5 мин.

«Безумец из Бергена». Как стать почетным гражданином за один сезон

Взгляните на этот замечательный стадион, точнее – на вид, который спрятался за ним. Здесь выступает норвежский клуб «Бранн». Он трижды становился чемпионом страны и еще шесть раз выигрывал кубок. Не сказать, что у «Бранна» обширная коллекция трофеев. Полки трофейного кабинета не ломятся, как у некоторых. Но вид у этих гор отменный, не правда ли?

В 1963 году «Бранн» выиграл чемпионат Норвегии и после этого почти на десять лет ушел в трофейную спячку. Дела шли не очень хорошо, и на горизонте не было человека, который мог бы изменить ситуацию.

Рэю Фриману не повезло с футбольной карьерой. Травма убила ее. Да и не сказать, что он был крут. Играл в «Кембридже», «Стивенидже», «Ромфорде» - вот эти два названия вам о чем-нибудь говорят, кроме того что они явно британские? – а также наведывался в США, где успел поиграть против Пеле и вместе с Вава – еще одним чемпионом мира. Потом – сломанная нога, сомнения на лице и вечный вопрос Чернышевского.

Но Рэй Фриман был умен, и кажется, что у него изначально был план Б. В 21 год он уже получил тренерскую лицензию – на курсах, кстати, преподавал Бобби Робсон – и таким образом стал самым молодым ее обладателем на тот момент. Не получилось как у игрока – пойду в тренеры: логичное решение многих футболистов. Но Фриману придется начинать слишком рано, ведь свою первую работу он получит в 27.

И почему такой солидный клуб, как «Бранн», пусть и находившийся в периоде застоя, решил довериться неопытному тренеру? Неужели настольно перестали уважать себя? Нет, просто послушали совета. В 1972-ом сборную Норвегии возглавил Джон Кертис, который знавал Фримана как игрока и имел представление о его лидерских качествах. И пусть норвежцы под руководством Кертиса были вялыми и безжизненными, его совет – Фримана в тренеры! – увенчался успехом, но об этом чуть позже.

«Бранн» и так пошатывало, как сарай из старых досок на ветру, а тут еще неприятность: лучший игрок команды – Роальд Йенсен – пнул судью на каком-то предсезонном турнире, вот его и лишили футбола на шесть месяцев. Йенсена в Норвегии иначе как «Книксен» не называли – то бишь жонглер. Однажды в матче с «Русенборгом» он снял бутсы и доигрывал без них, чтобы дополнительно унизить заклятого соперника. И даже дисквалификация не помешала Йенсену взять приз лучшего игрока сезона – а сыграл он всего 10 матчей.

Роальд Йенсен

Назначение Фримана было рискованным: он был младше многих игроков в составе. Да еще в другой стране. Британских тренеров в Норвегии тогда вообще не было. Позже газета «Goal» назовет Фримана «покорителем Норвегии», который проложил новый маршрут для тренеров с острова. Но ведь до него – зияющая пустота.

И не так успешно у Фримана все сложилось в чемпионате: только восьмое место. Но, как это часто бывает, неудачный сезон оказался спасен кубковым триумфом. Для «Бранна» кубок страны тоже был важен – последний раз брали его в 1925 году, вот и считайте.

«Это была забавная команда, - вспоминает Бьерн Даль. – Помню, на одной из тренировок я влетел в «Книксена», он сразу попер на меня и сказал: «Парень, больше так не делай». Затем ко мне подошел Рэй и сказал: «Бьорн, ну-ка сделай это еще раз». Я сделал. И вот так я заслужил уважение мистера Йенсена («Книксена»)».

Бьерн Даль был одним из игроков, на кого Фриман делал особую ставку. Тогда ему было всего 17. «Он увидел, как я играю за юношескую команду, и поставил меня в старт на место более опытного игрока, одно время выступавшего за сборную. Он сыграл важнейшую роль в моем развитии и в развитии других молодых футболистов», - говорит Даль.

Фриман умел четко доносить свои желания до игроков, при этом не переходя на брань. Он знал, чего хочет. Его хладнокровный стиль управления на тренировках заставлял молодежь уважать его и прислушиваться к тому, что он говорил. А вот во время матчей Фриман часто терял контроль, за что получил прозвище «безумца из Бергена». В норвежских газетах даже выходили забавные карикатуры.

Шесть матчей на пути к финалу были пройдены, оставалось главное сражение – против «Русенборга». Во всех шести играл Бьорн Даль, и играл классно. Но на финал Рэй Фриман припас оригинальное решение: оставить Даля в запасе.

«Он опасался, что я не смогу справиться с давлением переполненного стадиона в Осло», - говорит Даль. И при этом отмечает, что Фриман сообщил ему об этом корректно и уважительно, так что никаких обид после разговора не осталось.

Вместо Даля в старте вышел Эрлинг Миккелсен – куда более опытный футболист. Казалось странным отходить от своей стратегии в отдельно взятом матче. Но когда столько было поставлено на кон… В общем, Фриман предпочел довериться опыту и не прогадал: «Бранн» одержал победу со скромным счетом 1:0.

Этот успех привел к тому, что весь Берген возликовал и принялся с обожанием лелеять тренера. Его наградили статусом почетного гражданина – кажется, первым в истории Бергена.

Но еврокубковый поход, о котором так мечтал Фриман (особенно он мечтал обыграть «Арсенал», так как был фанатом «Тоттенхэма»), оказался куда прозаичнее и куда короче. Если в первом раунде «Бранн» снес мальтийский клуб «Гзира Юнайтед» со счетом 9-0 по сумме двух матчей, то попавшийся следом «Гленторан» положил конец норвежскому шествию.

Победа в кубке Норвегии оказалась единственным весомым достижением Фримана в футболе – и пусть неброским, но таким теплым и душевным.