8 мин.

Новая система «Ливерпуля» притупляет Энди Робертсона, но решение может быть найдено

Оставалось пять минут основного времени на «Молинью», когда Энди Робертсон ворвался в штрафную «Вулверхэмптона Уондерерс».

Он нашел Мохамеда Салаха на краю штрафной, принял ответный пас египтянина и вколотил мяч в сетку, забив гол, который завершил отыгрыш «Ливерпуля» и направил их к завоеванию еще трех ценных очков

Это был классический пример агрессивного, атакующего намерения Робертсона с позиции левого защитника с тех пор, как он перешел из «Халл Сити» в 2017 году, что поощрялось традиционной схемой Юргена Клоппа 4-3-3, которая требовала, чтобы оба крайних защитника шли вперед при каждой возможности.

Однако в контексте последних месяцев это была аномалия. Система «Ливерпуля» изменилась (по крайней мере, при владении мячом) на схему 3-бокс-3. Она изменила роли нескольких игроков, включая Робертсона.

Робертсон забил в ворота Волков, но его атакующие возможности были ограничены (Наоми Бейкер / Getty Images)

После того, как Трент Александер-Арнолд перешел на инвертированную роль «шестерки», на Робертсона было возложено больше ответственности за оборону, чтобы сформировать тройку защитников, располагаясь рядом с двумя центральными защитниками.

29-летний футболист признался, что пошел на жертвы, чтобы приспособиться к своей новой роли. Естественные индивидуальные инстинкты были сведены на пользу коллективу, и, учитывая, что «Ливерпуль» и их новая система теперь не проигрывают в 15 играх, начиная с прошлого сезона, никто не жалуется.

Метафорические наручники не слишком тугие — у Робертсона есть лицензия на продвижение вперед, обеспечение ширины и забегание за левого вингера — однако главное выбирать нужные моменты.

С тех пор, как он перешел из «Халла» в «Ливерпуль» в 2017 году, Робертсон занимает девятое место по общему количеству моментов, созданных для всех игроков Премьер-лиги, что подчеркивает его атакующее мастерство.

Моменты, созданные в АПЛ со 2 августа

Что касается голевых передач, то с момента своего прихода на счету Робертсона 63 голевых передачи за «Ливерпуль», и 53 из них пришлись на Премьер-лигу. Только Кевин Де Брюйне (74), Салах (62) и Александер-Арнолд (55) записали на свой счет больше голевых передач в высшем дивизионе за это время.

Однако в этом сезоне он еще не отдал ни одной. Фактически, его последняя голевая передача с игры пришлась на победу над «Манчестер Юнайтед» со счетом 7:0, после чего «Ливерпуль» сменил схему. С тех пор он отдал две голевые передачи (против «Ноттингем Форест» и «Вест Хэма») со стандартов. Может ли это быть совпадением?

Этот сезон предлагает лишь небольшой размер выборки по сравнению с полными данными сезона, но первоначальная тенденция подчеркивает разницу. В этом сезоне Робертсон в среднем совершает 18,2 касания за 90 минут в атакующей трети, что ниже, чем в любом другом сезоне в «Ливерпуле», и почти вдвое меньше, чем в среднем в сезоне 2019/20.

Точно так же с касаниями в штрафной соперника Робертсон никогда не опускался в среднем ниже двух. В этом сезоне он набирает в среднем одно.

Атакующее влияние Робертсона снижается

Самый результативный сезон Робертсона по результативным передачам пришелся на сезон 2021/22 — 15. Глядя на его тепловую карту, легко понять, почему.

Более половины — 57%, если быть точным — его касаний пришлись на половину поля соперника во время кампании в Премьер-лиге, поскольку он сыграл решающую роль в превращении «Ливерпуля» в такую мощную атакующую силу.

Однако его тепловая карта с начала этого сезона показывает значительный сдвиг.

Падение в процентном отношении подчеркивает изменение, но фактическое количество касаний еще более красноречиво. В верхнем квадрате справа от средней линии показатель упал с 15,8 касаний за 90 минут до 12 касаний. Чуть дальше его среднее количество касаний сократилось вдвое (14,1 против 7).

Это соответствует и оборонительной половине поля. В этом сезоне он в среднем совершает 30 касаний в двух верхних квадрантах слева от средней линии по сравнению с 21,2 за 90 минут в сезоне 2021/22.

Примечательно, что на участке, ближе к центру поля, его касания увеличились с 3,3 касания за 90 минут до 7,6, что свидетельствует о переходе Робертсона на более центральную позицию, когда «Ливерпуль» строит свою атаку.

В 15 матчах, которые он сыграл в новой системе «Ливерпуля» (он не участвовал в заключительной игре прошлого сезона против «Саутгемптона»), Робертсон создал 7 моментов с игры с коэффициентом 0,5 за 90 минут. Волки были первой игрой, в которой он зарегистрировал более одного созданного момента.

Это значительное падение по сравнению с его обычными стандартами — он никогда не создавал менее одного шанса за 90 минут в завершенной кампании в «Ливерпуле».

Созданные Робертсоном моменты с игры

Клопп объяснил это простыми словами в прошлом сезоне. «Мы не можем иметь одного крайнего защитника в центре поля, а другого — постоянно высоко на левом фланге, — сказал он.

Есть, конечно, некоторые предостережения. Этот сезон все еще находится в зачаточном состоянии, поэтому с его течением роль Робертсона может развиваться. «Ливерпуль» также играл вдесятером в двух из пяти матчей лиги, в общей сложности 90 минут игры. Это еще больше ограничивало атакующие возможности Робертсона.

Чтобы помочь расширить размер выборки, мы можем сравнить постсистемный переход после ничьей 2:2 с «Арсеналом» в 14 играх, которые Робертсон сыграл в своей новой роли. Тема остается прежней.

Однако игра с Волками доказала, что Робертсон не утратил своих качеств в атакующих зонах.

Смена расстановки «Ливерпуля» в перерыве, а также тот факт, что команда проигрывала, дали ему больше возможностей для атаки, и было легко заметить подъем в его игре, поскольку он неоднократно прорывался по левому коридору.

Роль Джо Гомеса в качестве инвертированного крайнего защитника была отменена, а Доминик Собослаи и Кертис Джонс глубже опустились в двойную опорную зону. Гомес был более сдержан, и эта повышенная защита позволила шотландцу лететь вперед.

Это вызвало у Волков проблемы. Луис Диас мог смещаться в центр, что оставляло место для Робертсона. Его движение без мяча по штрафной соперника выбивало хозяев из колеи, и Собослаи мог легко переключать игру — отличительная черта того, как «Ливерпуль» часто привлекал Робертсона к атакам.

Сразу же в начале второго тайма Робертсон выбежал из глубины после смены направления атаки в штрафную Волков пасом от Собослаи...

... и его кросс был смазан Диасом. Это задало тон тому, что должно было произойти.

Его средняя разница в позициях между первым и вторым таймами очевидна (Робертсон, №26, находится под номером №17, Кертисом Джонсом, на графике первого тайма).

Прошли те времена, когда две красные стрелки «Ливерпуля» одновременно летели вперед с позиции крайнего защитника при каждом удобном случае, но для команды важно, чтобы влияние Робертсона не было полностью сведено на нет.

Второй тайм против Волков предложил потенциальное решение, которое имеет ограниченный риск. Без Александер-Арнолда баланс было соблюсти легче.

Это не значит, что этого нельзя сделать с ним в составе. Вполне себе легко — Александер-Арнолд просто не идет на инвертируемую позицию «шестерки» при каждой возможности. Это добавляет еще одну точку атаки, которую противники должны учитывать. Предоставление Робертсону пространства в конечном итоге приведет к наказанию противников.

Насколько это будет эффективно — другой вопрос, но Клопп, похоже, нашел решение для того, когда Александер-Арнолда не будет на поле. Робертсон берет на себя обязанности крайнего защитника и может выглядеть как игрок, которого мы все знаем, без каких-либо ограничений или запретов.

Автор: Энди Джонс (источник)

Фото обложки: Адриан Деннис / AFP via Getty Images

Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.