9 мин.

Трехэтажный «Матч». Каким должен стать новый спортивный ТВ-канал

Суббота, 31 октября. 23.05. «Интер» – «Рома». Последняя спортивная трансляция в истории телеканала «Россия-2». Того самого, что существовал 12 лет – сначала под брендом «РТР-Спорт», а потом и под тем, который закрылся с 1 ноября. За следующие три года «Газпром-медиа», Дмитрий Чернышенко и Тина Канделаки попытаются доказать, что спортивное телевидение в России может быть популярным, а созданный ими субхолдинг «Матч ТВ» – это не гигантский крематорий для прожигания инвестиций.

Матч ТВ

Все на 51-й этаж

Нет занятия грустнее, чем бродить по коридорам умирающей редакции. Здесь, на Шаболовке, в четырех корпусах, где квартировала спортивная дирекция ВГТРК, наверняка еще помнят надрывный голос Дмитрия Губерниева или звонкие призывы к футбольной сборной России Владимира Стогниенко. Но траура уже нет. Это три месяца назад для 475 сотрудников «России-2» известие о закрытии канала стало шоком. Потом возбуждение сменилось апатией, и те, кого не взяли в новый проект, свыклись, что оставшиеся недели участвуют в тихих похоронах.

Но в коридорах Шаболовки при этом нет следов панического бегства. Возможно, потому что и раньше от спортивной дирекции ВГТРК не веяло достатком и благополучием: небрежно замазанные краской казенных цветов коридоры, похожие на склепы телевизионные аппаратные, из дыр в стенах которых лезет войлок звукоизоляции, мутные крошечные 17-дюймовые окошки-мониторы, глядя на которые комментаторы должны были озвучивать картинки с матчей.

Денежный «Матч ТВ» не мог существовать в декорациях такой бедности. Еще неделю назад Тина Канделаки призналась, что пришлось вложиться и в создание телестудий, и в технику стоимостью в 150 млн долларов, которая осталась после показа Олимпиады в Сочи.

Телевизионная редакция переехала в Останкино. Дирекция субхолдинга и интернет-редакция обосновалась на 51-м этаже одного из небоскребов Москва-Сити. И арендные платежи за место в самой дорогой офисной резервации столицы еще раз должны подчеркнуть безмерные финансовые возможности «Матча».

«Кто я? Что я?». Узнайте, кто вы на «Матч ТВ»

«И пусть в меня не верит никто»

Из-за них проект уже назвали телевизионным «Анжи». Тем более что делают его примерно те же люди, а Тина Канделаки — снова их руководитель. Во время презентации канала показалось, что для нее это прежде всего личная история: слишком много Канделаки говорила про критику и про веру в нее и ее команду.

«Болельщики — сильная аудитория, они будут меня критиковать, и я к этому готова. Но прошу делать скидку на то, что мы только учимся и постоянно стремимся к лучшему, — жаловалась Тина со сцены. — Еще мне говорили, что не получится у меня, потому что мир спорта — мужской мир».

После эмоциональной речи зазвучал гимн «Матч ТВ» со словами «И пусть в меня не верит никто,/ Но я готов поспорить с судьбой./ В сотый раз, как и сто раз до этих ста,/ Земля закрутится, как мяч, – это финальный матч,/ Твой самый главный матч». Гимн телеканала – вообще странная штука. Никто не слышал гимна НТВ, Первого или «России-24», не говоря уже о ESPN. 

Но и тут стало понятно, что это не столько гимн канала, сколько его руководителя. Финальный матч, впрочем, может оказаться длительным. Приглашенным в проект давали понять, что итоги его будут подводить не раньше 2018 года. А до этого топ-менеджмент «Матча» может чувствовать себя в безопасности.

«Если бы я попал на необитаемый остров с банкой тушенки и Филом Невиллом, то съел бы Фила Невилла и разговаривал с тушенкой». О чем говорят в самых популярных в Европе футбольных программах

Три комментатора на игру

Как и «Анжи», «Матч ТВ» постарался собрать лучших комментаторов страны, и ему это удалось. Суммы контрактов, которые мелькают в частных разговорах работников нового канала, смотрятся дикими на рынке спортивных медиа. Если им верить, то самый высокооплачиваемый комментатор «Матча» будет получать 1 млн рублей. Зарплаты комментаторов складываются из двух составляющих: первая половина – фиксированный оклад, вторая – премия, которая выплачивается, если сотрудник провел за месяц 15 эфиров. В них входят и работа в кадре во время разных программ и ток-шоу, и, само собой, непосредственное комментирование игр. Поэтому на матчах чемпионата России по футболу теперь будут работать трое комментаторов: двое наверху, в кабине, один – внизу, возле поля. Это самое заметное нововведение, которое привнес американский продюсер Чарльз Коплин. Он два десятка лет работал на американском телевидении, отвечал за программирование в Национальной футбольной лиге, а с 2010 по 2013 год был вице-президентом НХЛ. Но что он делает на «Матче» никто понимает.

Всего в субхолдинге будут работать 1200 человек. Но повышенные ставки только у топ-менеджеров, а также лиц и голосов канала. Рядовые сотрудники – техники, административные работники и прочие – получили примерно те же зарплаты, что у них были в ВГТРК или в «НТВ-Плюс». Но в любом случае заработный фонд – это далеко не самая крупная статья расходов «Матч ТВ».

Вечерний Бубнов. Как зарабатывают футбольные комментаторы и эксперты

6,5 млрд за права

Сколько «Газпром» потратит на запуск «Матч ТВ» – неизвестно. На прямой вопрос еженедельника «Футбол» председатель правления «Газпром-Медиа Холдинга» Дмитрий Чернышенко озвучил лишь сумму, которая будет в следующем году потрачена на закупку телевизионных прав, – 6,5 млрд рублей. Когда кто-то из журналистов попросил подтвердить или опровергнуть, что бюджет «Матч ТВ» составляет 27 млрд рублей, Чернышенко улыбнулся и заявил, что эта сумма много меньше.

На сколько меньше, так и осталось секретом. Для сравнения, ВГТРК в 2015 году должна была получить от государства 23,38 млрд рублей. Но это вся компания, в которую на момент бюджетирования входили не только спортивные «Россия-2» и «Спорт», но и основная «Россия», «Россия-24», «Культура» и множество других региональных, цифровых и прочих каналов, а также полдесятка радиостанций и многочисленные филиалы.

«Матч ТВ» – не такой крупный холдинг, но размах Тины Канделаки впечатляет. Планируется, что федеральный канал – это будет лишь витрина целого семейства платных цифровых каналов. Который раньше все знали под брендом «НТВ-Плюс». На презентации холдинга Дмитрий Чернышенко показал слайд, из которого можно понять, что это будут за каналы: «Матч [Футбол]», «Матч [Хоккей]», «Матч [Биатлон]», «Матч [Боец]», «Матч [+]», «Матч [Авто]», «Матч [Мото]», «Матч [ГТО]». Все это заработает не раньше нового года. А пока вся система каналов «НТВ-Плюс» остается прежней.

МатчТВ

СЭ за 12 млн долларов

Но основное, что официально анонсировал Чернышенко, — «Матч-ТВ» не остановится на телевидении. Субхолдинг открывает свой интернет-портал. Запуск планировался 1 ноября, но пока отложен на две недели и, возможно, заработает не раньше декабря. Скорее всего, из-за этого все еще жив портал Sportbox.ru. Его «Газпром-медиа» купил у ВГТРК в нагрузку за 20 млн рублей и собирался «грохнуть», чтобы не плодить конкурентов. Жизнь внесла коррективы. Создать за три месяца интернет-площадку, на которой можно разместить такое количество видеоконтента, оказалось невозможно. И на презентации Чернышенко заявил, что «мы будем поддерживать Sportbox».

«Матч» планирует купить и бумажное СМИ, и радиостанцию. «Я тоже считаю, что должно быть то, чем можно пошуршать», – подтвердил Дмитрий Чернышенко намерения в отношении бумажного издания. Но отказался подтвердить, что «Матч» нацелился на приобретение именно «Спорт-Экспресса».

Матч ТВ

Сразу три источника, близких к газете, подтвердили еженедельнику «Футбол», что переговорный процесс идет. Примерно в то же время как стало известно об интересе «Газпром-медиа» к СЭ (называлась даже сумма сделки – 12 млн долларов), глава ресурса Чемпионат.сom Дмитрий Сергеев рассказал, что «Матч» заинтересован в покупке газеты «Советский спорт». «Это мне кажется более логичным, если холдинг хочет дополнить свою базу прессой с большим охватом в регионах», – заявил он сайту Roem.ru.

О ком говорят женщины. Топ-10 самых сексуальных игроков чемпионата России

«Быть не хуже «России 2»

Сколько бы ни вошло СМИ в субхолдинг «Матч», об успешности его будут судить прежде всего по рейтингам федерального канала «Матч ТВ». «Наша задача на первый год – показать цифры не хуже, чем у «России-2», – заявил Дмитрий Чернышенко в ответ на вопрос еженедельника «Футбол». Но скорее всего, это задача-минимум. Обогнать полудохлый канал с фильмами Сигала, у которого «Формула-1» – самый ценный телеактив, не может быть пределом мечтаний такого амбициозного проекта.

В последнюю полную неделю октября доля «России-2», по данным TNS, составляла 1,8 процента. Это лишь 14-е место в списке самых рейтинговых каналов. Такие же цифры у «Диснея», а впереди оказались даже «Карусель», «Звезда» и «Домашний». Но внутри компании считают, что стратегическая цель «Матч ТВ» – доля 6 процентов и место в пятерке, вслед за Первым каналом, «Россией», НТВ и, возможно, ТНТ.

Для этого закуплены права практически на все спортивное, что смотрят в России. Пока открыт только вопрос с НХЛ и НБА: на канале сомневаются, что в стране много людей, которые готовы по ночам смотреть американские лиги. А чтобы как-то упорядочить трансляции, придумано, что определенный день будет для определенного вида спорта. Например, понедельник – это день хоккея на «Матч ТВ». Суббота, воскресенье – футбольные дни. Пятница – день бокса и единоборств. Планируется, что в эти дни тема прилепленных видов спорта будет сквозной во всех программах.

Практически все телеправа у «Матч ТВ» — эксклюзивные. Но большие события – чемпионаты мира и Европы по футболу и олимпиады – «Матч ТВ» будет показывать в компании Первого канала и «России».

Матч ТВ

«Все на матч!» и «Мамы в игре»

Создателям канала, похоже, понятно, что одними лишь спортивными трансляциями требуемых цифр не достичь. Поэтому ставка сделана на то, что будут показывать между ними, – на ток-шоу, авторские программы и документальные фильмы. С их помощью «Матч ТВ», видимо, хочет перетянуть аудиторию с других каналов. В этом главная опасность: придется делать такие программы на грани – так, чтобы было интересно тем, кто спорт раньше не смотрел, и не противно тем, кто это делал всегда.

Пока же основная сетка держится на 5-минутных выпусках новостей и центральном шоу канала «Все на матч!». Оно выходит три раза в день и, как комментируют сотрудники «Матч ТВ», там будет «студия с дополненной реальностью; эксперты, прогнозы, звезды спорта и т.д.».

Дальше будут запускать и другие программы. В официальных документах значится, что целевая аудитория канала – мужчины и женщины от 14 до 44 лет. Так что огромный пласт традиционно телевизионной аудитории старшего поколения «Матч ТВ» оставляет за бортом. Кроме того, те программы, что Тина Канделаки показывала на презентации канала, – «Мамы в игре» и так далее — показались слишком женскими для болельщиков. Но если идея сделать «женский спортивный канал» сработает, это будет прорыв и победа.

Результативные передачи. Андрей Вдовин – о спортивном ТВ

Текст: Андрей Вдовин Фото: Андрей Вдовин, РИА Новости/Максим Блинов.

Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!                                                 

App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8                                             

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru

Новый номер уже в продаже!

№46