13 мин.

Как в Аршавине Россию не признали

Пьяного Аршавина засняли исподтишка, как снимали и после провала сборной на нынешнем Евро с одной из самой культовых фраз, которая уже навсегда закрепится за Андреем Сергеевичем, как картофельные чипсы, скрипучий смех и образ суриката, который британцы посчитали дико схожим на русского легионера «Арсенала».

Почему русский был пьян - вопрос пропитанный наивностью аналогично с тем, как было с кальянной историей или сигаретной в хоккейной сборной. Наивностью о том, что футболисты или хоккеисты - представители стран и клубов с армией болельщиков по всему миру должны служить каким-то примером. Мол эталонами должны быть, а не заражать поклонников дуростью.

История с Терри, Капелло и капитанской повязкой – это история о том же влиянии репутации вне поля на перспективы в качестве игрока. Если Джеррард или Лэмпард совершенно заслуженно несут клейма верных дядек-кумиров, то Джону подобного уже давно не светит. А Аршавин из другой компании ньюсмэйкеров эпатажа, которые могут назвать в твиттере кого трансвеститом или на крайняк колхозом, а могут подраться с тренером на тренировке или очернить свою биографию историей с проститутками. Это даже не вариант самовыражения, а больше склонность. Вот Андрюха парень из таких, даже без твиттера справляется.

Есть и совершенно обратный пример и полный антипод. Если на нынешнем Евро повязку примеривал маленький русский, то четырьмя годами ранее команду выводил образец джентльмена на поле и вне - Сергей Семак. Богданович – примерный семьянин, отец шести детей, любимец всех и вся, поигравший по многу и везде, нигде не оставивший после себя какого-то презренного взгляда в спину с плевками в нее же. С ним ничего подобного по определению бы не случилось хотя бы потому, что ребята с камерами не поспеют - просто это было бы неожиданностью. Все равно что от Тарантино ожидать, когда он снимет слезливую мелодраму. Мы уже давно знаем, каких слов от него слышать – все довольно манерно и доходчиво, без подколов или эпатажного стеба в чей-то адрес, ничего громкого и все в уважительном стиле ко всем – судьям, игрокам, командам, тренерам. Так же и в делах, игре и поведении на поле. Но ведь это дико скучно – если говорить о событийности и рассматривать его как героя лент новостей – не бомбит. Нет, ничего против Семака не имею – наоборот, это мой самый любимый футболист, который когда-либо защищал цвета «Рубина». И такие лица нужны не только футболу, но и стране в целом. Просто тут встревают иные мотивы. Семак – это другой формат, завсегдатай других рубрик и изданий. Например, семейных изданий. Он может и мог бы оказаться в пьяном виде, а может и хотел бы - ну не исключено ведь, но статус уже настолько врос и прижился, что скорее Павлюченко наконец снимут с микрофоном и рюмашкой за хороший кэш от Уткина, чем Богданович хотя бы просто будет замечен в подобном заведении.

Лайф ньюс никогда не будет интересен Семак, если он вдруг не назовет своего тренера уменьшительно-«ласкательно» или заведет с болельщиком терку про то, кому лучше сидеть дома, а вот Дзюба или Широков – вот их формат. Нет, это даже всеобщий формат. Мировой по сути, ибо самый рейтинговый.

Околофутбол в последние года 3-4 стал куда ближе к футболу в плане интереса масс: реплики Бартона читают и комментируют чаще, чем смотрят игру его команды в Лиге 1. Бьюсь об заклад, что вы твиттов англичанина прочитали на порядок больше, чем искали французскую сопку игры «Марселя». Вы возможно подсели на «Сандерленд», потому что Ди Канио – самый форматный из всех возможных в плане эпатажа и выходок в последние месяцы. Не сомневаюсь, что и рейтинги матчей котов резко подскочили. Это то, что любит нынче народ - остренькое. И видео с тренировок или сборов никогда не наберет больше просмотров, чем диалог Романа в Казани, Валеры о перспективах на рынке или реплик Артема – «пипл не хавает». Ретвитов порой больше, чем людей на стадионах, а просмотр того или иного перцового видео перекроют рейтинг условного матча двух не самых последних команд чемпионата большой пятерки.

За три дня видео матерящегося у ночного клуба (хотя он и у футбольного такое может вытворяет – кто там в Колни на шлагбауме?) под шафе Аршавина набрало почти 900 тысяч просмотров на ютубе и уже завтра-послезавтра найдет миллионного зрителя. Покер Аршавина, который четыре года набирал свои полмиллиона, меньше чем за 72 часа был обойден, а новая выходка уже в одном ряду с Аршавиным поющим и смеющимся. К вопросу о том, что больше востребовано: футбол или то, что около в соц сетях и масс-медиа, без шума и заснятое на скрытую камеру, затаившуюся где-то в руках любопытного оператора, жаждущего сорвать куш востребованности.

Нет, не сегодня все это случилось, конечно. Постепенно и даже не хаотично. Гейтс и Джобс перевернули мир, а он не сразу, но покатился в бездну, где в интернете человек проводит больше времени, чем спит. А раньше у нас был только еженедельный «Футбол» с результатами матчей на последней странице и мини-плакатиком игроков за отличия в поле, а не вне. Еще мы с упоением смотрели «Футбольный Клуб», где Уткин еще помещался в экран и не особо нуждался в охране, а разбавляли все это «Футбольным обозрением» с Перетуриным. И не было ни весточки о выходках того или иного кумира, за редкими исключениями – нашим ютубом был канал «Спорт», светлая ему память, а твиттером - стена в подъезде. В школе подтрунивали за, например, неумение играть в футбол или хотя бы отсутствие футбольного мяча, а сегодня за то, что у кого-то нет айфона или если он не «зареган» вконтакте и еще не подписан на МДК с мемами. Наверное, это уже естественно. И футбол просто не стал исключением, как бы того не хотелось. А то, что нынче стало более потребляемым и пошло на конвейер в рядах СМИ.

Видео про Аршавина или другого эпатажного любимца сводок наберет свой лям, хотя бы потому, что сегодня большинство смотрит «Удар Головой», грезя об обнаженной Шадриной после голов Бухарова, Сифреди как символе РПЛ и так же аппетитно хавает вопли Кушинашвили. Никому уже не интересно слушать того же Талалаева с его экспертным мнением на то или иное, потому что Бубнов заведет свою песню про ТТД и так же войдет в рейтинги просмотров после очередной истерики, только упомяните Лобановского всуе. Нет, раньше трава не была зеленее, хотя сейчас при слове «трава» думают совершенно о другом. Сняв ограничения, видимые и невидимые, истинным стало то, что вкуснее сегодня будет пища, что подается в скандальной рубрике с перцовой подписью «ШОК». Мемы теперь набирают столько же плюсов, сколько в среднем Василий Уткин с новой статьей (разрешаю бросать в себя камни), а интервью «блиставшей умом» жены Жиркова находит больше отголосков и реакций, чем фэйл ее мужа в камеди клаб.

История с Аршавиным – пазл в общую мозаику все этой паутины околофутбольного медиа.

«Пьянь» написал Вася Пупкин, «позор» продолжил Пупа Васькин – оба правы по-своему. Я даже не сомневаюсь в том, что они может и ни капли в рот не принимают и образ жизни ведут самый праведный и здоровее любого профи. Но даже они будут ведомы на перец только потому что, это уже тренд на десятки лет. Но тогда я сомневаюсь, что они видели, как бегал Сергеич с «Редингом» аж 120 минут с первой до последней, как заведенный в былые годы, или как выйдя из глухого запаса (заслуженно туда попав, наверное, но не об этом сегодня) и исполнил победный кросс, когда после сутолоки во вратарской занес снаряд Артета в ворота Жулио Сезара, и как он же мог забить четвертый победный «Фулхэму», когда пенальти заработал тот же «пьяница и гуляка». Это в сводках и массово не тиражируют. Все равно, что монотонное толкование лучшего тренера марта слушать – скучновато и без претензий на зашкаливание счетчиков посещений, пусть и информативно.  

А в неглиже мы ведь все бываем время от времени. Просто нас некому снять, а если и есть друг-оператор, то круг просмотров этой компанией и замкнется. Но мы не так требовательны к себе и прощаем себе выходки, некоторые даже пуще. Возражения про статус фигуры и медийность зачтутся только если мы перестанем после промаха говорить, что и сами бы попали за такие-то деньжищи. Так и им ничего не мешает напиться, как нам – люди же, не киборги, пусть и походят иногда. Все упирается только в имя и будь Ионов там же, и звезднее, то набрал бы свой миллион и не только просмотров. Хотя какие его годы.

Но суть сводится к тому, что после покера и гола в очко Ван Дер Сару появляться бухим – это грустный финал красивой и яркой истории, а все последующее – лишь отголоски в одних и тех же тонах заката карьеры.

И я эту историю принял бы в любом виде, но на самом деле в другое окончание и не особо верилось. Это кажется типичным. Да, Аршавин – лучшее, что было с российским футболом за последний десяток-чуть меньше, так же как и одно из худших явлений, что с ним могло произойти за последние годы в плане репутации и мнения за рубежом. Олицетворение одной и той же эпохи – рассвета и заката оной.   

Определенно, медийное лицо несет какое-то бремя образца и примера для кого-то: подрастающему поколению, ровесникам, ну и просто – стару и младу. Семак как раз захватит все слои и равномерно получит одобряющее – «вот это мужик», «хочу от него детей» и так далее. Но если бы все были, как Семак, то футбол в России стал бы скорее отдушиной, а не зеркалом. И Аршавин – это и есть истинная Россия. Это я и ты, и угрожающий калмыкам Путин, снятый так же исподтишка, когда вроде и камер включенных не должно было остаться, но свой охотник за перцем найдется где угодно. Это нормально.

Наши ведь не случайно говорят перед игрой с испанцами, бразильцами, голландцами, «Барсой» или «Реалом», «Челси» – «они простые люди, две руки, две ноги, голова – КАК МЫ», простые ребята, если не ходить глубоко. И если вы хотите видеть в Аршавине эталон и образец личности (а вне поля это футболист во вторую очередь), то запишитесь непременно в клуб любителей АвтоВАЗа, пересядьте с Мерседеса на Калину, к примеру, ну и смените своего яблочного афоню на наш сенсорный кирпичик, представленный Евтушенковым – будьте уж до конца честны. Зато ни намека на двойные стандарты.

Зачем костерить и парафинить Аршавин, если он ведет себя в устоявшейся норме, где комментатор может назвать кого-то долбоебом, или ссыклом публично в своем микроблоге, а затем спокойно работать в эфире матча и разбрасывать красочными литературными аллегориями (а что бы делал Озеров, будь у него твиттер там, в его тихой и не скандальной эпохе?). А я вот могу это написать без звездочек и цензуры и все вроде по наитию – так и должно.

Аршавин совершенно обыденно напился. Типично матерился, как и тысячи каждой ночью в ночных городах страны. Кидался на кого-то и искал приключений, как и вся пьянь под градусом необъятной. Не без повода явно, как и мы порой. Играть не дают, виноват тоже сам, сборная уживается без него, на островах все так же подкалывают, но уже не сурикатом, а покруче. То в Азербайджан сватают, то вообще гонят искать гвоздик на стенке – ну как тут не пригубить? И Андрей-то не поменялся. Локации, время, место, восприятие (из капитана и надежды страны в лавочника и дублера «Арсенала»), а он тот же. В этот раз просто не организовали и пришлось вылезти в свет. А сколько таких, кто дома втихомолку или аккуратно без попаданий под объектив? Не думаю, что мало.

К чему все это.

Я вот видео и сам с охотой посмотрел, как только увидел название. Вот так же ведом на этот перец, как и все. Нас так уже приучили, приспособили – хавать. В меньшей или большей степени – не суть. Мне от этого не страшно и не больно. И склонять пафосно к тому, чтобы все вновь взялись дружно за руки и окунулись в ту эпоху, без доступного интернета на каждом углу с вай-фаем и такой же информации, без твиттера и ретвитов с реплаями, это утопия. Так уже должно быть, завелось и закрепилось, как ни крути. Следует просто это смиренно принять, но не забывать о неком внутреннем фильтре.

И я прекрасно помню 21 апреля 2009-ого - ровно четыре года назад, когда Черданцев бился в конвульсиях в ночь буднего вторника, вызывая специальную машину, а последний раз он так же трепыхался у микрофона чуть меньше год до того, когда Аршавин рвал Голландию Ван Бастена и вел Россию Хиддинка к бронзе. Ссвоеобразный юбилей - покер годов покеру голов.  

Отмечать эту дату так же, как Андрей Сергеич в начале недели далеко не обязательно (хотя при желании – «комон», конечно). Может это и был его повод залиться, кстати. Понятно, что обожание Андрея в массах уже давно растаяло, как масло на солнце. Но нужно все-таки менять угол зрения и призму. Через десятки лет Аршавина все равно будут помнить не за околофутбольные приключения, а лишь за футбол. Он, конечно, загубил себя. Он, конечно, мог бы добиться куда большего и высшего – у него было все для этого. Его потенциал вряд ли был соизмерим, а истинные возможности нам так до конца и неизвестны.

Вот мы в таких случаях говорим об олицетворении и представительстве – лицах и символах нации, но в течении недели нас представляла плоть от плоти родины-матушки, в которой такие же таланты и хорошие люди в большинстве своем тратят свой потенциал не всегда туда, куда можно и следовало бы. Ничто так не тешит национальную гордость, как Лада, обгоняющая Мерседес. Аршавин так уверенно давил педаль газа в пол, и обошел не только мускул кары немецких конструкторов, что засел в русской душе толикой надежды на лучшее, с верой в то, что появился герой и именно он вытащит сборную, заделает репутацию нашему футболу, имидж. Но чем больше мы возлагаем, тем чаще все это по итогам катиться в тартарары. Андрей не стал исключением. Скорее ярким примером того, что с нами бывает только так и реже иначе. А в конце подытожил, что неоправданные ожидания - проблемы лишь ожидающих. И в чем-то прав.

Но ведь это была хорошая попытка, вполне годная, а для кого-то и удачная, впрочем – как посмотреть. И пускай мы тут немного разочаровались в нем. Взгрустнули, что оказывается он такой же, как мы все тут, с тем же лексиконом под градусом, с таким же отношением пофигизма на то, как то или иное будет выглядеть в чужих глазах, или как потом придется отвечать за сделанное. Разница лишь в том, что лицо его поболее знают и самую малость, может, щеки его краснее, чем наши.

Вот у британцев в массы ушло выражение «играй, как Бэкхем» и будет жить еще долгие годы. А «живи, как Аршавин» - сегодня это как раз про нашу действительность. Потому что Семака не любить невозможно. Это иные и нетипичные цвета. Аршавин – не контраст, а та же палитра белого, синего и красного. Ваш сосед такой же, приятель с курса, коллега по работе и даже ваше чадо скорее всего будет или являеется таким же. Вы полюбите его черненьким, ведь беленьким его кто угодно полюбит.