6 мин.

Некоторые выводы по качеству судейства в премьер-лиге за прошедшие 25 туров

Стабильность судейства – главный критерий класса арбитра

Жизнь людей – череда правильных и ошибочных решений. В футбольных играх действует аналогичный принцип, где победы команд чередуются с поражениями. В судействе это закономерность не должна иметь место, так как одно дело, когда футбольные команды противоборствуют друг другу в спортивной борьбе, а роль судьи – грамотная и квалифицированная фиксация нарушений в этой борьбе. Поскольку общеизвестно, что фиксировать со стороны любые действия гораздо проще, если принимать непосредственное участие в событиях, поэтому у судей-фиксаторов не должна наблюдаться большая амплитуда колебаний в правильности принимаемых ими решений. Чем меньше амплитуда колебаний у арбитра, тем выше его класс судейства. Если от вратаря требуется в первую очередь не отражение мячей, летящих в «девятку», а недопущения случаев обычных рядовых промахов, то от судей требуется проведений матчей без серьёзных ошибочных решений, то есть показ качества судейства в оценочном диапазоне «хорошо – отлично».

Итоговым методом выступления футбольных клубов является количество набранных очков. Объективным критерием для оценки качества судейства должно являться отношение правильных судейских решений к ошибочным, ибо все отдельные качественные критерии (например, физическая подготовка, выбор места, управление игрой, жестикуляция) лишь качественно отражают суть происходящего на поле глазами и свистком арбитра. В этом критерии, естественно, должен быть учтён человеческий фактор, на который очень часто ссылаются судейские руководители, защищая и прикрывая проштрафившихся арбитров.

Все вышесказанное было учтено при проведении аналитическо-статистической работы за последние два сезона в играх команд Премьер лиги. Расчеты показали, что при пятибальной оценочной шкале допустимый процент брака в судейских решениях может иметь следующие параметры брака: оценка «отлично» до 12 %, хорошо до 15,5%, удовлетворительно до 20%, неудовлетворительно – более 20 %.

В своем блоге, начиная с первого тура, я рассчитываю КПР (коэффициент правильности решений) и соответствующий ему КПД приводятся по каждому арбитру, что позволит в конце этого сезона (за прошлый сезон рейтинг судей определен) вывести объективный рейтинг по всем арбитрам, то есть расставить их по лестничным ступенькам. Надо признать, что в передачах НТВ + «Свисток» и по спортивному каналу Россия мнения экспертов по отдельным решениям арбитров не совпадают с моими. Я вижу главную причину несовпадений в зависимости экспертов от судейского Департамента, а поскольку выступающие зависимые эксперты входят в руководящий состав судейских комиссий, то они, защищая честь своего мундира, и соответственно судейского Департамента стараются по возможности защитить арбитра или не рассматривать те игры, где судьи допускали грубые «ляпы». Вот там, где судьи принимают правильные решения, такие моменты смакуются и приподносятся в восторженных тоннах. Это очень напоминает потёмкинские деревни времен Екатерины II, но не отражает фактического состояния в судействе. Попытаюсь подтвердить это с помощью цифрового материала, в основе которого лежит фактор стабильности.

Без серьёзных ошибок, а к ним относиться неправильная фиксация или пропуск или не назначение пенальти, удаление или не удаление игрока с поля, неправильно забитый или правильно забитый и не засчитанный мяч. 25 игр этого сезона с оценками «4 и 5» провели следущие судьи: Алексей Егоров, Мешков, Лапочкин, Арсланбеков, Федотов. Интересная деталь: четверо из указанных молодых судей впервые в этом сезоне работали в премьер-лиге, а Мешков, самый молодой арбитр, лишь второй сезон. Без ошибок провел первый круг Юрий Баскаков, но он закончил практическую деятельность. По одной серьёзной ошибке допустили Казьменко, Вилков, Еськов и Харламов.

Ниже указывается количество серьёзных ошибок из общего количества проведенных игр (соответственно суммарно оценки «3» и «2») по остальным судьям премьер-лиги:

Алексей Николаев: 2 низкие оценки из 13 игр

Сергей Карасев: 3 из 13 игр

Альмир Каюмов: 2 из 11

Владислав Безбородов: 5 из 14

Станислав Сухина: 3 из 11

Максим Лаюшкин: 6 из 15

Игорь Егоров: 6 из 15

Вячеслав Попов: 5 из 8

(сведения о качестве судейства В. Петтая, ушедшего из жизни, не публикуются)

Сдали по сравнению с прошлым сезоном Николаев, Карасев, Безбородов, Лаюшкин, безбожно порет игры Попов, как в премьер-лиге, так и в ФНЛ. Все эти судьи носят высокое звание – арбитр ФИФА, кроме Попова участвуют в проведении международных матчей и вроде бы неплохо котируются на международной арене. Как то не здорово получается, а ведь должна быть обратная зависимость: качественно проводишь игры в России – получай зелёный свет для поездки за рубеж. Перезагрузка в судейской обойме явно необходима, но кто будет проводить ротацию, если патриархи судейства, корифеи, фактически вершители судейских судеб, в этом вопросе особой заинтересованности не проявляют, а руководствуются приятельскими отношениями, носящими далеко не спортивный и к тому же не принципиальный характер.

Нет необходимости в детекторе лжи

Картина безрадостная: каждая пятая игра заваливается, каждый футбольный клуб, в среднем, проведя на сегодня 25 игр, в пяти играх встречался с некачественным судейством, в котором либо он страдал из-за судейских «ляпов», либо страдал его соперник. Меньше всего от судейских погрешностей страдали следущие клубы: «Зенит», «Анжи», ЦСКА. Спортивный агент Владимир Абрамов в «Советском Спорте» высказал такую мысль, и она на самом деле имеет определённую закономерность, что величина бюджетов клубов определяет степень благосклонности к команде футбольной Фемиды.

Анзор Кавазашвили недавно возглавил комиссию по определению договорных матчей. Договорных матчей гораздо меньше, чем серьёзных ошибочных судейских решений, так как судейский участок с позиции сегодняшнего дня явно оголен и запущен. Где-то в начале лета было интервью Романа Павлюченко (кажется, в газете «Комсомольская правда»), в котором он говорил что при намёках на некачественное и предвзятое судейство необходимо использовать детектор лжи. В этом, Роман, нет особой необходимости, так как поминутное стенографирование игры квалифицированными и абсолютно независимыми экспертами обойдется значительно дешевле, будет гораздо проще и оперативнее и даст в результате достаточно чёткий и однозначный ответ на поставленный вопрос. Решение будет обнародаванно общественности и не потребует заседания конторольно-дисциплинарной комиссии. Так же одновременно будет получен ответ на вопрос достоин ли судья привлекаться к обслуживанию очередных игр, или он ошибочно попал в списки по настоятельной рекомендации заинтересованных в нем лиц.

А ведь все осуществить довольно просто, но вот пойдет ли на этот шаг высший судейский орган, который сегодня возглавляет Роберто Розетти? Откроет ли он завесу секретности и исчезнут ли «тайны мадридского двора», скрываемые от общественности? Знает ли президент РФС Сергей Фурсенко что происходит на самом деле в судействе и все ли его сегодня устраивает? Я могу говорить лишь о том, что Сергей Фурсенко, заменив Зуева и Будогосского, решил дать полный карт-бланш решать судейские проблемы футбольным «варягам», которым российский менталитет, не говоря уже о языке, не знаком и не ведом. Пока результатов в их деятельности не видно, но в подполье долго не усидишь, а говорить в полный голос они не спешат.

Не просто иностранцам поднять качество судей и наладить организацию проведения соревнований

Для иностранных специалистов в лице испанца Гарсии и итальянца Розетти добиться улучшения качества и организацию судейства в России просто непосильная ноша. Поскольку чтобы ее взвалить на плечи, надо в первую очередь разобраться и понять, что является первопричиной всех неурядиц в организации Российского судейства. Будет хорошо если они поймут, что в рамках громоздкой бюрократического-чиновничьей системы, где нет места здоровой конкуренции и прогрессивным новациям, их потуги обречены на неудачу. Когда наши высокооплачиваемые зарубежные гости это поймут, тогда будет найден ответ на вопрос как нам обустроить судейство и инспектирование в России. Что касается меня, то мне бы не хотелось чтобы люди старшего возраста, которых волнует судейская чехарда, с грустью вспомнили бы стихи поэта Некрасова: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».