5 мин.

Тень Пхенчхана над олимпиадой в Токио

Итак, главное свершилось: Независимый комитет WADA по соответствию (CRC) рекомендовал Исполкому направить РусАДА уведомление о несоответствии критическому требованию Международного стандарта (ISCCS).

В соответствии с процедурными правилами (о них я писал здесь), Комитет одновременно предложил Исполкому сделать ещё две вещи: утвердить серьёзные санкции (serious consequences) и условия восстановления. Собственно, эти два пункта сейчас больше всего и интересуют: рекомендации Комитета носят конфиденциальный характер, поэтому остаётся только строить предположения.

Сначала – о санкциях. Их выбор регулируется приложением В – Signatory Consequences (можно перевести как «Последствия для подписантов»). Напомню, что применительно к России речь идёт о совокупности двух фактов:

а) несоответствие национального антидопингового агентства;

б) несоответствие критическому требованию (самому строгому из всех возможных).

В Приложении сказано (п. В.3.1):

В случае несоблюдения одного или нескольких критических требований, когда подписант является национальной антидопинговой организацией –

1) страна не может принимать у себя ОИ, ЧМ и другие крупные спортивные мероприятия

и

2) флаг государства не присутствует, а представители этой страны исключаются из участия в ОИ-ЧМ до следующего аналогичного мероприятия или до восстановления (в зависимости от того, что наступит позднее).

Если по-простому – российские спортсмены не едут в Токио и в Пекин. Это, говоря юридическим языком, абсолютно-определенная санкция, никакой вилки возможностей у Исполкома здесь нет. Более того, в Приложении подчёркивается, что оно принято в целях предсказуемости установления последствий, иначе говоря – чтобы исключить двойные стандарты, коррупцию и субъективизм.

Но.

Это же Приложение говорит об определенной гибкости и возможности отступления от диапазона санкций в конкретных кейсах, с учётом тяжести нарушения и смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Поэтому весь разговор о перспективах участия россиян в двух ближайших Олимпиадах и чемпионатах мира можно свести к простому вопросу: будет ли WADA искать какую-то компромиссную формулу, чтобы смягчить недвусмысленные требования Стандарта?

Здесь огромное поле для спекуляций, и лично у меня есть следующие соображения на этот счёт.

Во-первых, целостность базы данных московской лаборатории является для WADA неким фетишем, священной коровой, имеет почти  сакральное значение. Здесь не только желание восстановить справедливость (речь идёт о десятках мошенников и, соответственно, сотнях пострадавших), но и репутация самого WADA, которое год назад подставило себя под шквал критики за проявленное к русским доверие. Борьба за базу продолжалась несколько лет, и получить вместо кареты тыкву – это совсем не то, чего всё это время хотело Агентство.

Во-вторых, речь идёт не о халатности или небрежности, а о масштабной умышленной фальсификации, которую в российских реалиях просто невозможно было осуществить без санкции из Кремля. Напомню, что весьма лояльный для России доклад Шмида при некотором желании можно трактовать как вывод о том, что российские власти недоглядели за отдельными нечистоплотными чиновниками. Сейчас ситуация принципиально иная. Тот, кто фальсифицировал базу, имел крышу, способную отдавать приказы руководству Следственного Комитета РФ.

Но и это ещё не всё.

Согласно пресс-релизу, рекомендации Комитета основаны на трёх источниках: отчётах отдела расследований WADA, мнении независимых экспертов и пояснениях российской стороны. А мы знаем, что российская сторона категорически отрицала факт каких-либо манипуляций базой, ссылаясь на некие технические причины несоответствия.

Так вот. Рекомендации Комитета говорят о том, что объяснения российской стороны категорически не устроили ведомство Гюнтера Юнгера и, в известном смысле, только ухудшили ситуацию. По сути, российские власти солгали уже дважды: чтобы скрыть первую ложь, придумали другую. Это в-третьих.

Наконец, Стандарт прямо требует, чтобы санкции были достаточными для того, чтобы мотивировать виновных изменить поведение. Простое житейское рассуждение говорит о том, что пхенчханская формула (наспех придуманная Бахом аббревиатура OAR) не сработала. Значит, нужно действовать жёстче. Это в-четвертых.

Резюмирую: и по закону, и по справедливости ни российского флага, ни российских спортсменов на двух ближайших олимпиадах быть не должно.

Однако для тотального бана есть очень серьёзные препятствия. Министр Колобков, срочно надев на себя овечью шкуру, не зря разыгрывает карту неприкосновенности чистых спортсменов, которые никаким боком не связаны с прошлыми и нынешними нарушениями. Государство ведёт себя мерзко и подло, паля по WADA из всех видов оружия и окружив себя кольцом беззащитных спортсменов. Ответный огонь только по государству просто невозможен, настолько крепко спортсмены к нему привязаны скрепно-бюджетными цепями.

Также нельзя не учитывать, что Стандарт соответствия – вещь новая, прецедентной практики по его применению пока нет, а это всегда оставляет широкое поле для политических телодвижений. Например, Томас Бах, имеющий в России экономические интересы и личный друг Путина, открыто выступает против полного отстранения россиян. Да, этот вопрос сейчас (в отличие от Пхенчхана) решает не МОК, но не будем забывать, что WADA наполовину состоит из представителей МОКа.

Да и не в одном только Бахе дело, МОКу объективно невыгодно отсутствие огромной спортивной страны, это прямые убытки от сокращения рынка.

Ещё больше трудностей тотальный бан может создать для отдельных федераций. Та же ФИФА вряд ли обрадуется перспективе исключать сборную России из числа хозяев и участников Евро-2020. Российские бизнесмены (Усманов, Лисин) имеют огромное влияние в своих федерациях, а в ряде видов спорта отсутствие россиян убивает половину спортивной составляющей.

Отмечаем абсолютную непричастность РусАДА к очередному позору, что также работает в пользу умеренных санкций.

Даже такая мелочь, как прохождение в тот же день и в том же городе встречи Нормандской четвёрки может косвенно повлиять на решение Исполкома.

Поэтому я абсолютно уверен, что прошедшая неделя была заполнена мучительными поисками выхода из сложившегося положения, и в Токио нас ждёт что-то похожее на Пхенчхан: без флага и гимна, с кучей дополнительных критериев, возможно – без упоминания России даже на форме.

Правда, в качестве компенсации сторонникам жёсткого подхода, России будут предложены более строгие условия восстановления РусАДА. Например, WADA может потребовать объективного расследования и наказания виновных, вплоть до создания совместной следственной группы. Ну и деньги, конечно, куда же без них. Благо, с таким профицитом бюджета можно каждый год сотни штрафов платить, превратив их в легальный подкуп западных партнёров.

Добавлю ещё, что в этот раз потенциальные разборки в CAS ничего не дадут. Порывшись в некоторых источниках, я теперь склоняюсь к тому, что арбитры не будут вникать в айтишные умозаключения, а сосредоточатся только на соответствии санкций и условий восстановления допущенным нарушениям. Впрочем, всему своё время.