11 мин.

Кто помогает Черчесову: Ромащенко дрался на поле, Гранеро ненавидит фастфуд, Паников 13 лет работал в «Спартаке»

В субботу Россия стартует на Евро-2020 – самое время поближе узнать тех, кто уже много лет помогает Черчесову и работал с ним еще до сборной.

Старший тренер Мирослав Ромащенко: закончил карьеру в 28 лет (а на самом деле в 25) из-за травмы мениска, играл почти на всех позициях

Ромащенко родился в Украине, но играл за сборную Беларуси. Его футбольная карьера получилась короткой: в сентябре 1998 года в матче против Дании он пошел в жесткий подкат на дряблом газоне и получил ужасную травму мениска – его заменили сразу же, на 40-й минуте.

6 операций и 3 года без футбола не спасли карьеру. Несмотря на действующий контракт со «Спартаком», Ромащенко покинул клуб: «Контракт – контрактом, но сколько же можно мучить себя и других? И так огромное спасибо руководству клуба, которое на протяжении всех трех лет, что я был в простое, исправно платило мне зарплату и финансировало лечение. Как говорится, пора и честь знать. Честно признался Романцеву, что травма все еще беспокоит, и лететь на сбор в Турцию и полноценно готовиться к сезону я не в состоянии. Следовательно, пришло время уйти».

Ромащенко надеялся перезапустить карьеру, но не вышло. Последний матч он провел в 25 лет, а из «Спартака» ушел в 28.

У Ромащенко-футболиста был непростой характер: «Завожусь быстро и вовремя не могу остановиться. Слишком вспыльчив. С одной стороны, это плохо, а с другой… В общем, я такой, какой есть». Когда Ромащенко было 19, он играл за белорусский «Ведрич». Однажды его команда горела в матче против могилевского «Торпедо», и Ромащенко решил сольно спасти ее, перестав замечать партнеров. Капитан Геннадий Шинкарев сделал Ромащенко замечание, но получил резкий ответ. Шинкарев ударил первым, а Мирослав ответил. Они подрались прямо на поле, их удалили, а потом футболисты получили длительные дисквалификации. Но конфликт быстро решили. «Сразу после той злополучной игры в раздевалке Гена подошел и извинился. С тех пор никаких проблем».

Карьера Ромащенко вообще была похожа на детектив. Он исчез из дубля «Днепра», а потом объявился в «Ведриче». Оттуда сбежал, чтобы оказаться в минском «Торпедо», но покинул расположение команды за сутки до подписания контракта. Потом Ромащенко очутился в Могилеве. Спустя полгода его уже там не было, хотя за 29 матчей в местном «Днепре» Ромащенко забил 26 голов.

В 1994-м в Могилев приехал президент «Уралмаша» Роман Приходько. Положив перед Ромащенко два пакета с деньгами, он позвал футболиста в Екатеринбург. Мирослав согласился. Он одинаково хорошо играл на позиции левого инсайда, центрального полузащитника, хотя в «Днепре» был форвардом, а в сборной – классической десяткой. После трех сезонов в Екатеринбурге его позвали в «Спартак», про который он рассуждал так: «Покорять Москву надо, а когда это еще делать? Такой шанс бывает раз в жизни».

Там Ромащенко обрел себя – стал спокойнее. После завершения карьеры Ромащенко дебютировал как тренер в системе красно-белых и начал работать с Черчесовым. «Когда я вернулся в Россию в 2006 году, Мирослав Юрьевич был в дубле «Спартака». Я следил за его работой, мы часто общались, существовал контакт между главным тренером и тренером второй команды. Чувствовалось, что есть потенциал совместной работы», – вспоминал главный тренер сборной.

С тех пор Ромащенко и Черчесов не расставались. Они работали вместе в «Тереке», «Амкаре», «Жемчужине», «Динамо» и «Легии». В 2016 году мужчины пришли в сборную России.

Тренер вратарей Гинтарас Стауче характеризует Ромащенко как человека, который живет футболом. Артем Дзюба рассказывал такую историю: «Мы обсуждали, как правильно прессинговать сербов, и Юрьич предложил очень замысловатый план. Наверное, даже не все поняли, что он хотел сделать. И, когда мы решили отказаться от этой идеи, Юрьич сказал: «Не хотите вы двигаться в Европу!» Очень показательный момент».

Экс-тренер «Ротора» Александр Хацкевич – хороший друг Ромащенко. Он считает, что Мирослав уже готов к самостоятельной работе: «У него есть свое видение, очень хорошая теоретическая база. Он был и главным тренером, и проводит очень хороший период в штабе Черчесова».

Тренер вратарей Гинтарас Стауче: в 17 лет попал в «Спартак», Бесков хотел сделать из него «второго Яшина». Знаком с Черчесовым уже больше 30 лет

Гинтарас Стауче родился в Литве, но уже в 17 лет оказался в системе «Спартака», а потом поиграл за «Галатасарай», «Дуйсбург» и греческий «Акратитос».

В «Спартак» его звал Константин Бесков, но Гинтарас сначала отказался – не хотел уезжать из Литвы и не очень владел русским языком. «Все у нас стремились попасть в «Жальгирис», это считалось вершиной. Поэтому про Москву даже мыслей не было. Я отказал, но мне сказали: «Ты обдумай все. Мы с тобой еще свяжемся», – вспоминал Стауче в интервью «Чемпионату».

Сначала в «Спартаке» все давалось тяжело – вокруг 17-летнего парня были взрослые профессионалы. Но Бесков верил в Стауче и говорил, что сделает из него второго Яшина.

Когда Гинтарас перешел в «Спартак», Черчесов оказался в «Локомотиве», так что познакомились они на год позже. Но потом «Спартак» получил предложение из Турции. Стауче хотели купить за хорошие деньги, и в клубе ясно дали понять – надо уходить. После Турции и Германии Стауче поиграл в Греции, где его обманывали, не платили зарплату и только кормили обещаниями. Устав от этого, Гинтарас уехал в Латвию и начал работать тренером вратарей в «Юрмале», когда еще был игроком, – писал программы для себя.

А потом Стауче вернулся в «Спартак»: «Мы с Саламычем вместе с 89-го года. В 90-м я стал вторым вратарем «Спартака». Я и учился у него, и подсматривал что-то. В ноябре 2006-го раздался звонок. Поднимаю трубку – Саламыч. Говорит: «Ищем тренера вратарей». Тогда они взяли Плетикосу и меня», – рассказывал Стауче.

Как и Ромащенко, Гинтарас уже не уходил из штаба Черчесова после «Спартака». «Мы одинаково все понимаем, поэтому нам несложно. Наши взгляды совпадают, а там, где не совпадают, мы спокойно находим истину», – говорил Стауче.

В штабе Черчесова Стауче всегда отвечал не только за подготовку вратарей, но и за стандарты. «Сейчас это легко – у тебя есть Instat, Wyscout. А раньше – я приехал, мне дали диск. Надо было выписать, кто куда бежал при стандартах. Я смотрел его пять часов и выписал только четыре стандарта, потому что ничего не было видно», – говорил Стауче.

Гинтарас постоянно повторяет, что вратарское прошлое Черчесова не мешает ему работать: «Если главный тренер стремится лично контролировать все участки работы, это означает, что его тренерский штаб очень плохой. Потому что нет доверия друг к другу. А где нет доверия, не может быть хорошей работы. Сборная – большой механизм. У нас есть и второй тренер, и тренер по физподготовке, и тренер по вратарям. И ни у кого нет оснований полагать, что Черчесов нам не доверяет».

Тренер по физподготовке Владимир Паников: поработал в ЦСКА после 13 лет в «Спартаке» (пережил 7 тренеров!), в штабе Черчесова со времен «Жемчужины»

В детстве Владимир Паников занимался легкой атлетикой, а после школы поступил в Коломенский педагогический институт и учился на факультете физвоспитания. Попасть в профессию Паникову помог случай: в «Советском спорте» он увидел объявление, что Университет физической культуры, спорта и туризма проводит день открытых дверей. Там он узнал, что в ВУЗе появилось новое направление – физическая реабилитация. Паников поступил туда и совмещал учебу в двух университетах, регулярно преодолевая по 100 километров на электричках.

Паников болел за «Спартак» и мечтал там работать. Во время практики он узнал, что одна из методисток знакома с доктором красно-белых Юрием Васильковым. Паникову снова повезло – «Спартак» искал второго массажиста. В марте 1996-го команда играла против «Алании», и после матча Владимир подошел к клубному доктору и спросил, можно ли попасть на работу в «Спартак». Васильков ответил, что перезвонит в мае.

Май наступил, но из «Спартака» не звонили. Перед выпускными экзаменами Паников решился на активные действия и позвонил Василькову сам. А тот ответил: «Как хорошо, что ты позвонил, а то я потерял твой номер телефона. Приезжай завтра на базу!»

До 2003 года Паников был массажистом в «Спартаке», а потом стал тренером по реабилитации. При нем в клубе сменилось 7 тренеров. Из «Спартака» Паникова убрали по решению Романа Асхабадзе, и тренер отправился в неожиданном направлении – работал в Астане. А уже в следующем году пришел в ЦСКА (его порекомендовал начальник команды Сергей Якунчиков – они вместе учились в Коломне) и стал там физиотерапевтом. Тогда Паников впервые поработал в паре с Паулино Гранеро – еще одним тренером сборной России по физподготовке.

Когда Станиславу Черчесову предложили место в сочинской «Жемчужине», он позвонил Паникову – они были знакомы со спартаковских времен – и предложил ему стать тренером по физподготовке. «Я сразу сказал: «Да, хочу». Ведь это была та самая работа, к которой я в свое время стремился», – вспоминал Паников.

После «Жемчужины» пути Черчесова и Паникова уже не расходились.

После Евро-2016 Паников сделал огромное исследование фитнес-активности сборных. Основные тезисы: русским игрокам не хватает мышечной массы (перед ЧМ-2018 тренер писал, что даже Саудовская Аравия лучше в этом аспекте), а жесткие ограничения в питании не помогают игрокам.

Еще несколько лет назад Паников отказался от кроссов на предсезонке и объяснял это так: «Во-первых, на них нет времени, когда каждая тренировочная минута на счету. Во-вторых, монотонный бег приносит не так уж много пользы футболисту, у которого работа во время матчей построена на рывках, резких торможениях, сменах направлений, разворотах и так далее».

Тренер по физподготовке Паулино Гранеро работал с женской сборной Испании по хоккею на траве. Он фанат технологий, в сборную попал при Капелло

В детстве и юности Паулино Гранеро играл в футбол (до 15 лет бегал на позиции либеро в «Полидепортиво», который курсировал между 2-й и 3-й испанской лигой), но до вершин так и не добрался. Потом он перешел в легкую атлетику – соревновался в беге на 3 километра и участвовал в кроссах по пересеченной местности. Затем Гранеро заинтересовался физической реабилитацией и в 1987 году поступил в Технический университет Мадрида.

Во время учебы Гранеро, как и другие студенты, мог ходить на тренировки «Реала» два-три раза в неделю. Тогда с мадридцами работал Фабио Капелло. «Я любил наблюдать, как он тренирует, как жестко ставит на место звезд: Шукера, Карлоса, Рауля, Касильяса. Потом я приходил на матчи и понимал, что Капелло – потрясающий тренер», – рассказывал Гранеро.

После университета Гранеро работал с женской сборной Испании по хоккею на траве, а потом уехал в Саудовскую Аравию. В ЦСКА о Гранеро узнали после рекомендации Хуанде Рамоса, который тогда только-только ушел из московского клуба. Гранеро не очень хотели отпускать из «Бетиса», но он встретился с Леонидом Слуцким и Романом Бабаевым в Стамбуле, где ЦСКА только что обыграл «Бешикташ». Слуцкий сразу же спросил у Гранеро: «Какой девайс вы используете, чтобы контролировать тренировки?» Испанец достал из сумки маленький GPS, а также рассказал, что его работа строится на анализах крови футболистов. «Современные технологии использовались далеко не везде, и я был удивлен, что этот молодой тренер из России с ходу интересуется такими вещами», – вспоминал Гранеро. Тогда с ним подписали контракт на полгода.

С тех пор ЦСКА трижды выиграл чемпионат России, дважды взял Суперкубок и один раз – Кубок.

В феврале 2015-го Фабио Капелло, за работой которого в «Реале» когда-то следил Гранеро, позвонил Паулино и спросил: «Ты хочешь работать в сборной?» Гранеро воодушевился, но ответил: «С радостью, но мой босс – Леонид Слуцкий, вам нужно разговаривать с ним». Поговорив с Капелло, тренер ЦСКА дал добро. Руководство клуба тоже не возражало.

Так Гранеро попал в тренерский штаб сборной, но с Фабио он поработал недолго. Гранеро не удивила отставка Капелло: «Атмосфера в команде в последнее время была не лучшей. Я ведь читал газеты, видел программы на ТВ – все говорило о том, что у нас проблемы. Есть результат – после поражения от Австрии мы поставили себя в тяжелую ситуацию и могли остаться вообще без Евро. Перемены были ожидаемы».

По инициативе Гранеро в сборной внедрили GPS-датчики, которые прячутся под черными жилетками футболистов на тренировках. С их помощью можно отследить не только состояние игрока (пульс, температура, степень обезвоживания), но и узнать показатели ускорений, торможений и частоту смены направлений движения.

«Если хочешь знать физическое состояние футболиста, нужно отслеживать мелкие детали. Мне очень нравятся новые технологии. Детально вижу работу на тренировках, технологии помогают ничего не упустить. Использование датчиков помогает предупредить травмы. Информирую медицинский персонал о малейших нарушениях в работе мышц и суставов, чтобы минимизировать риск повреждений, насколько это возможно», – рассказывал Гранеро в интервью.

А еще Гранеро жестко следит за питанием игроков. Он категорически запрещает любой фастфуд и следит, что футболисты покупают в магазинах. В ЦСКА на сборах он встречал игроков по пути из супермаркета и проверял пакеты. Если кто-то попадался, потом выполнял тяжелейшие упражнения.

Хочется верить, что такие методы помогут нам на Евро.

Россия на Евро будет играть в адаптивный футбол. Но для успеха надо разобраться с защитой

Черчесов поехал основным на Евро-1996. Привез гол с Италией и не выручил с Чехией, а Россия закончила последней в группе

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович, Юрий Стрелец, Виталий Тимкив, Алексей Куденко