равно постепенно оформляют подписку, но юзают TransferRoom по-своему – например, отправляют в аренды талантливую молодежь. Летом 2019-го «Сити» через приложение передал талантливого ганского хавбека Эрнеста Агьири в аренду кипрскому «Эносиосу».
Хотя Анкерсен даже не считает это проблемой: «Вряд ли в TransferRoom когда-нибудь решится судьба Мбаппе или Салаха, но в конечном счете чаще продается Тойота Королла, а не Мазерати».
Вопросы есть и к активность внутри платформы. По данным Sports.ru, один из участников ЛЧ скачал демо-версию и разочаровался. Клуб для пробы выставил на трансфер двух футболистов, но за месяц не получил ни одного уведомления об интересе хоть кого-нибудь. Найти достойных новичков тоже не получилось: 2000 игроков и 500 клубов – звучит мощно, но на деле вариантов мало.
Ограниченная база – главная проблема TransferRoom и причина, почему это приложение еще не захватило мир. Не факт, что в итоге захватит, но у создателей есть несколько идей, как выстрелить.
TransferRoom организует конференции для клубов – они работают по принципу быстрого свидания
В 2019-м Анкерсен решил, что иногда подписчикам нужно выходить в офлайн – так появились ежегодные встречи юзеров TransferRoom.
Саммиты проходят в марте, июле и ноябре. Если встречи в марте и ноябре напоминают обычные конференции (люди выступают и общаются друг с другом), то летний саммит – настоящая инновация и личное изобретение Анкерсена. Датчанин называет этот формат «днем сделок».
Концепция простая: люди из двух клубов сидят вдвоем за небольшим столиком и общаются о трансферах. Длительность – не больше 15 минут. О конце времени сигнализирует звук колокольчика – наступает пауза, затем стартует следующее свидание. За два дня конференции один человек может посетить до 24 собеседований. «Это как быстрые знакомства», – шутит Анкерсен.
Даже топ-клубам не получится прислать рядового клерка – TransferRoom отдельно проговаривает, что ждет на саммитах спортивных директоров и топ-менеджеров. А кого точно не ждут, так это агентов: на мероприятии работает фейс-контроль, и вход агентам строго запрещен.
Такой формат продюсирует невероятные пересечения: спортивный директор «Фортуны» может общаться с человеком из «Ювентуса», представитель «Лиллестрема» – с «Сити», а скаут «Маккаби» из Тель-Авива – с легендарным Мончи. Люди как минимум знакомятся и обмениваются визитками, а некоторые даже договариваются о трансферах.
Неудивительно, что все в восторге от мероприятий TransferRoom.
«Это просто фантастика, – говорит Саймон Месфин, спортивный директор норвежского «Лиллестрема». – Вы обсуждаете все вопросы лично, не тратя время на переписку».
«Саммиты TransferRoom – самое полезное событие в футбольной индустрии. Вы поговорите как минимум с 24 клубами со всего мира за каких-то два дня», – восхищается спортивный директор «Бреды» Том Ван Ден Адебили.
На первую конференцию в Барселоне (март 2019-го) приехали представители 70 клубов, на июльский саммит на «Стэмфорд Бридж» – уже 100. До Мадрида в ноябре доехали даже «Локо», «Зенит» и ЦСКА.
Обещают, что скоро платформа будет лучше: алгоритм станет умнее (помог спец по искусственному интеллекту), планируется экспансия в Южную Корею
Сейчас офис TransferRoom базируется в Лондоне. Йонас Анкерсен все еще генеральный директор, а штат мощно вырос – с 5 человек на старте до 25.
Кажется, что несмотря на все сложности, TransferRoom уже стал самым необычным футбольным стартапом за много-много лет. На самом деле это только начало, а у создателей уже есть грандиозные планы на будущее.
В августе 2019-го в TransferRoom наняли специалиста по искусственному интеллекту, а уже через несколько месяцев он придумал новый алгоритм – теперь поиск игрока похож на поиск музыки или фильмов.
«Если клуб планирует продать игрока, то для него очень важно быстро найти кого-то похожего на замену. Или во время переговоров клубу хочется иметь запасные варианты с похожими характеристиками, чтобы безболезненно выйти из переговоров. Теперь это возможно – алгоритм TR предлагает игроков с похожими характеристиками и ценой из других клубов», – рассказал в интервью Sports.ru Симон Анкерсен.
Параллельно с доведением платформы до идеала Анкерсен открывает новые рынки. За последний год подписку оформили почти все клубы MLS, а сейчас готовится заход в Южную Америку и Азию. «Мы видим потенциал в развивающихся странах Азии, таких как Южная Корея и Япония», – объяснил Симон.
Сейчас TransferRoom находится на очень противоречивом этапе: сервис уже набрал базу подписчиков и локальную известность, но пока непонятно, станет ли он универсальным инструментом, как Netflix для просмотра сериалов или Apple Music для музыки. Впрочем, Йонас Анкерсен уверен, что все получится:
«Мы хотим создать законченное решение для клубов, открыть им доступ ко всем необходимым рыночным данным. Я хочу сделать TransferRoom таким же важным для клубов, как Bloomberg для финансовых операторов».
Футбольный рынок дико сложный: топ-клубы путаются в правилах, а игроки не знают свою зарплату
Теперь в футболе тренируют не только тело, но и мозг. И тут пригодилась военная авиация
Фото: Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein, George Wood, Alex Davidson; globallookpress.com/Matteo Ciambelli/ZUMAPRESS.com, Massimo Paolone/Lapresse, Huebner/Ulrich; nytimes.comVitalij Sidorovic; transferroom.com
Как обычно все гениальное просто
Зенит в России Лев Толстой, а в Европе Крылья Советов простой.
А так-то Football Manager стоит тысячу рублей - ищите кого угодно. Причём по скиллам там скорее всего будет даже получше, чем в вот этом вот.
Но в целом не важно, ни денег, ни возможностей в программировании у меня всё равно нет и не было.
Технологии удешевляют жизнь.
В приложении нет ничего уникального, на самом деле. По сути, оно просто даёт возможность узнать кто продаётся, а кто — нет. На топ уровне эти функции выполняет пресса, для низших дивизионов действительно полезно. Но у футбольных ассоциаций было бы гораздо больше возможностей, если бы они хотели сделать что-то полезное.
Ребята делают хорошее дело. Сколько в мире проф клубов и игроков? А про сколько из них пишет пресса?
Условного райолу вся эта история не затронет, а вот переход условного Чонга из дубля МЮ в условный Брондбю - почему нет
Они что-то производят или оказывают какую-то услугу, т.е. предлагают какой-то товар, да?
А почему у этого товара есть спрос? Может, людям нравится этим пользоваться вместо текущих аналогичных услуг?
А почему людям нравится этим пользоваться? Может быть, люди неадекватны и любят платить больше за то же самое? Может, они злые буратино и за бОльшие деньги предпочитают меньшее качество?
Ой, или товары, основанные на новых технологиях, улучшают жизнь людей, и поэтому люди за них платят? Да не, бред какой-то.
Ты примерно так мыслишь, признайся.
Сейчас они делаются на фабрике с использованием механизированного труда.
Выиграли ли потребители? Да.
Выиграли ли плохие мастера обувных дел? Нет, их услуги обесценились.
Выиграли ли хорошие? Они стали дальше шить обувь из кожи для тех, кому не нравится фабричная.