3 мин.

Менеджмент в бюджетных клубах РФПЛ

idealnyiy menedzher

Футбол в современном мире стал бизнесом. Бизнесом большим и элитным. Им занимаются и развивают, получают прибыль и убытки. В определенные периоды испытывают спады и подъемы. При этом как и любой другой бизнес, организация (хозяйствующий субъект) а в нашем случае футбольный клуб сам на основании анализа конкурентной среды, внешних и внутренних факторов, принимает решение какую стратегию занять в данной конкурентной среде для получения максимальной прибыли и лучшего спортивного результата. Финансовое состояние клуба в данный момент для руководителей является настолько важным, что стали не редкостью продажи ведущих игроков прямым конкурентам за астрономические суммы. Примеров полно. Это реалии и будущее современного футбола. Любой, кто этого не понимает ископаемое. Все это актуально для ведущих лиг Европы.

 Что же мы видим в России. Современная РФПЛ это 4 частных клуба без гос. участия (ЦСКА, Спартак, Краснодар, Анжи) и 12 бюджетных клубов (Томь, Урал, Амкар и др.) Говорить о нацеленности на прибыль, самоокупаемость, на сбалансированность не приходится ни об одном из бюджетных клубов. При этом бывают зачастую ситуации настолько вопиющие, что логически понять их невозможно. Как пример: массовый отток игроков из Ростова свободными агентами. Правда есть интервью где один из игроков говорит об условиях подписания контракта. Но постойте, есть мировая практика, чаще всего Южноамериканская, когда клуб, не являясь достаточно заманчивым для игрока оговаривает в контракте, что условно 80% дохода от трансфера получает игрок, а 20 клуб.  Рассмотрим другую ситуацию, продажа Джикии тем же Амкаром в Спартак принес доход в сумме 15% от бюджета, который по слухам составляет около 13 млн $. Или переход Зинченко в Ман. Сити. За 3.5 млн $ и это уже 23%. Т.е. грамотно работая в РФПЛ среднему клубу можно получать сверхдоход от трансферов. И эти трансферы совершаются, но по каким-то причинам чаще всего без дохода для клуба. Неужели у большинства клубов нет целей по пополнению бюджета за счет продажи игроков. И ведь это удивительно, не так ли. Казалось, есть спрос на россиян, выращивай, продавай, развивай клуб. Но этого нет. Как пример Уфа с отличным результатом в турнире, но отсутствием интересных игроков для продажи.  А это в свою очередь и есть одна из проблем неэффективности лимита.

Теперь рассмотрим судьбу бюджетных клубов. Для примера возьмем Спартак-Нальчик, Аланию, Нижний Новгород, Ротор, Сатурн. Все эти клубы имели и светлые и не очень отрезки в плане результатов.  Но в плане финансовой, экономической самоокупаемости ни один из них ни на рубль себя не улучшал. Данные клубы действовали по принципу: есть деньги-трать. А ведь у каждого из них были периоды, когда и тренер ценился, и на игроков был спрос. Были возможности для создания нечто большего нежели убыточный бюджетный клуб. Пример Алании типичен. Чем? Агрессивная трансферная политика, увеличение расходов, перенасыщение состава средними игроками, негативный внешний фактор (вылет из РФПЛ), последующий уход спонсора, и как следствие банкротство. Все эти признаки были и у Динамо, а задолженность астрономическая и сейчас не погашена.  И откуда его погасить, ведь у клуба нет таких доходов.

Что же все это нам говорит? Говорит только одно, о финансовой неграмотности бюджетных клубов. О том, что ежегодно на каждый бюджетный футбольный клуб государство тратит миллионы $, а клубы в лучшем случае стоят на месте в плане финансовой самостоятельности. Т.е. стоит на месте РФПЛ.

Учитывая, что данная ситуация в российском футболе на протяжении десятилетий, возникает вопрос(вопросы). Почему государство занято лишь вопросами лимита. Основная же проблема в клубах. Бюджетных клубах.