Роль футбола в искусстве
Футбол и живопись
Первые изображения атлетов и физкультурников восходили к традиции Древней Греции и Римской империи, это были мощные фигуры в духе неоклассицизма.
Однако это никак не относилось к футболистам, здесь важнее было передать движение тела, что в эпоху первоначальной популяризации игры особенно привлекло итальянских модернистов.
В произведениях, посвящённых футбольной тематике, наметился явный отход от реалистических традиций: свидетельством тому можно считать творения таких мастеров, как Жорж Брак, Роберт Делоне, Фернан Леже и Пабло Пикассо[3]. . Одной из самых известных работ этого периода является картина Пабло Пикассо «Игрок в футбол».
Футбольное зрелище пытались передать и живописцы, работающее в более традиционной манере. Так, на создание картины «Корнер» французского художника Жана Жакоби вдохновил Парижский олимпийский турнир 1924 года. На полотне воспроизведён эпизод, происходящий у самых ворот: в центре композиции вратарь, старающейся в прыжке отбить мяч и помешать нанести удар головой двум противникам.
Художественное восприятие футбола всегда согласовывалось с превратностями развития самой игры. Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось пиком интереса к футболу со стороны людей искусства, который затем постепенно слабел и достиг глубочайшего спада в 1970-е и 1980-е год, когда стадионы захлестнула волна насилия.
В последующее десятилетие футбол заполнил экраны телевизоров, в него потекли огромные деньги, вследствие чего во многих странах стала бурно рассветать целая футбольная индустрия. Этот предмет вновь привлёк художников самого разного толка от сатириков-концептуалистов вроде Марка Валлингера, выставившего огромный шарф «Манчестер Юнайтед», завитый в форме спирали ДНК, до плеяды скульпторов, насаждавших улицы городов по всему миру памятниками великим игрокам (Эйсебио в Лиссабоне, Стэнли Мэтьюзу в Хэнли, Льву Яшину в Москве и прочие).
Футбол и литература
Художественная литература не обделила своим внимание спорт как явление в целом, и футбол как его составляющую, в частности, хотя следует отметить, что значительные литературные удачи о футболе, существующее на самых различных языках можно буквально перечесть по пальцам.
Причина здесь, видимо, в том, что футбол, в общем-то, не считается принадлежностью высокой культуры.
Из значимых произведений можно выделить:
«Футбольные сказки» автор Алдир Шлее (Бразилия)
«Футбольная горячка» автор Ник Хорнби (Англия)
«Чертополох и чаша Грааля» автор Робин Дженкинс (Шотландия)
«Хем и футбол» автор Налинакши Бхаттчарья (Индия)
«Фабрика футбола» автор Джон Кинг (Англия)
«Мы идем» автор Дуги Бримсон (Англия)
Особняком можно выделить множество автобиографических изданий и мемуаров, написанных различными футболистами, тренерами, футбольными функционерами и судьями. Но вряд ли такого рода литературные творения можно отнести к значимым произведениям эпистолярного жанра, ибо в большинстве своём точки зрения на событии описанные в книгах носят субъективный характер.
В целях улучшения ситуации и привлечения серьёзных литераторов к тематике футбола в 1957 году, ФИФА учредило премию за лучшее литературное произведение о футболе. Однако после двух лет от этой идеи пришлось отказаться, с мотивировкой «в силу огромных сложностей её осуществления в международном масштабе».
Футбол и театр
Следует отметить, что футбол не пользовался особой популярностью у драматургов.
Первой серьёзной пьесой на английском языке посвящённой футболу, стала «Игра», Гарольда Брикхауза (1913 год), в которой футболисты предстают честными профессионалами, не поддающимися искушению сдать матч за деньги.
В Бразилии, где роль футбола не менее значима, чем в Британии серьёзных драматургических произведений на футбольную тему тоже было крайне мало.
Заслуживает упоминания «Покойница» Нельсона Родригеса (1953 год): её горой, только что потерявший жену, узнает, что она была ему не верна, и решает все деньги, которые умершая отложила себе на похороны, потратить на футбол.
Значимым явлением стала написанная в 1967 году пьеса Питера Терсона «Зиггер Заггер» своего рода драматургическое исследование проблемы футбольного хулиганства, тогда только набиравшего мощь и размах.
За последние годы, появилась лишь комедия Артура Смита и Криса Инглэнда «Вечер с Гари Линекером», в которой слышны отзвуки обидного поражения сборной Англии в полуфинале чемпионата мира 1990 года в Италии.
Футбол в кинематографе
Футбольная тематика в кинематографе не сыскала особого успеха по причине необычайной трудности передачи средствами кинематографа напряжения футбольного действа и страстей, кипящих вокруг него.
Однако следует отметить, что есть ряд картин, вошедших в классику футбольного и околофутбольного жанра.
К ним можно отнести:
«Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» режиссёра Вима Вендерса 1972 год. Фильм показывает постепенное падение человеческой личности.
«Финал Кубка» режиссёра Ёрана Риклиса 1982 год. Основную сюжетную линию этого фильма образуют взаимоотношения двух главных героев пленника еврея и стерегущего его боевика из Организации освобождения Палестины.
Действие картины проходит во время проведения чемпионата мира 1982 года, и оба героя стараются следить за ходом чемпионата. Через бинокль им удаётся увидеть на экране телевизора несколько моментов: мячи, которые забивает в ворота Бразилии Паоло Росси в решающем матче группового этапа, и последний гол итальянцев в финальном матче против Германии. При этом у израильтянина есть билет на игру, и в самые мучительные минуты он сжимает этот билетик в руке.
«Удостоверение» режиссёра Филиппа Дэвиса 1995 года.
Действие картины происходит в Англии, где четверым полицейским даётся задание внедриться в банду футбольных хулиганов «Собаки», чтобы установить личности главарей и тех, кто причастен к околофутбольным беспорядкам. Полицейские начинают с того, что знакомятся с членами банды в одном из пабов и решают поехать с ними на выезд за клуб второго дивизиона «Шедвел». Главный герой фильма (Джон Трэвел) решается на одном из выездов поучаствовать в беспорядках. Он быстро увлекается этим, и у него начинаются проблемы как на работе, так и дома.
«Кубок» режиссёра Каньесте Норбу 1999 года.
Фильм основан на реальной истории Тибетских ребят, которых родители за немалые деньги и с большим риском для себя отправили в монастырь Чок-Линг у подножья Гималаев, дабы они прошли там курс «дхармы» традиционного религиозного обучения. Но религия не единственное что занимает умы молодых людей. Им запрещено ходить в соседнюю деревеньку и смотреть там матчи финального турнира чемпионата мира по футболу 1998 года, но запретный плод сладок.
«Играй как Бекхэм» режиссёра Гуриндера Чадхи 2002 года.
В картине представлена попытка, взглянуть с оптимистической точки зрения на культурные различия, существующие в современном британском обществе. Юная девушка дочь индийских эмигрантов, вынуждена пережить конфликт со своими родителями, прежде чем ей удаётся отправиться в США, где она получает футбольную стипендию в колледже и начинает карьеру профессионального игрока.
«Фабрика футбола» режиссёра Ника Лова 2004 год.
Сюжетная линия фильма, довольно чётко разделена режиссёром на две основные составляющие, это описание околофутбольного насилия, чередующееся с описанием географии и уклада жизни городов современной Англии.
Изложение событий ведётся с грубым реализмом и искренней включённостью в культуру, которая, по сути, официально отвергнута, но которую невозможно игнорировать.
«Гол» режиссёра Дэнни Кэнона 2005 года.
Картина повествует о судьбе мексиканского эмигранта, проживающего в США. Всё свободное время главный герой посвящает игре в футбол, и однажды, волей случая, он попадает в поле зрения известного футбольного агента, который прилагает максимум усилий для устройства его просмотра в профессиональной команде «Ньюкасл Юнайтед» английской Премьер-Лиги.
Пройдя через предательство, любовь и притяжение больших денег, главный герой добивается цели и в финале картины забивает важнейший гол в ворота «Ливерпуля». И некоторые другие картины.
Из советских и российских фильмов можно выделить картины:
«Вратарь» режиссёра Сергея Тимошенко 1936 год. Картина снята по повести Льва Кассиля, и повествует о вратаре-самоучке Антоне Кандидове, неожиданно ставшим футбольной звездой. Далее был конфликт на почве лёгкого зазнайства, переход в команду противников, возвращение «блудного сына».
«Мой лучший друг, генерал Василий, сын Иосифа» режиссёра Виктора Садорвского 1991 года. Истopический фильм о судьбе знаменитого спортсмена Всеволода Боброва, волею судьбы оказавшегося фаворитом сына вождя авиационного военачальника Василия Сталина.
В основе фильма факты из биографии легендарного капитана сборных СССР по футболу и хоккею. Это фильм-рассказ не только о спортивной жизни в СССР того периода времени, но и о околоспортивной ситуации в стране и известном генерале, сыне первого человека в государстве Василии Сталине.
ru.wikipedia.org/wiki/Футбольная_культура