Аленичев, ван Линген и 4-3-3. Часть общая
Конфликт между Аленичевым и ван Лингеном по поводу нежелания тренера применять схему 4-3-3 в матчах юношеской сборной России выглядит не только малопонятным. Он выглядит как довольно серьёзное противоречие, которое постоянно проявляется в вопросах, связанных с «нашими» и «ненашими», с целесообразностью привлечения в тренировочный процесс, особенно на уровне детского и юношеского футбола иностранных специалистов.
Что даст нам обучение игроков с детства игре по схеме 4-3-3? Для этого нужно постепенно разобраться с тем, что же из себя представляет 4-3-3 в общем, какие требования предъявляются к игрокам в этой схеме, и чему (теоретически) игра по этой схеме может научить российский футбол, если принципиально следовать ей при подготовке юношеских и молодёжных сборных.
Сегодня давайте кратко разберёмся с тем, что вообще из себя эта схема представляет.
В общих понятиях, схема включает 4 защитников, играющих в линию (что для нашего футбола в принципе вещь привычная), три полузащитника, один из которых традиционно играет ближе к амплуа опорника (впрочем, отодвигая второго полузащитника ближе к опорной зоне, мы получим схему, более близкую к 4-5-1 и 4-2-3-1), двух полузащитников-инсайдов, которым нужно покрывать довольно большой участок поля, далее — два фланговых форварда (инсайда), которые наделяются довольно обширными оборонительными обязанностями при потере мяча) и центрфорварда.
В том случае, если эта схема играется с глубокой оборонительной линией, она предоставляет численное превосходство в зоне полузащиты, где играют одновременно три полузащитника, оттянутые инсайды, и глубоко отходящий центрфорвард.
В том же случае, если схема играется с выдвинутой защитной линией, возникают проблемы как с насыщением центральной зоны полузащиты, так и с полупозицией на фланге между фуллбеком и форвардом-инсайдом. Зону на фланге покрывает полузащитник-инсайд, при этом как раз таки и оголяется зона в центре полузащиты.
Еще одной проблемной зоной остаётся пространство за спинами фуллбеков (в этой схеме они активно выдвигаются как для покрытия проблемных зон в полузащите, так и для поддержания атаки). Кроме того, изредка возникают трудности и при покрытии центральной зоны прямо перед центральными защитниками что связано с традиционным использованием только одного опорника. Встречаясь с 4-4-2, например, при обороне, трио обороняющихся встречается с двумя форвардами и атакующим центральным полузащитником соперника, при этом страхующего дополнительного игрока обороны не остаётся. Усугубляется эта ситуация, если к примеру один из фуллбеков не успевает вернуться из атаки в оборонительную позицию.
Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно представить основные требования к игрокам различных позиций.
Центральные защитники более, чем в других схемах, должны уметь играть при отходе назад, т. е. в том случае, когда они движутся от стартовой позиции при обороне к своим воротам. Это связано в первую очередь с уязвимостью построений из 4 защитников против схем наподобие 4-2-3-1, когда, как показал последний чемпионат мира, пас идет из центральной зоны на ход смещающемуся с фланга в центр инсайду. При этом центральные защитники должны быть всегда готовы к потере позиции фуллбеком, так как на них в этой схеме возлагаются повышенные обязанности по выдвижению в атакующие позиции как при владении мячом, так и при прессинге.
Фуллбеки, в свою очередь, в первую очередь, должны быть игроками очень быстрыми и очень выносливыми. Это связано с тем, что. Как сказано выше, зона их ответственности существенно больше, чем при 4-4-2, например. Учитывая смещения форвардов-инсайдов в центр и большую зону ответственности полузащитников-инсайдов, фуллбекам приходится как страховать полузащитников, так и создавать оверлаппинг в атаке.
Центральный полузащитник в этой схеме — не только опорник, но еще и исходя из особенностей «треугольности» этой схемы (о которой мы скажем чуть ниже), он еще и должен быть оттянутым плеймейкером, «региста».
Полузащитники-инсайды — это игроки крайне подвижные. Каждый из них покрывает почти половину полузащитной зоны как в атаке, так и при обороне. При этом на них возлагается ответственность за снабжение атакующей линии мячами при владении на чужой половине поля, и за подбор мяча при игре на центрфорварда в подыгрыш.
Форварды-инсайды — едва ли не главная опора всей схемы. Кроме желания и умения обороняться, которое им будет просто необходимо (вспомните проблемы «Милана» с Роналдиньо на этой позиции), они должны одновременно уметь отлично играть в чужой штрафной, в том числе в завершении, обладать нужной скоростью и видением игры для рывков в свободные зоны, уметь навешивать при проходах до лицевой, уметь обыграть двух и более соперников на фланге.
Центрфорвард, в первую очередь, определяет взаимосвязь атаки и полузащиты. Он может служить и целевым форвардом, на которого адресуются передачи при выходе из обороны в атаку, и который должен за мяч зацепиться и придержать его до подхода партнеров, и играет в качестве выдвинутого плеймейкера (сравни с «регистой» – опорником, не правда ли занятная ситуация, когда роль плеймейкера отводится не центральным полузащитникам, а опорнику и форварду), при этом оттягиваясь из линии атаки к полузащитникам за мячом. При этом он остается форвардом, к тому же центральным!
Одна же из главных особенностей 4-3-3 — это великое множество «троек», которые составляют эту схему. Взаимодействие строится в первую очередь между этими тройками, которые работают вместе как в атаке, так и в обороне. Приведём основные «тройки», начиная от своих ворот.
два центральных защитника и опорник — совместное позиционирование при прикрытии зоны перед защитниками;
центральный защитник, опорник, и фуллбек — совместное позиционирование при проходе соперника по флангу;
фуллбек, опорник и полузащитник-инсайд — совместное позиционирование при прессинге в центральной зоне на фланге;
фуллбек, полузащитник-инсайд, форвард-инсайд — взаимодействие при атаке, комбинационная игра, прессинг фуллбека (вингера) соперника при потере мяча;
форвард-инсайд, центрфорвард, форвард-инсайд — взаимная координация положения при расшатывании обороны соперника, прессинге защитников соперника при потере мяча;
центрфорвард, полузащитники-инсайды — взаимодействие при приёме мяча на чужой половине поля, комбинационная игра при созидательном владении мячом, прессинг центральной группы соперника;
полузащитники-инсайды, опорник — комбинационная игра при созидательном владении мячом, прессинг центральной группы соперника.
Немного разобравшись с общими характеристиками и особенностями схемы, в следующей части мы продолжим — обсудим, какие игроки у нас сейчас в наличии в молодёжной сборной, чему эта схема их может научить, и вообще как 4-3-3 поживает в России. А потом пойдем по отдельным аспектам.
Пойду в фм нарисую, а то меня там все обыгрывают. Ща я им покажу кузькину 4-3-3.
Второй небезынтересный момент - отношение к результатам юношеский сборных.
Аленичев говорит, что без нацеленности на победу спортсмена не вырастить, Ван Линген - что нельзя гнаться за результатом. Непонимание, на мой взгляд, в том, что первый говорит об установке тренера команде, второй - о постановке задач руководством РФС перед тренером
Я бы только заострил чуть сильнее внимание на разнице 4-3-3 и 4-4-2 с 4-2-3-1. Хотя упоминалось почти про все моменты интересные.
Ну и еще все же немного не согласен с тем, что вингеры должны уметь обороняться - как раз в этой схеме это менее нужно, чем в остальных для этой позиции. За большю чсть этой работы отвечают центрхавы все же.
Имхо надо эксплуатировать техничность, и обратить хоть небольшое внимание на два аспекта: 1) дисциплинированность игроков, а не «дух победителя». На кой нам все эти победители, которые потом добиваются единственной цели - купить Порше и жениться на модели? дисциплинорованность в том числе и в плане зарплат 2) увеличение КОЛИЧЕСТВА футболистов и тренеров. строить залы, выделять гранты на создание футбольных клубов в городах с населением от 50.000 и ниже, создать ВНЯТНУЮ и ДОСТУПНУЮ каждому систему, при которой я, например, проработав 7 лет в милиции, бросил бы всё, заплатил бы деньги, отучился бы на курсах, и начал бы тренировать деревенскую команду, играющую в 5-й лиге, при этом моей команде не надо было бы ездить играть во Владивосток.
определение inside forward (полусредний) было актуально при наличии outside forward (крайний).
в 4-3-3 нападающие именно крайние, а на позиции инсайдов выходят полузащитники.
разумеется, крайний нападающий не обязан тащить мяч по бровке и вполне может сам атаковать с позиции инсайда,
но изначально он располагается все же на фланге, обеспечивая ширину, а не рядом с центрфорвардом.
Может голландец и лукавит, может Аленичев и прав в конкретном случае, но стратегически нам лучше следовать их плану. Поскольку у нас такового плана просто нет, а их вполне жизнеспособен.
Что до того, что все сборные должны играть по одной схеме, то сдается мне, мало кто из игроков, начинающих в, допустим, U-16, дойдет в итоге до взрослой сборной. Это не хорошо и не плохо, просто кто-то прибавляет после двадцати, кто-то, наоборот, заканчивает с футболом.
Кстати. в английских учебниках, не только в голландских, именно 4-3-3 предлагается, как ПЕРВАЯ схема, по которой нужно начинать играть с детьми по достижении ими возраста 12-14 лет, то есть того возраста, когда начинают играть 11 на 11. Вопрос, с чего бы это?)
С Сонгом не всё так просто - http://www.sports.ru/tribuna/blogs/mrachnost/124913.html
А вообще надо разъяснить: да, это не Плеймейкер а-ля Хави, Месси или Кака. Но это плеймейкер а-ля Пирло. Главная роль опорника здесь - это создание атаки, и гораздо реже - завершающий пас. Основная работа этих плеймейкеров - создание ситуации, в которой атакующая команда изначально получала бы мяч на чужой половине поля в выгодных позициях. К примеру, самая распространённая их задача - это стать звеном в цепи «фуллбек» - «полузащита» - «форвард». Не важно, как это играется - в Англии, Франции и Италии чаще идёт передача вдоль одного фланга, в голландской школе хорошим тоном считается опорнику «раскидывать» мяч по флангам, не важно. Есть, конечно, такие уникумы, как Пирло, которые на этой позиции умудряются входить в топ лучших плеймейкеров мира - но и он не отдаёт больше 6-8 голевых передач за сезон, его работа тоже заканчивается раньше - можно сказать, его задача доставить в удобную позицию мяч тому, кто отдаст последнюю передачу.
«Обобщив сказанное выше, легко прийти к основному выводу. К 16-17 годам мы получаем необразованного, невоспитанного молодого человека, который каждый день работает с нагрузками в двухразовом режиме и который футболом уже не может заниматься, потому что этот футбол, сами понимаете, где у него уже «сидит». Вот они наши таланты! »
Леонид Слуцкий, отсюда:
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/sluckiy/35032.html
а например здесь в продолжении
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/sluckiy/35032.html
он приводит такой факт: Роман Адамов с 17-ти лет не стал ни быстрее, ни резче!
Понимаете, о чем это? О том, что в 17 лет среди юношей он был просто супербизон! Но наша система подготовки юных футболистов построена так, что они выходят на пик физиологии в юности!! И часто проходят его навсегда! А его заграничные конкуренты продолжают развиваться и в 20 лет! Виноваты методики юношеских тренировок, где упор с 12 лет делается на физуху! И система спортинтернатов, считает Слуцкий.
И отличный блог. Печально, что я так поздно открыл его для себя.
http://www.youtube.com/watch?v=GnBpe2tBSdM&feature=related
правда, ТАК, кроме них пока никто больше не может...
Во первых эта тактика предпологает более-менее высокий прессинг соперника, по всему фронту атаки. Нападающие - инсайды опускаются в глубь, только в случае, если соперник основательно закрепился на чужой половине поля.
Во вторых, при включении в атаку одного из фуллбэков ( а в случае с Барселоной одновременно могут подключится и 2 крайних защитника), два центральных защитника чуть растягиваются, а образовавшуюся пустоту занимает опорник. Таким образом по эпизоду команда играет в 3 защитника. При этом подключившийся крайний защитник, инсайд полузащитник и и инсайд нападающий создают треугольник, таящий в себе угрозу (создание численного приемущества на участке поля). И, чтобы ликвидировать эту угрозу, игрок соперника атакующей линии обязан следовать за крайним защитником, а следовательно, при перехвате мяча, в зоне подключившегося крайнего защитника уже нет игрока, который бы мог развить контр-атаку. А передачу в свободную зону скорее всего перехватит ближний по эпизоду из трех центральных защитников.