8 мин.

Новая сборная Англии: какой она будет?

Вадим Лукомский отслеживает первые изменения.

Единственное реальное изменение

alt

«Мой стиль во многом строится на хороших отношениях с игроками. На том, чтобы не быть отстраненным от них. Люблю посмеяться с ними – в меру и не всегда, разумеется. Игроки должны чувствовать себя комфортно, а я – заслужить их уважение. Надеюсь, справиться с этим быстро. Создание благоприятной среды очень важно», – рассказывал Эллардайс.

Новому тренеру удалось быстро улучшить атмосферу в команде. Частично просто за счет того, что он не Рой Ходжсон, частично за счет собственных приемов. Ходжсон проделывал весьма неплохую работу на тренировочных полях, но так и не сумел по-настоящему сблизиться с игроками (ну за исключением тех, кто может обсудить с ним чешскую литературу перед сном – спойлер: таких среди ребят, большинство из которых написало больше книг, чем прочитало, не нашлось).

Безобидное напряжение множилось на нехватку пояснений по странным решениям (Кейн, подающий угловые; схема 4-3-3, когда в большинстве товарищеских матчей наигрывалась 4-4-2 ромб; глобальная ротация в матче группы со Словакией). Если верить инсайдам, в том числе от авторитетного Sky Sports, к матчу с Исландией больше половины игроков и даже часть тренерского штаба утратили веру в Ходжсона. Верить слухам можно лишь до определенной степени, и участники событий их старательно отрицают (вот попытка Гари Невилла), но некоторые отголоски все-таки доносились даже до нас – например, принятое без участия Ходжсона решение отстранить Кейна от исполнения угловых.

Эллардайс сразу после назначения отправил каждому футболисту, который ездил со сборной на Евро, приветственное письмо. На первом сборе Сэм сделал четверг полностью выходным днем, отпустив игроков еще в среду вечером, так как не хотел, чтобы они были заперты в отеле на 24 часа в сутки, как давно повелось в сборной Англии. При Ходжсоне складывалась обратная ситуация – он требовал, чтобы игроки время от времени приезжали на базу для разбора сыгранных матчей, даже когда не было сборов.

alt

Эллардайс нарушил и другую традицию, объявив стартовый состав на Словакию за 48 часов до матча – частично по тактическим причинам (хочет проводить две полные тренировки с прицелом на матч), частично по психологическим (состав все равно часто попадал в прессу, поэтому нет смысла лишний раз волновать игроков). Еще одним мероприятием, нацеленным на улучшение атмосферы, стало приглашение на вечер с викторинами комиков Брэдли Уолша, Падди Макгинесса и Джона Бишопа. Осторожно можно говорить о раннем позитивном эффекте – например, Кейн рассказывал, что они с Эллардайсом часто шутят на тему угловых.

Стремление сплотить не только игроков, а вообще весь коллектив всегда было присуще Эллардайсу. Иногда из этого рождаются неординарные истории. Когда он тренировал «Болтон», он однажды утром зашел в кабинет и заметил, что фишка с именем вингера Рикардо Гарднера на тактической доске передвинута на левый фланг защиты. Сэм принялся выяснять, кто это сделал. Оказалось, что ее случайно сдвинул китмэн (ответственный за форму). Эллардайс отыскал его и лично поблагодарил. Гарднер отыграл на новой позиции несколько очень успешных сезонов.

Потенциально самое важное отличие Эллардайса от Ходжсона в его отношениях с прессой. Роя, который занял место Харри «мой телефон есть в контактах каждого британского журналиста» Реднаппа, травили от начала и до конца, пугающе часто вырывая его слова из контекста. Сэм же находится в лучших отношениях с медиа – его, напротив, перехваливают.

Сразу после назначения хвалили за то, что он «прагматичный и оборонительный» – окей, допустим это именно то, что нужно Англии, но все равно тотально игнорировался факт, что до сборной Ходжсон был таким же (и более успешным). А после дебютного матча один репортер умудрился назвать Сэма «тактически подкованным», потому что он: 1) не Майк Бассетт; 2) не играл 4-4-2 (хотя никто и не ожидал увидеть эту схему). Мелочи, вроде, тотальной немощности в атаке отошли на второй план.

Что поменялось в игре?

Один матч не дает почвы для надежных выводов. Но, учитывая, что в соперниках была Словакия, с которой недавно играла и сборная Ходжсона, некоторые моменты можно отметить.

alt

Из относительно значимых параметров слегка поменялось количество ударов и владение мячом. Более показательной картина станет, если взглянуть на эти же показатели до удаления Шкртела. Владение – 61,8% (то есть примерно такое как и в прошлом матче), удары – всего 5 за почти 60 минут. И нельзя сказать, что причина в том, что Эллардайс решил пожертвовать количеством ударов в пользу качества – 3 из 5 были дальними, еще один заблокированным. И даже итоговые 20 ударов англичан были нанесены из сомнительных позиций.

alt
alt

Вверху карта остроты ударов в матче Евро-2016, ниже – в дебютном матче Эллардайса.

Проще говоря, Эллардайсу удалось, не меняя схему и пригласив более-менее тех же игроков, значительно ухудшить качество атакующей игры. Проблема заключалась в стилистической неопределенности. Яркий пример ситуации, которая в той или иной форме возникала весь матч:

alt

Между пятерками англичан гигантский разрыв. Организовать продвижение мяча коротким пасом практически невозможно, дальний пас использовать нерационально, так как атакующая пятерка в явном меньшинстве против словаков (дальний пас при таком расположении нужно было использовать в более ранней стадии атаки). Проще говоря, англичане располагались как команда для дальних забросов, но не использовала их (всего 5% от всех передач были дальними). Итог: стерильное перекатывание мяча без реального обострения.

Еще раз: это лишь первый матч, никто не собирается слишком сурово оценивать Эллардайса или переоценивать локальные успехи эпохи Ходжсона, но почвы для оптимизма, основанного чисто на футболе, пока и близко нет. Абсолютно нормально, что Англия пока не прибавила, чуть менее нормально, что она стала хуже, чем была на Евро, и вообще необычно, что ей повезло. Пока это не критика и даже не выводы, но, учитывая манеру победы и традицию британской прессы увлекаться хайпом, об этом стоило рассказать.

А реальную проблему кто-нибудь решать собирается?

В тексте по итогам выступления Англии на Евро мы подробно рассказывали о вредительстве Футбольной ассоциации. Проблему можно разделить на две части – психологическую и тактическую. Еще после 2014-го Стивен Джеррард заметил: «Вокруг сборной нет здоровой спокойной атмосферы. Ее никогда не было. Вместо нее всегда истерия. Процветает культура страха, и никто не хочет решать эту проблему». На Евро это усугубилось заявлениями нынешних руководителей ФА, которые усилили давление на команду (примеры в итоговом тексте). Со стороны заметно, что атмосфера при БигСэме стала лучше, но говорить об этом пока можно лишь шепотом.

Потенциально более страшная часть проблемы касается требований по стилю, которые сборной предъявляет ФА. В футбольной национальной программе они прописаны так: «Англия обязана ставить целью доминирование в плане владения мячом и использовать его для создания остроты и голевых шансов у чужих ворот. Владение мячом должно позволять команде контролировать темп матча». На практике это выражается в оценке прогресса через статистические показатели (вероятно, владение и удары), о чем говорил исполнительный директор ФА Мартин Гленн.

alt

Это сильно расходится с представлениями Эллардайса: «Все эти типпи-таппи и тики-таки – дерьмо собачье! Максимально быстрая доставка мяча вперед, предпочтительно качественным пасом за спину защитникам соперника – наилучший стиль игры». В похожем положении 4 года назад находился и Ходжсон – тоже тренер с репутацией прагматика: тогда ФА удалось навязать менеджеру прописанный в программе путь.

Изначально казалось, что с БигСэмом будет иначе. Тренер подчеркивал, что собирается «разрабатывать отдельный тактический план под каждую встречу», и вообще выглядел менее податливой фигурой, чем Ходжсон. Сейчас ситуация кажется необычайно мутной. Пока изменений не прослеживается (что нормально, учитывая, что сыгран лишь один матч). Более того, Эллардайс после матча заметил: «Руни может играть, где пожелает. Я не могу запретить ему отходить поглубже». Явно не слова тренера, способного совладать со звездами сборной и чиновниками ФА. А сам Гленн летом отметился любопытной цитатой, которая может значить что угодно: «Наши понятия о том, что из себя должна представлять успешная команда, изменились».

С палками, которая ФА обычно вставляет в колеса сборной, невозможно представить даже относительные успехи англичан. В последнее время при желании можно разглядеть намеки на изменения в лучшую сторону. Насколько реальными и продуманными они окажутся – пожалуй, настоящая интрига вокруг будущего сборной.

Фото: REUTERS/Carl Recine/Action Images; globallookpress.com/imago/BPI (3)

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram