4 мин.

Россия: спящий гигант футбола

 

Россия: спящий гигант футбола

«Зенит», Петербург, нанес поражение «Ростову» и оформил чемпионство в российской премьер-лиге – турнире, в котором клуб доминировал на протяжении большей части сезона. Это второй титул клуба в российской лиге (или третий, если считать чемпионство в прежнем советском чемпионате) и доказательство того факта, что мощные вложения, произведенные владельцем – энергетическим гигантом «Газпромом», принесли дивиденды.

Бывший государственный концерн по добыче природного газа – одна из крупнейших корпораций в мире по уровню рыночной капитализации – отнюдь не стеснялся перекачивать деньги в клуб, собрав прекрасную команду из российских звезд и дорогостоящих иностранцев. Правый защитник Александр Анюков, полузащитник Константин Зырянов и нападающий Александр Кержаков (самый забивной игрок «Зенита») являются известными спортсменами в своей стране. Клуб также потратил 30 млн долларов на приобретение защитника Бруну Алвеша, нападающего Данко Лазовича, вингера Алессандро Розину и атакующего полузащитника Данни…

Однако именно тренер Лучано Спаллетти, прибывший в декабре 2009 года, может быть тем фактором, который вывел команду на вершину. Г-н Спаллетти – его сдержанный стиль общения, пристрастие к развевающимся шарфам и лысая голова превратили его в культового персонажа для родной Италии – ранее сумел сделать клуб «Рома», при ограниченном бюджете, претендентом на титул в Серии А. Обладая креативным и гибким футбольным умом, он первым применил «лишенную нападающего» схему 4-6-0, которая основана на постоянном перемещении и непредсказуемых прорывах из полузащиты.

Несмотря на щедрые финансовые вложения, превращение «Зенита» в кириллическую версию «Манчестер Юнайтед» или «Реал», Мадрид, стало бы выдающимся достижением. Почти как в реальной жизни, когда речь идет о футболе, Россия давно борется за то, чтобы перестать быть окраиной Европы. В советские времена – несмотря на то, что СССР шел вровень с США на Олимпиадах и блистал в хоккее и баскетболе, – страна проявляла себя ниже своего уровня в футболе. Сборная трижды выходила в четвертьфинал Чемпионата мира (до 1971 года) и однажды, в 1966-м, вышла в полуфинал, где в спорном матче потерпела поражение от Германии. Советы справлялись немного лучше в чемпионатах Европы, выиграв самый первый турнир в 1960-м и трижды заняв второе место. Когда же дело доходило до клубного футбола, прежний СССР постоянно оказывался позади. Вот все, что можно продемонстрировать: три победы в ныне не существующем Кубке победителей Кубков, и даже здесь есть оговорка – тогда чемпионами стали не команды из России, а из Украины и Грузии.

Ожидалось, что ситуация изменится после падения коммунизма. И, на поверхности, все ингредиенты были на лицо. Возможно, население России сокращается, однако его численность по-прежнему примерно на 70 процентов больше, чем в Германии (следующей по величине среди европейских стран). В стране существует сильная традиция развития знаний во всех видах спорта и, особенно, в преподавании футбола. Возможно, сооружения и инфраструктура не первоклассные, однако это не мешало чеканить олимпийские медали в советские времена.

И, что очень важно, иные благоприятные факторы, не существовавшие во времена Железного занавеса, делают теперь успех в футболе в России более ощутимым. Первым таким фактором является группа сверхбогатых людей и компаний, которые хотят и могут финансировать клубы, как это делает «Газпром» для «Зенита». Когда речь идет о клубном футболе, богатый спонсор может все изменить – спросите об этом фанатов обоих миланских клубов, а также «Челси» или «Манчестер Сити».

Кроме того, престижные западные бренды стали теперь доступными для богатых русских потребителей, наряду с такими дорогостоящими иностранными футболистами и тренерами, как г-н Спаллетти. Ведущие российские клубы могут конкурировать со своими аналогами в Англии, Испании, Италии. Такие игроки, как зенитовец г-н Алвеш, бразильский нападающий ЦСКА Вагнер Лав, нигерийский форвард «Рубина» Обафеми Мартинс и шотландский вингер «Спартака» Эйден Макгиди не затерялись бы в составе английской премьер-лиги.

Наконец, некоторое значение имеет вопрос налогов. В России действует плоская шкала подоходного налога в 13 процентов, и это дает клубам огромное преимущество над их западноевропейскими аналогами, которые работают в жестких рамках 40 или 50 процентов.

И все же, несмотря на все сказанное, российские клубы по-прежнему отстают. Когда ЦСКА достиг четвертьфинала Лиги Чемпионов в прошлом году (потерпев затем поражение от «Интера»), это стало первым разом, когда российский клуб оказался среди лучших восьми команд со времен 1996 года…

Отчасти проблема состоит в самом российском сезоне, который длится с марта по ноябрь, в отличие от большинства европейских лиг. Это становится тяжелым бременем для клубов. Обычно игроки оказываются измотанными к концу групповой стадии Лиги Чемпионов. Если они выходят в лучшие 16 команд, то должны играть во время своего межсезонья.

Ситуация изменится, когда – после непривычной 18-месячной кампании будущего сезона – российская премьер-лига перейдет на сезон с августа по май, в период 2012-2013. Это не станет панацеей, но должно помочь – наряду с грандиозными финансовыми вложениями в стадионы и инфраструктуру, обещанными правительством, если Россия будет выбрана в качестве хозяйки Чемпионата мира 2018...

Дорога к европейскому доминированию является столь же долгой, как и продвижение России к нормальной ситуации за пределами футбольного мира. Но пока «Газпром» и сотоварищи готовы подписывать чеки, российские клубы будут только усиливаться.